Тема школьного эксперимента: «Создание педагогического пространства, обеспечивающего реализацию проектно- исследовательской деятельности учителей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 28» г. Балаково Саратовской области
Руководитель эксперимента: М.Н. Вязова, заместитель директора по УВР;
Вересовкина Т. К., заместитель директора по УВР.
Учитель: Пискунова Любовь Павловна. Тема эксперимента «Эффективность развития исследовательских навыков младших школьников на уроках математики»
На первом этапе эксперимента изучала литературу по теме эксперимента
1. Горшкова О.Д. Начальная школа: ма_
тематика: нестандартные задания. 1–4 классы // Первое сентября. Серия «Я иду
на урок». – М., 2005.
2. Иванов Г. Готовим юных исследователей //Народное образование. – 1999. – № 6.
3. Макарова М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: Дисс. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2004.
4. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школаХХI века» Н.Ф.Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2005.
5. Программы четырёхлетней начальной школы., Н.Ф.Виноградова., М .,
«Вентана-Граф»., 2004.
6.Развитие личности в обучении. Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова, М ., Academa., 1999.
7. Психология одаренности. Под ред. Д.В.Ушакова, М ., 2000.
8. Методы и организационные формы обучения. В.В.Гузеев., М., Народное образование,
2001.
9. Занимательная математика. Е.Арутюнян, Г.Левитас., М . ,АСТ-пресс, 2002.
10. Вопросно-ответная основа урока. Технологический аспект. В.С.Безрукова., Екатеринбург.,2001.
Работая над темой: «Эффективность развития исследовательских навыков младших школьников на уроках математики»
В первую очередь, важно было обратить внимание на отбор содержания. Появившиеся
новые программы, учебники, учебно-методические комплекты позволяют учителю
сделать свой выбор, т.к. многие из них сориентированы на развитие личности младшего школьника. Внедряя проект «Начальная школа ХХI века», я пришла к выводу, что именно в его содержании заложены факторы, способствующие формированию исследовательских навыков младших школьников.
В основе концепции проекта лежит личностно-ориентированный подход. Он предполагает следующее:
сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущемему темпе;
обязательную успешность в деятельности;
обучение в зоне «ближайшего развития»;
предоставление права выбора деятельности, партнёра, средств обучения;
создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка;
демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся.
Курс математики автора В.Н. Рудницкой призван обеспечить полноценное
интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического
мышления, пространственного восприятия и ориентирование в математическом языке.
Использую в своей работе такие методы формирования исследовательских навыков
Учебная поисковая деятельность.
Проблемный метод.
Игра
Проектирование
Моделирование
Эксперимент
Эксперимент наряду с наблюдением также является одним из важных способов
исследования.
Например, что можно сделать из листа
бумаги? Если построить фигуру симметрично относительно оси, какая фигура получится
в целом? Правильно ли изображена тень от фигуры? Как исчезает вода? А проверкой
выдвинутой идеи может стать практическая работа.
Таким образом, комплект «Начальная школа ХХI века» и курс «Математика» ( автор В.Н.Рудницкая) создают благоприятные условия для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка.
Результаты опроса учащихся
Уровень познавательных потребностей
1 класс 2 класс
низкий средний высокий низкий средний высокий
Исследования проводимые на уроках математики:
1.Исследование числа
2.Исследование ряда чисел
3.Исследование суммы
4.Исследование разности
5.Исследование произведения
6.Исследование частного
7.Исследование геометрических фигур
8.Исследование симметрии фигур
|