изучить способы представления статистической информации; научить представлять ряды данных в виде столбчатой, круговой диаграмм и в виде полигона.
научить работать в режиме коллективного способа обучения; развивать навыки работы в группе, в паре; навыки самостоятельной работы
развивать коммуникативные компетенции; воспитывать ответственность за свою работу; коллективизм; интерес к предмету.
Оборудование:
обучающие карточки (3 вида) для каждого ученика.
карта учёта учебных вопросов для каждого ученика.
бумага, карандаши, чертёжные инструменты.
Предварительная подготовка:
класс разбивается на группы, в каждой группе есть сильные ученики и ученики со слабой математической подготовкой, в группе назначается консультант.
каждая из трёх групп получает задание: провести опрос участников и их семей по расходам на электроэнергию, газ и услуги связи, составить таблицы относительных частот по результатам исследования.
накануне урока консультанты проходят обучение своей карточке и получают инструкции о работе группы и его самого во время урока.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
15 мая – Всемирный день семьи. Перед каждой семьёй стоит задача – вырастить и воспитать детей; способствовать развитию каждого члена семьи; реализовать потребности взрослых и детей. Эти задачи успешно выполняются, если потребности семьи обсуждаются на семейном совете, правильно планируется семейный бюджет. Чтобы быть готовым к таким важным делам, необходимо уметь собирать нужную информацию, анализировать её; планировать доходы и расходы семейного бюджета.
Сегодня на уроке вы подготовите для семейного совета наглядную информацию о расходах семьи на оплату электроэнергии, газа, услуг связи. А затем дома, в каждой семье, проанализируете эту информацию и сделаете выводы, закономерны траты семьи или нет, можно ли сократить расходы и как это сделать.
Организация работы групп.
Ученики знакомятся с содержанием карточки «Алгоритм работы», получают индивидуальные карты учёта учебных вопросов (приложение).
Запуск.
Консультант каждой группы рассказывает теоретическую часть и показывает решение первого задания своей карточки (приложение), затем наблюдает за самостоятельной работой членов группы со вторым заданием карточки. После усвоения нового материала, уже все члены группы становятся консультантами по этому виду карточки.
«Литературная пауза».
Ученики с помощью учителя вспоминают пословицы и поговорки о семье.
- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- Где любовь и совет, там и горя нет.
- Намёки да попрёки - семейные пороки.
Работа в парах сменного состава.
По команде учителя ученики пересаживаются в пары сменного состава. Теперь рядом оказываются ребята с разными карточками. По очереди, выступая то в роли ученика, то в роли консультанта, они обмениваются информацией, содержащейся в их карточках, и самими карточками.
«Динамическая пауза». Ученики под музыку выполняют физические упражнения.
Аналогично происходит ещё одно пересаживание, обмен информацией и карточками. Таким образом, все вопросы темы оказываются рассмотренными каждым учеником класса.
VI. Учёт и контроль полученных знаний.
Каждая группа изображает собранную накануне информацию в виде диаграммы или полигона (по своему выбору). Затем один из участников группы рассказывает классу о своей работе, дают советы, каким образом можно сократить расходы семейного бюджета.
Итог урока.
Консультанты рассказывают о работе каждого члена группы, ставят оценку за работу.
Ученики делают выводы о том, что урок был полезен и полученные на уроке знания пригодятся на практике.