Размещено пн, 27/06/2011 - 12:27 пользователем Евгения Борисовна Дьякова.
Людмила Николаевна,
Если отталкиваться от информации, озвученной на конференции, то пока переходить основной и старшей школе не на что - проекты стандартов получили у экспертной коммисии оценку "нуждаются в доработке".
Однако на официальном сайте ФГОС представлен стандарт основной школы как утвержденный Минобр. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Наблюдаем противоречие...
Что касается сроков, привожу цитату:
"В 2011 году по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) будут учить в начальной школе (1–4–й классы), в 2012 году планируется переход на новый стандарт основной школы (5–9–й классы), в 2013 году — старшей (10–11–й классы). ФГОС старших классов станут обязательными для всех российских школ с 1 сентября 2020 года." (http://ria.ru/edu_news/20110201/328950254.html)
Учебный год 2012-2013 для основной школы.
Комментарий был изменен с момента создания (Евгения Дьякова, пн, 27/06/2011 - 12:27).
Размещено чт, 23/06/2011 - 17:18 пользователем Евгения Борисовна Дьякова.
Людмила Николаевна,
Отвечаю по порядку номеров.
1) О существовании организации и своем участии в с'езде я узнала за неделю до события. Все участники являлись лауреатами или победителями профессиональных педагогических конкурсов разных уровней, видимо этот принцип и лежал в основе отбора/назначения делегатов.
Информацию от деятельности ВПС удалось подчерпнуть из официального сайта организации http://www.pedagogsobr.ru/. На этом сайте активно живет и регулярно обновляется рубрика "Новости", что касается остальных разделов, то они, преимущественно, датированы 2007 г.
ВПС - это общественная организация, которая (далее цитирую "Вестник ВПС" - официальный печатный орган ) активно участвует в модернизации системы российского образования, способствует конструктивному диалогу органов власти, педагогов и структур гражданского общества, стремится участвовать в решении наиболее актуальных проблем образования.
Основная форма деятельности, насколько я поняла, это предоставление трибуны на региональном и российском уровне для этого самого диалога. Встречи, судя по отчетам, проходят регулярно.
Своими впечатлениями от с'езда я уже делилась, назвать это действо диалогом нельзя.
Хотя может быть не стоит судить о слоне в целом по одному хоботу....
В числе лидеров значатся Амонашвили Ш.А. (!!!), ректоры более 10 вузов страны, министры образования некоторых суб'ектов РФ. Казалось бы, идеи благие и положение обязывает...
В ряде регионов, например, в Якутии http://www.vps.sakhaedu.ru/index.php, и по делегатам это видно, ВПС - реально действующая структура. Но следов деятельности ВПС на уровне Ленинградской области мне обнаружить не удалось.
2) Дискуссионная площадка, на которой я очутилась, была посвящена новым образовательным стандартам. В своем выступлении я отметила три момента:
- Организация процесса обучения на деятельностной основе требует дополнительных временных затрат, по сравнению с традиционной моделью обучения. (Поскольку послушать учителя и повторить - это быстрее, чем найти и сформулировать самому.) При существующем соотношении время - об'ем знаний (в том, что касается истории, это больной вопрос еще со времен перехода на концентры) - требования по знаниям на выходе (ЕГЭ) - переход к деятельностной модели обучения малореален.
Выход: оптимизация отбора содержания на уровне ФГОС и программ, выделение специального учебного времени для освоения умений познавательной деятельности.
- Одно из ключевых требований новых стандартов - научить самостоятельной деятельности, научить учиться. Речь идет о системном поэтапном формировании общеучебных и предметных умений учащихся. Однако системность в формировании умений учащихся на данный момент очень слабо отражена в проекте новых стандартов и программах на их базе. Требованиях к умениям сформулированы в обобщенном виде. Например, исследовательская деятельность предполагается и в начальной школе, и в основном звене, и в старшей школе. Что подразумевается под исследовательской деятельностью на каждом уровне, учитель определяет сам в меру своей компетентности. Стандарт должен давать учителю четкий ориентир какие умения и на каком уровне должны быть освоены на данной ступени обучения.
Выход: конкретизировать во ФГОС и программах систему общеучебных и предметных умений и требования у уровню их освоения на различных ступенях обучения. (по классам!).
- Много говорилось о необходимости повышения квалификации учителей в связи с переходом на новые стандарты. Но учителя надо вооружать не только знаниями, но и средствами. Пока нам пред'являют требования, но не создают условий. На данный момент организация обучения на деятльностной основе - очень трудозатратный процесс, поскольку учитель не имеет фактически никакой методической поддержки, ориентированной на новую модель обучения. Методические рекомендации, средства обучения (начиная с учебников), типовые планирования, компьютерные "новинки" - в большинстве своем требованиям новых стандартов не соответствуют. Коммерческой продукции много, но взять нечего. Учитель вынужден все это создавать сам, методом проб и ошибок. Учителя началки, прошедшие эксперимент, - стонут от увеличившейся нагрузки.
Выход: Перед переходом на новые стандарты обеспечить учителям систему методического сопровождения в соответствии с этими стандартами. При этом привлекать к разработкам не коммерческие структуры, а методистов педагогических вузов.
Эти вопросы поднимались во время дискуссий неоднократно в разных ракурсах. И множество других проблем, порождаемых переходом к новым стандартам. Хотелось бы увидеть итоговую резолюцию по нашей площадке.
Комментарий был изменен с момента создания (Евгения Дьякова, чт, 23/06/2011 - 17:18).
Спасибо за полезные ссылки, ваши комментарии, уважаемая Евгения Борисовна! Тяжело осознавать, что реальный механизм воздействия на властные структуры отсутствует. Форумы переполнены негативными высказываниями, но "воз и ныне там". Мы стоим на пороге новой цивилизации. Каждому понятно. что только духовное развитие (нравственное, интеллектуальное) - путь совершенствования общества, путь в будущее. Насколько исполнительная власть удовлетворяет насущные потребности общества? Пока говорить о том, что " ученик, учитель, семья" стоят в центре её интересов, конечно нельзя. Несмотря на все новации, из школы уходит дух поиска, глубины мысли, творчества. Самым популярным автором вновь становится Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин.
Размещено вс, 19/06/2011 - 13:15 пользователем Евгения Борисовна Дьякова.
У меня сложились двойственные впечатления от с'езда.
С одной стороны, это очень масштабный профессиональный форум "от Москвы до самых до окраин". Колоссальные возможности для обмена опытом. Сколько интереснейших проектов, достойных распространения и внедрения!!! Дискуссии по острым вопросам современной российской школы не носили формального характера. Коллеги делились наболевшим, указывали на существующие проблемы и недостатки, предлагали решения, спорили. В резолюциях дискуссионных площадках говорилось о конкретных шагах, которые власти могут предпринять для улучшения ситуации.
Но при этом, половина резолюций, прозвучавших на пленарном заседании, существенно отличались от рабочих вариантов в сторону "Все хорошо, прекрасная маркиза!" Итоговая резолюция с'езда носила обобщенный характер. Результаты дискуссий канули в воду. Поиграли и хватит. Главное - вступление в ОНФ и 30% повышение з/п. Ни то, ни другое от деятельности делегатов с'езда не зависело. Что касается аплодисметнов, переходящих в овации, и вставания зала во время выступления премьера, то было просто противно.
Это мои ощущения как непосредственного участника события.
http://pedagogsobr.ru/newsshow/410 - здесь вы найдете отчет о мероприятии на официальном сайте ВПС
Размещено вс, 19/06/2011 - 12:02 пользователем Евгения Борисовна Дьякова.
Цитата из молодежных статусов ВКонтакте: "А вам не кажется, что власть прилагает все усилия, чтобы мы революцию совершили, ибо они уже задолбались править...а мы не шевелимся?" Почти что устами младенца...
Евгения Борисовна! Здравствуйте! Отличные комментарии к фотографиям. Поддерживаю ваш сарказм. Как жаль, что мы разобщены, подчинены чиновнику, завалены формальной работой, напрочь убивающей творчество и необходимый нашему делу энтузиазм! Доколе...
На: VI Съезд Всероссийского Педагогического Собрания: размышлени
Людмила Николаевна,
Если отталкиваться от информации, озвученной на конференции, то пока переходить основной и старшей школе не на что - проекты стандартов получили у экспертной коммисии оценку "нуждаются в доработке".
Однако на официальном сайте ФГОС представлен стандарт основной школы как утвержденный Минобр. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Наблюдаем противоречие...
Что касается сроков, привожу цитату:
"В 2011 году по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) будут учить в начальной школе (1–4–й классы), в 2012 году планируется переход на новый стандарт основной школы (5–9–й классы), в 2013 году — старшей (10–11–й классы). ФГОС старших классов станут обязательными для всех российских школ с 1 сентября 2020 года." (http://ria.ru/edu_news/20110201/328950254.html)
Учебный год 2012-2013 для основной школы.
На: VI Съезд Всероссийского Педагогического Собрания: размышлени
Огромное спасибо, Евгения Борисовна, за столь детальный и основательный ответ.
Позволю себе ещё один вопрос: какова реальная "угроза" введения Госов для нас (основной и старшей школы)? Осень, зима?
На: VI Съезд Всероссийского Педагогического Собрания: размышлени
Людмила Николаевна,
Отвечаю по порядку номеров.
1) О существовании организации и своем участии в с'езде я узнала за неделю до события. Все участники являлись лауреатами или победителями профессиональных педагогических конкурсов разных уровней, видимо этот принцип и лежал в основе отбора/назначения делегатов.
Информацию от деятельности ВПС удалось подчерпнуть из официального сайта организации http://www.pedagogsobr.ru/. На этом сайте активно живет и регулярно обновляется рубрика "Новости", что касается остальных разделов, то они, преимущественно, датированы 2007 г.
ВПС - это общественная организация, которая (далее цитирую "Вестник ВПС" - официальный печатный орган ) активно участвует в модернизации системы российского образования, способствует конструктивному диалогу органов власти, педагогов и структур гражданского общества, стремится участвовать в решении наиболее актуальных проблем образования.
Основная форма деятельности, насколько я поняла, это предоставление трибуны на региональном и российском уровне для этого самого диалога. Встречи, судя по отчетам, проходят регулярно.
Своими впечатлениями от с'езда я уже делилась, назвать это действо диалогом нельзя.
Хотя может быть не стоит судить о слоне в целом по одному хоботу....
В числе лидеров значатся Амонашвили Ш.А. (!!!), ректоры более 10 вузов страны, министры образования некоторых суб'ектов РФ. Казалось бы, идеи благие и положение обязывает...
В ряде регионов, например, в Якутии http://www.vps.sakhaedu.ru/index.php, и по делегатам это видно, ВПС - реально действующая структура. Но следов деятельности ВПС на уровне Ленинградской области мне обнаружить не удалось.
2) Дискуссионная площадка, на которой я очутилась, была посвящена новым образовательным стандартам. В своем выступлении я отметила три момента:
- Организация процесса обучения на деятельностной основе требует дополнительных временных затрат, по сравнению с традиционной моделью обучения. (Поскольку послушать учителя и повторить - это быстрее, чем найти и сформулировать самому.) При существующем соотношении время - об'ем знаний (в том, что касается истории, это больной вопрос еще со времен перехода на концентры) - требования по знаниям на выходе (ЕГЭ) - переход к деятельностной модели обучения малореален.
Выход: оптимизация отбора содержания на уровне ФГОС и программ, выделение специального учебного времени для освоения умений познавательной деятельности.
- Одно из ключевых требований новых стандартов - научить самостоятельной деятельности, научить учиться. Речь идет о системном поэтапном формировании общеучебных и предметных умений учащихся. Однако системность в формировании умений учащихся на данный момент очень слабо отражена в проекте новых стандартов и программах на их базе. Требованиях к умениям сформулированы в обобщенном виде. Например, исследовательская деятельность предполагается и в начальной школе, и в основном звене, и в старшей школе. Что подразумевается под исследовательской деятельностью на каждом уровне, учитель определяет сам в меру своей компетентности. Стандарт должен давать учителю четкий ориентир какие умения и на каком уровне должны быть освоены на данной ступени обучения.
Выход: конкретизировать во ФГОС и программах систему общеучебных и предметных умений и требования у уровню их освоения на различных ступенях обучения. (по классам!).
- Много говорилось о необходимости повышения квалификации учителей в связи с переходом на новые стандарты. Но учителя надо вооружать не только знаниями, но и средствами. Пока нам пред'являют требования, но не создают условий. На данный момент организация обучения на деятльностной основе - очень трудозатратный процесс, поскольку учитель не имеет фактически никакой методической поддержки, ориентированной на новую модель обучения. Методические рекомендации, средства обучения (начиная с учебников), типовые планирования, компьютерные "новинки" - в большинстве своем требованиям новых стандартов не соответствуют. Коммерческой продукции много, но взять нечего. Учитель вынужден все это создавать сам, методом проб и ошибок. Учителя началки, прошедшие эксперимент, - стонут от увеличившейся нагрузки.
Выход: Перед переходом на новые стандарты обеспечить учителям систему методического сопровождения в соответствии с этими стандартами. При этом привлекать к разработкам не коммерческие структуры, а методистов педагогических вузов.
Эти вопросы поднимались во время дискуссий неоднократно в разных ракурсах. И множество других проблем, порождаемых переходом к новым стандартам. Хотелось бы увидеть итоговую резолюцию по нашей площадке.
На: VI Съезд Всероссийского Педагогического Собрания: размышлени
Евгения Борисовна, огромное спасибо, что рассказали о 6 (!?) Всероссийском сезде педагогического собрания. Увидев Вас на фото, хочу спросить:
1. Как Вы тула попали?
2. С чем выступали Вы?
А теперь впечатление от прочитанного и увиденного благодаря Вам - ГРУСТНО.
На: VI Съезд Всероссийского Педагогического Собрания: размышлени
Спасибо за полезные ссылки, ваши комментарии, уважаемая Евгения Борисовна! Тяжело осознавать, что реальный механизм воздействия на властные структуры отсутствует. Форумы переполнены негативными высказываниями, но "воз и ныне там". Мы стоим на пороге новой цивилизации. Каждому понятно. что только духовное развитие (нравственное, интеллектуальное) - путь совершенствования общества, путь в будущее. Насколько исполнительная власть удовлетворяет насущные потребности общества? Пока говорить о том, что " ученик, учитель, семья" стоят в центре её интересов, конечно нельзя. Несмотря на все новации, из школы уходит дух поиска, глубины мысли, творчества. Самым популярным автором вновь становится Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин.
На: VI Съезд Всероссийского Педагогического Собрания: размышлени
У меня сложились двойственные впечатления от с'езда.
С одной стороны, это очень масштабный профессиональный форум "от Москвы до самых до окраин". Колоссальные возможности для обмена опытом. Сколько интереснейших проектов, достойных распространения и внедрения!!! Дискуссии по острым вопросам современной российской школы не носили формального характера. Коллеги делились наболевшим, указывали на существующие проблемы и недостатки, предлагали решения, спорили. В резолюциях дискуссионных площадках говорилось о конкретных шагах, которые власти могут предпринять для улучшения ситуации.
Но при этом, половина резолюций, прозвучавших на пленарном заседании, существенно отличались от рабочих вариантов в сторону "Все хорошо, прекрасная маркиза!" Итоговая резолюция с'езда носила обобщенный характер. Результаты дискуссий канули в воду. Поиграли и хватит. Главное - вступление в ОНФ и 30% повышение з/п. Ни то, ни другое от деятельности делегатов с'езда не зависело. Что касается аплодисметнов, переходящих в овации, и вставания зала во время выступления премьера, то было просто противно.
Это мои ощущения как непосредственного участника события.
http://pedagogsobr.ru/newsshow/410 - здесь вы найдете отчет о мероприятии на официальном сайте ВПС
Далее довольно интересные внешние комментарии:
http://www.mn.ru/newspaper_country/20110530/302147785.html - прогнозы журналистов накануне с'езда.
http://www.kommersant.ru/doc/1651425 - политкорректный, но все же критический обзор от "Коммерсанта"
http://finam.fm/news/93759/ - реакция зала на слова Путина о средней зарплате. Жаль, что по ТВ прозвучали только аплодисменты.
На: VI Съезд Всероссийского Педагогического Собрания: размышлени
Цитата из молодежных статусов ВКонтакте: "А вам не кажется, что власть прилагает все усилия, чтобы мы революцию совершили, ибо они уже задолбались править...а мы не шевелимся?" Почти что устами младенца...
На: VI Съезд Всероссийского Педагогического Собрания: размышлени
Евгения Борисовна! Здравствуйте! Отличные комментарии к фотографиям. Поддерживаю ваш сарказм. Как жаль, что мы разобщены, подчинены чиновнику, завалены формальной работой, напрочь убивающей творчество и необходимый нашему делу энтузиазм! Доколе...