Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.
Submitted by Наталья Александровна Ненахова on Tue, 07/06/2011 - 00:11
Итоговая контрольная работа
Конспект открытого урока.
11 класс.
Учебник.А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 класс. Просвещение, 2001 г.
Тема.Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.
Цель:Обобщить знания об особенностях публицистического стиля. Познакомить со средствами эмоциональной выразительности в публицистической речи. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей средствами художественной выразительности (А 32 и В 8)
Развивать навык грамотной речи. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, языку.
Ход урока.
І. Словарная работа. (Текст упр. 386)
- Какие из записанных слов можно использовать в публицистическом стиле?
ІІ.Обобщение пройденного.
- Каковы отличительные черты публицистического стиля?
(Соединение в нем стандарта и экспрессии, логичности и эмоциональности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.)
- Что характерно для лексики публицистического стиля?
(1) соединение клише (поставить вопрос, правовое государство, здравый смысл) и метафор, эпитетов, сравнений (пульс времени, солдаты удачи);
2) употребление слов торжественной лексики (держава, свершение, воздвигать) рядом с разговорно-просторечными словами (бабки, крутой, зелёные,( в значении доллары);
3) авторы публицистических текстов находятся в постоянном поиске новых слов и выражений, привлекающих читателей своей новизной. Если такое выражение удачно, оно начинает эксплуатироваться в текстах других авторов
4) появление большого количества иностранных слов (спикер, имиджмейкер, холдинг, брифинг) и неологизмов (думец, интернетчик);
5) употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателя и слушателя.)
- Каковы морфологические особенности публицистического стиля?
(1) речь часто ведется от первого лица и глаголы употребляются в первом лице или повелительном наклонении;
2) настоящее время используется для описания событий, происходящих в прошлом;
3) часто употребляются прилагательные в превосходной степени.)
- Каковы синтаксические особенности стиля?
( 1) использование преимущественно простых предложений;
2) замена причастных и деепричастных оборотов сложноподчиненными предложениями;
3) использование номинативных предложений (особенно в заголовках);
4) восклицательные, вопросительные предложения, риторические вопросы, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях, синтаксический параллелизм предложений, построенные по законам градации предложения с однородными членами.)
ІІІ.Выборочный диктант(ИКТ)
- Какого стиля текст? Обоснуйте свой ответ, указав тему и основную мысль текста.
- Выпишите слова и словосочетания, относящиеся к публицистическому стилю.
- Устно объясните расстановку знаков препинания в предложениях текста.
ІV.Расширение знаний о средствах эмоциональной выразительности публицистического стиля.
1.Слово учителя.
- Нашу речь образной и выразительной делают лексические и фразеологические средства выразительности. Слово ведь не только называет предмет, количество, действие или состояние, но и может передавать отношение говорящего, его эмоции, оценку, быть экспрессивным, т.е. указывать на степень проявления признака (большой – колоссальный). Особую выразительность речи придают авторские неологизмы (новообразования), т.к. они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске (сквернопение).
Для создания образности и эмоциональности кроме слов используются фразеологизмы, т.е. устойчивые словосочетания, равные по смыслу одному слову. Обладая смысловой ёмкостью, экспрессивностью, фразеологизмы помогают немногими словами сказать очень многое: …в считанные секунды; Если интеллектуальность делает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей…
Среди языковых средств выразительности наиболее распространены следующие тропы:
Эпитет– это художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить содержание высказывания (страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам).
Метафора– основана на перенесении значения по сходству. Метафоры близки к сравнению и олицетворению: Русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству. Мы вышли в горы. Солнце катилось кзакату. Ночь уже шла по ущелью. В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.(И.Бунин). Метафоры могут быть оригинальны, необычны, вызывать эмоциональные ассоциации и помогать лучше представить себе явление или событие.
Сравнение– это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. С его помощью говорящий (пишущий) привлекает к предмету (явлению) особое внимание. Сравнение может представлять собой сравнительный оборот (отражались как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями); сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным или сочетание глагола с существительным в форме Т.п. (ползёт улиткой).
Олицетворение– художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами (Солнце медленно всплывает над узкой тучкой; Содрогаясь от мук, пробежала над морем зарница).
Так как публицистика адресована к широкой аудитории, она стремится к простоте и доступности, деление на абзацы тоже подчинено задачам публицистики. Поэтому в отдельный обзац может быть выделено одно предложение, если оно несет особую эмоциональную нагрузку.
2.Работа с учебником.
- Изучите теоретический материал о средствах эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи по учебнику (с.237) и составьте его конспект.
Самостоятельная работа учащихся.
3.Беседа по прочитанному.
- Что нового для себя вы нашли в материале учебника?
V.Закрепление изученного материала.
1.Анализ текста (ИКТ).
- Назовите слова и словосочетания, относящиеся к публицистическому стилю.
- Определите вид использованных в тексте предложений: простые или сложные?
- Охарактеризуйте их по цели высказывания, по эмоциональной нагрузке.
- Укажите осложненные предложения. Чем они осложнены?
- Сделайте вывод об особенностях синтаксического строя предложенного текста.
- Укажите, какие средства выразительности используются в этом тексте. (Экспрессивный повтор, ряды однородных членов, газетно-публицистическая фразеология, разговорные синтаксические конструкции.).
2.Работа с текстом.
- Запишите текст под диктовку, графически объясняя знаки препинания.
Былинный источник силы от матери-земли представляется ныне не для избранных, не богатырей только, но для всех нас источником исключительно важным и целебным.О,О,ноО.И, посещая чужие земли, душой мы постоянно на родине, всё мы соизмеряем только с ней, всему ведем свой отсчет от неё.[ ], [ - =, = ].И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования.[ - , (- =), (- =),=].О,ОиО.; ОиО,ОиО.
(По В. Распутину)
- Определите стиль и тип этого текста.
- Докажите, что это текст публицистического стиля, обоснуйте свой ответ, указав тему и основную мысль текста.
- Приведите примеры слов и словосочетаний, относящихся к публицистическому стилю.
3.Выборочный диктант (упр.398).
- Выпишите из текста сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболу.
(Работа по цепочке по предложению.)
4.Самостоятельная работа. (ИКТ)
- Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?
1) метафора 4) олицетворение
2) риторический вопрос 5) инверсия
3) сравнение
(Ответ: 1,3,4,5.)
VІ.Итог урока. Обобщение пройденного.
- Какие средства выразительности делают нашу речь образной, выразительной? (Лексические и фразеологические.)
- Какие тропы наиболее распространены среди языковых средств выразительности? Перечислите их.
- Что такое эпитет?
- Что называется метафорой?
- Что такое сравнение? Олицетворение?
- Какова цель средств эмоционального воздействия в публицистическом стиле? (Воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-то и информирование, передача сведений.)
- Какую роль играют эмоциональные средства языка в публицистическом стиле?
(Сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.)