Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Любовная тема в лирикеС.А.Есенина. Литературная гостиная "История одного стихотворения". (Стихотворение "Собаке Качалова")

Submitted by Жанна Зиновенко on Tue, 31/05/2011 - 01:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зиновенко Жанна Григорьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

 Обучающие - продолжить совершенствование навыков исследовательской работы, сопоставления и анализа стихотворений; углубить знания школьников по изучаемой теме, систематизировать, обобщить и уточнить имеющиеся сведения, связанные с любовной лирикой в творчестве поэта С.А.Есенина.

Развивающие- развитие интеллектуального творчества учащихся; привлечение школьников к исследовательской деятельности в  науке.

Воспитывающие- воспитание любви к русской литературе как одной из составляющих культурных ценностей России; воспитание кадрового потенциала кубанской   науки; сохранение традиций и престижа российского академического образования.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Русская литература ХХ века: Учеб. для 11 кл.: В 2ч./ Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2008.

Используемая методическая литература: 

 

  1. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы/ Слово о поэте Ю.В.Бондарева; Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Л.Прокушева.-М.:Сов.Россия: Современник, 1990.
  2. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма/ Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева.-М.: Сов.Россия: Современник, 1990.
  3. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.-М.: Современник, 1986.
  4. К 100-летию Сергея Есенина. Трагедия в «Англетере».  Газета «Русь святая».  №15,1995г.
  5. «Нежным даётся печаль…» Газета «Вольная Кубань». 3 октября 1995г.
  6. Рогозинский В.В. Загадка известного стихотворения. Урок-исследование по изучению поэтической новелл С. Есенина «Собаке Качалова». Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР». ,№9 1990г.
  7. Комплект открыток «На родине Есенина». 18 сюжетов. Автор текста К. Воронцов. Фото
  8. Е. Говрилова. Редактор М.Толмачёва. Издательство «Панорама».Москва, 1990г.
  9. Телевизионный сериал «Есенин». Производство «ПРО-СИНЕМА ПРОДАКШН» и «ПЕРВЫЙ КАНАЛ». Режиссёр: Игорь Зайцев; Автор сценария: Владимир Валуцкий по одноимённому роману Виталия Безрукова.
  10. www. museum-esenin. ru
  11. www-nekropol. narod. ru
Краткое описание: 
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться с уроком-презентацией по творчеству С.А. Есенина, в основу которого положена серьёзная исследовательская и подготовительная работа группы учащихся 11 класса, глубокий сопоставительный анализ и обобщение собранного материала. Основанием для выбора темы мультимедийного урока послужил интерес школьников старшего и среднего возраста к далеко не простым взаимоотношениям мужчины и женщины в произведениях русской и зарубежной литературы. Любовная лирика С.А.Есенина-это яркий образец сложных человеческих переживаний, страданий и разочарований. Думаю, что предложенные мною материалы помогут одиннадцати -классникам лучше и нагляднее понять мир есенинской поэзии. Данный урок может быть итоговым не только в изучении стихотворений любовной тематики, но также жизни и творчества С.А.Есенина в целом. Педагог может заимствовать из урока как полный сценарий, так и применить его частично, встраивая в собственный план. Предложенные материалы возможно использовать в заседании литературной гостиной. Включённые в урок слайды и клипы, безусловно, настроят учащихся на восприятие учебного материала, помогут наглядно представить эпоху, в которую жил и творил великий поэт. Надеюсь, что предложенные материалы не обманут Ваших ожиданий и действительно помогут в Вашей педагогической деятельности.

 

I ведущий - Когда мы, южане, уже повзрослевшими, впервые для себя открываем по-настоящему землю средней полосы России, она сразу же кажется нам давным-давно знакомой и до сладкой боли близкой и родной. На родственную встречу с ней нас, конечно же, настраивает и живопись передвижников, и русская проза, и стихи…  Сразу же в душе само собой естественно звучит: «Есенинская Русь…» Почему-то не какая-нибудь иная, именно - есенинская. ( Вступление на фоне слайдов №1-11.)

 Клип №12.

II ведущий - О великой человечности есенинской поэзии хорошо сказал  Алексей Максимович Горький в своих воспоминаниях о поэте:  «Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с  такой искренней любовью пишет  о животных. «Да, я очень люблю всякое зверьё»,-молвил  Есенин, задумчиво и тихо пощупал голову обеими руками и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнёс последние строки:

                   Покатились глаза собачьи

                   Золотыми звёздами в снег-

на его глазах сверкнули слёзы». ( Слайд №13.)

III ведущий- Есть есенинские стихотворения, пожалуй, не имеющие равных по популярности. Никого не  оставляют равнодушными трогательные обращения поэта к животным, представляющим отряд домашних и бездомных  четвероногих, к которым Есенин всегда испытывал особую симпатию. Это стихотворения «Корова», «Лисица», «Табун», «Песнь о собаке». Стихи названы нарочито просто.

IV ведущий- Не менее популярно стихотворение «Собаке Качалова».

-Звучит стихотворение «Собаке Качалова».

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

 Такую лапу не видал я сроду.

 Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

 Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было,

Но та, что всех безмолвней и грустней,

 Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

 И без меня, в ее уставясь вгляд,

 Ты за меня лизни ей нежно руку

 За все, в чем был и не был виноват.

1925

IV ведущий- Тайный образ,  не нарушающий общей структуры этого есенинского стихотворения, делает его удивительно трогательным и человечным. Кто она, «что всех безмолвней и грустней»,  и почему, вспоминая о ней, поэт испытывает щемящее чувство вины.

V ведущий- Артист Московского Художественного театра Василий Иванович Качалов вспоминал первую встречу с Есениным весной 1925 года так: «Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня… Я вошёл и увидел Есенина и Джима - они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

II ведущий- К немалому удивлению хозяина Джима,  Есенин сдержал слово. Во время бакинских гастролей МХАТа в мае 1925 года Качалов получил записку, которую принесла «миловидная смуглая девушка». Это была та самая Шаганэ, персиянка. «Дорогой Василий Иванович! Я здесь. Здесь и напечатал… стихотворение «Джиму». В воскресенье выйду из больницы (болен лёгкими). Очень хотелось бы увидеть Вас за 57-летним армянским.  А? Жму Вашу руку. С. Есенин».

I ведущий- Сергей Александрович познакомился в Батуме с молодой армянской  учительницей по имени Шаганэ, ставшей прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл «Персидские мотивы», созданный поэтом во время трёх поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин) в 1924-25 годах. Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян) была на редкость интересным человеком, прекрасно владела  русским языком. ( Клип №14.)

IIведущий - Звучит окончание стихотворения «Шагане».

 Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

 

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя Шаганэ.

1924

III ведущий - Здесь неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шагане.

«На тебя она страшно похожа…» Кого напомнила Есенину красавица-армянка? Может быть, образ девушки, «страшно похожей» на Шаганэ, имеет связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотворение «Собаке Качалова»? О той, «что всех безмолвней и грустней», вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла «Персидские мотивы» - «Никогда я не был на Босфоре…»

IV ведущий - Звучит стихотворение «Никогда я не был на Босфоре…»

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

 

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

 

Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени — Россия —

Я известный, признанный поэт.

 

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

Я сюда приехал не от скуки —

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

 

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

                                                                                                                     Про твою веселую страну.

 

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

 

И хотя я не был на Босфоре —

Я тебе придумаю о нем.

Все равно — глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем.

21 декабря 1924

V ведущий- О ком «думал» и «скучал» поэт, находясь на Кавказе? Большинство писем, написанных Есениным во время пребывания на юге, адресовано Галине Артуровне Бениславской - журналистке, поверенной в издательских делах поэта, которая несколько лет, вполоть  до своей трагической смерти, работала в московской газете «Беднота».

I ведущий- Интересна

II ведущий - Звучит окончание стихотворения «Шагане».

 Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

 

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя Шаганэ.

1924

 Её родословная: по матери- грузинка, по отцу- француженка. Если она унаследовала материнские черты лица  (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне  похожа на Шаганэ. Галина Бениславская рано осталась без родителей, воспитывалась в семье врачей Бениславских, образование получила в гимназии. Она глубоко интересова- лась   литературой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в в литературном кафе «Стоило Пегаса», в котором в начале 20-х годов собирались лучшие московские поэты читать свои стихи, спорить, дискутировать, оглашать поэтические манифесты. На одном из вечеров Бениславская увидела Есенина, услышала, как он вдохновенно читает свои стихотворения. Так произошло их знакомство.

II ведущий - Звучит окончание стихотворения «Шагане».

 Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

 

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя Шаганэ.

1924

- «С тех пор пошли длинной вереницей бесконечно радостные встречи. Я жила этими встречами - от одной до другой. Стихи его захватили меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи, и он».

Находясь на Кавказе, Серёжа посылал мне письмо за письмом, в которых делился своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи. (Читает вслух выдержки из писем).                                

«Батум, 12 декабря 1924 года.

Галя милая! Очень болен и поэтому не могу Вам написать и рассказать, как живу в Батуме. Только просьбы и просьбы. Перечитайте эти стихи и сдайте куда хотите… Продавать мои стихи можете, не спрашивая меня. Надеюсь на Ваш вкус в составлении…»

«Батум, 20 декабря 1924 года.

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало… Дорогая, делайте всё так, как найдёте сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия… »

Батум, 15 апреля 1924 года.

Галя милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного…  Это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя…»

(Клип №15.)

III ведущий - В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она решила посвятить себя издательским делам Есенина и заботе о нем и его близких, что, безусловно, позволило поэту сосредоточиться исключительно на творчестве.

Увлекалась поэзией Есенина и Шаганэ Тертерян. Поэт часто читал ей новые произведения, говорил с  ней о достоинствах персидских поэтов, брал из её домашней библиотеки книги, а расставаясь, подарил ей свой поэтический сборник «Москва кабацкая», сопроводив дарственной надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне. С. Есенин».

                 Там, на севере, девушка тоже,

                 На тебя она страшно похожа.

                 Может, думает обо мне… ( Слайд №16.)

Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении из «Персидских мотивов» идет о Галине Бениславской 

V ведущий -Поэт-имажинист Вольф Эрлих, приятельство- вавший с Есениным, вспоминал, как восторженно произносил поэт в то время имя Бениславской: «Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она красивая!.. Ну так вот! Галя - мой друг! Больше, чем друг! Галя – мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне ».

«Дружба - что зимняя дорога. Сбиться с неё – пустяк,- писал впоследствии Вольф Эрлих.- Особенно ночью – в  разлуке. На Волге, как только лёд окрепнет, выпадет снег и пробегут по нему первые розвальни, начинают ставить вешки. Ставят их ровно, сажени на две одна от другой. Бывает – метель снегу  нанесёт, дорогу засыплет, вот тогда по вешкам и едут. Были и у нас свои вешки. Ставила их Галина Артуровна Бениславская. Не на две сажени, пореже, но всё-таки ставила. По ним-то мы и брели, вплоть до июня 1925 года .»

II ведущий - Есенин многим был обязан Бениславской. В трудное для него время, в 1923 году, когда он, возвратившись из зарубежной поездки, решил разорвать брачные узы с американской танцовщицей Айседорой Дункан, когда образовалась глубокая пропасть между ним и имажинистами и поэту угрожал духовный вакуум, Галина Бениславская протянула ему руку дружбы. Есенин поселился в Брюсовском переулке, в её квартире, где вскоре стали жить и его сёстры - Екатерина и Александра, приехавшие в Москву. Здесь стали собираться друзья Есенина: поэты и писатели – Пётр Орешин, Всеволод Иванов, Борис Пильняк, Василий Наседкин, частыми гостями были Вольф Эрлих и Николай Клюев. Это скрашивало будни есенинской жизни, позволяло общаться с собратьями по перу. (Клип№17.)

IV ведущий - «Я любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал мне большим дружеским чувством. Мы встретились с поэтом ещё до его знакомства с Дункан, но он никогда не говорил со мной о ней. Я же молча пережила его брак с Дункан, и его отъезд за границу.

В марте 1925 года, когда, казалось, ничто не угрожало нашей дружбе-любви, поэт прислал мне письмо: «Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю Вас как женщину». Это был для меня тяжёлый удар, но, тем не менее, я продолжала заботиться о поэте, помогать ему в издательских делах. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Л.Н.Толстого – С.А.Толстой – заставило меня разорвать отношения с ним».

               Ты за меня лизни ей нежно руку

               За всё, в чём был и не был виноват.

III ведущий - Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина. Были сломаны «вешки», о которых писал Вольф Эрлих, а новые найти было далеко не просто.

-Звучит стихотворение «Я помню, любимая, помню…»

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

 

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

 

Я помню, ты мне говорила:

«Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда».

 

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь.

 

И сердце, остыть не готовясь

И грустно другую любя,

Как будто любимую повесть.

С другой вспоминает тебя

1925

 

I ведущий- Брак с С.А.Толстой не был для Есенина счастливы
 

«В один из таких дней тоски,- вспоминает Софья Виноградская,- он пришёл прощаться. Было лето 1925 года. Лицо его было скомканное, он часто поглаживал волосы, и большая внутренняя боль  глядела из глаз.

-Сергей Александрович, что с Вами, отчего Вы такой?

-Да, знаете, живу с нелюбимой.

-Зачем же Вы женились?

-Ну-у-у! Зачем? Да назло, вышло так. Ушёл от Гали, а идти некуда». (Клип №18.)

V ведущий - В декабре 1925 года произошла трагедия в гостинице «Англетер», которая остаётся загадкой до сегодняшнего дня. За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья». Это было так: Сергеи Александрович подошёл к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил: «Потом прочитаешь, не надо!» Почему Есенин вручил  своё последнее поэтическое откровение Эрлиху? Не потому ли, что был уверен, что он    покажет его Галине Бениславской, той, «что всех безмолвней и  грустней». Быть может, именно ей и посвятил он это стихотворение. (Клип №19.)

I ведущий - Звучит стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» (Клип №20.)

До свиданья, друг мои, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки,

                                                   без слов,

Не грусти и не печаль бровей,—

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей. 

1925

II ведущий - А когда Есенин прощался с Шаганэ Тертерян, он написал стихотворение «В Хороссане есть такие двери…»

III ведущий - Звучит стихотворение «В Хороссане есть такие двери…»

В Хороссане есть такие двери,

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

 

У меня в руках довольно силы,

В волосах есть золото и медь.

Голос пери нежный и красивый.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

 

Ни к чему в любви моей отвага.

И зачем? Кому мне песни петь? –

Если стала неревнивой Шага,

Коль дверей не смог я отпереть,

Ни к чему в любви моей отвага.

 

Мне пора обратно ехать в Русь.

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда ль с тобою расстаюсь

Из любви к родимому мне краю?

Мне пора обратно ехать в Русь.

 

До свиданья, пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

До свиданья, пери, до свиданья.

Март 1925

II ведущий - В нем угадываются общие мотивы с предыдущим   стихотворением    и вызывают те же ассоциации:

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

 Может, думает обо мне

IV ведущий - Значит, последняя строка  стихотворения «Собаке Качалова» «за всё, в чём был и не был виноват» выражает то тревожное чувство, которое не покидало Есенина, пожалуй, до последнего дня его жизни.

V ведущий - Через год после смерти поэта, 3 декабря 1926 года, Галина Бениславская  застрелилась на его могиле, оставив записку: «Сомоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина… Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…» (Клип №21.)

По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта.     
 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн