- Сегодня мы начинаем рассматривать еще один крупный ПТК нашей страны – Западно-Сибирскую равнину. Тема урока «Западная Сибирь: особенности природы».
Определив особенности природы этой равнины, мы сможем ответить на главный вопрос урока: почему Западно-Сибирскую равнину можно назвать природно-территориальным комплексом?(слайд 1)
III. Новая тема.
Перед тем как описывать ПТК, необходимо определить его географическое положение. Найдем на карте Западно-Сибирскую равнину и опишем ее ФГП (слайд 2).
- Для того чтобы ответить на главный вопрос нашего урока, давайте вспомним, что такое ПТК. (слайд 3)
- Все ли компоненты природы имеются в пределах Западно-Сибирской равнины, взаимодействуют ли они, влияют ли друг на друга? Сейчас мы с вами и рассмотрим.
Рассмотрим компоненты природы З.-С. равнины, постепенно заполняя таблицу в рабочих листах (слайд 4).
Особенности природы З.-С. равнины
Районы равнины
Компоненты природы
северные
центральные
южные
Рельеф
плоская равнина; низменность
Строение земной коры
Западно-Сибирская плита
Полезные ископаемые
природный газ, нефть
нефть, природный газ
кам. уголь, поварен. соль
Климат
арктический, субарктический
континентальная область умеренного пояса
Внутренние воды
р. Обь с притоком р. Иртыш
болота, термокарст. озера, вечная мерзлота
болота, озера
остаточные бессточные озера
Почвы
арктич.
тундровые глеевые
подзолистые
дерново-подзол.
серые лесные
черноземы
Природные зоны
тундра
лесотундра
тайга
смеш. и широк. лес
лесо-степь
степь
- Перед тем как заполнить первые две строки таблицы, давайте вспомним, какие есть формы рельефа и чему они соответствуют в строении земной коры? (слайд 5)
По желанию к доске: определить взаимосвязь между предложенными элементами.
Давайте посмотрим на тектоническую карту в атласе, на какой тектонической структуре лежит З.-С. равнина? Соответствует ли это выведенному нами алгоритму? В чем сходство и отличие между плитами и платформами?
Западно-Сибирская равнина плоская (слайд 6). Какие еще виды равнин вы знаете?
Заполним две первые строки таблицы.
- Какие полезные ископаемые преобладают на территории Западно-Сибирской равнины (тектоническая карта атласа)? Какого они происхождения? Почему именно эти полезные ископаемые здесь преобладают?
Заполним третью строку таблицы.
- Особенности климатических условий (климатическая карта атласа)
В таблицу записываем тип климата.
- Какие виды внутренних вод имеются на территории З.-С. равнины?
Главная речная система равнины – река Обь со своим притоком Иртыш (слайд 7). Записываем ее в таблицу.
А так же многочисленны здесь болота и озера, на севере – зона вечной мерзлоты. Почему? Чем отличаются озера севера равнины от озер юга? (слайд 8) Запись в таблицу.
- Две последние строки заполняем самостоятельно.
Сверяем результат.
IV. Вывод.
А теперь давайте вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод. Зафиксировать вывод на рабочих листах.
V. Проверка усвоения материала.
Тест.
Просмотр фрагмента фильма "На Ямал по Западной Сибири".
VI. Подведение итогов урока.
Оценки за урок.
VII. Домашние задание.
В рабочих листах у каждого из вас есть домашнее задание. На следующем уроке вы сдадите мне выполненные работы, они будут оценены.
- на территории каждой природной зоны подписать климатические условия (преобладающие воздушные массы, температуру января – черным, температуру июля – красным, годовое количество осадков – синим);