развивать способности учащихся к вероятностному прогнозированию;
реализовать и развивать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
воспитывать уважение и толерантное отношение к окружающим, другим народам, людям с ограниченными возможностями;
прививать устойчивый интерес к культуре других народов;
учить выражению сочувствия, сострадания, добра, любви к окружающим, животному и растительному миру;
воспитывать чувство прекрасного.
Реквизит:
Варианты тем занятия на доске (см. п.3 сценария).
Ватман, фломастеры, листы А 4.
Карточки с прописанными ролями (ведущий, секретарь, хронометрист, докладчик, суфлёр, аналитик).
Топики с формулировкой проблем.
Аутентичная презентация.
Алгоритм создания СИНКВЕЙНА (для каждой группы).
Описание технологий, методов и приёмов, используемых на данном занятии.
Сценарный ход занятия
Приветствие учащихся.
Введение в тему занятия строчками поэтессы Вероники Тушновой:
Людские души – души разные,
не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
и грозовые души есть.
Иная в силе не нуждается,
её дыханием коснись –
и в ней чистейший звук рождается,
распространяясь вдаль и ввысь.
Другая хмуро-неотзывчива,
другая каменно-глуха
для света звёзд,
для пенья птичьего,
для музыки
и для стиха…
Выбор темы в соответствии с прослушанным. Возможны следующие варианты: «Дети разных народов», «Человек – это звучит гордо!», «Доброе, вечное, светлое…», «Философия жизни».
Мини-полилог по поводу темы классного часа «Философия жизни» (происхождение слова философия – гр.phileõ «люблю» + Sophia«мудрость» - 1.система идей, взглядов на мир и на место человека в мире; 2.наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; 3.методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки).
Деление учащихся на группы по 6 человек (деление можно осуществить, применив интерактивный приём, основанный на дне рождения учащегося).
Выбор роли в группе (ведущий, секретарь, хронометрист, докладчик, суфлёр, аналитик).
Постановка проблем для работы в группах.
Перед вами красочное объявление: «Продаются щенки». Заинтересуетесь ли вы им? Если «да», то почему? Если «нет», то почему? Проведите опрос в группе. Учитывайте мнение каждого. Доложите результаты через 2-3 минуты.
Представьте себе, по объявлению вы приходите посмотреть щенков. Интересуетесь, сколько они стоят. Денег у вас не хватает, но хозяин соглашается показать вам их. Вдруг вы видите, что один из щенков хромает и отстаёт от остальных. Какого щенка вы выберите? Проведите опрос и доложите результаты.
Следующая ситуация. Хозяин предлагает вам бесплатно хромого щенка. Вы соглашаетесь? Доложите статистику.
Опишите чувства, которые можно испытать в данной ситуации.
Просмотр и обсуждение отдельных моментов аутентичной презентации (автор Quintino, Франция; файл «Мальчик и щенок», титульный слайд-шоу «Щенки на продажу»).
Слайды 1-12. Предъявить можно по-разному: то ли используя рассказ по слайдам в записи, то ли с голоса, к примеру, лучшей ученицы по французскому языку. Ситуации, которые проигрывали учащиеся, отражаются как в зеркале для французского мальчика: он видит объявление о продаже щенков, спрашивает о цене, денег не хватает, но хозяин соглашается показать ему щенков, мальчик видит хромого щенка и хочет его купить. Начинается диалог культур, в том числе внутренний: ведь каждый учащийся только что решал ту же самую проблему. И сейчас, глядя на ситуацию со стороны, дети начинают сравнивать, сопоставлять, анализировать…
Пауза после 12-го слайда. Мальчик не хочет, чтобы хозяин отдал ему щенка бесплатно. Задание группам: спрогнозируйте аргументацию мальчика.
Слайд 13. Мальчик сказал, что хромой щенок стоит столько же, как и другие; что он отдаст хозяину все имеющиеся деньги и будет платить ежемесячно до тех пор, пока не выплатит всю сумму.
Слайды 14-16. Хозяин всё же предлагает купить здорового щенка, так как у выбранного мальчиком врождённый недостаток в бедре, и он не сможет бегать, прыгать, озорно играть. На это наш маленький герой, задрав штанину, убедительно показал свою больную ногу на металлическом стержне и сказал: « Обязательно надо, чтобы был тот, кто тебя понимает».
Слайд 17. Объясните, почему хозяин назвал мальчика «сынок» и сказал, что он хотел бы, чтобы у каждого щенка был такой же хозяин.
Слайд 18. Вывод автора презентации: «Не столь важно, кто вы; куда важнее, чтобы кто-то ценил вас за то, что это вы; принимал и любил вас безоговорочно. Это очень важно». А вы согласны? Обсудите в группах. Выскажитесь!
Что представляет из себя последний слайд? Не зная языка, можете ли вы об этом догадаться? Обсудив, выскажите своё мнение.
Слайд 19. Рецепт хорошего начала дня от автора слайд-шоу: «Чашка хорошего кофе, ненадоедливый попутчик, красивые красные розы ». Свои пожелания он приправляет доброй порцией своей дружбы и желает хорошего дня!
Предложите свой рецепт для хорошего начала дня (мини-проект). Оформите его в виде слайда на листе А 4. Объясните!
Учитель: многие из вас и сейчас под впечатлением поступков и слов мальчика. Некоторые заняли такую же позицию, что и наш маленький герой не смотря на то, что вы разных национальностей (да и внутри класса есть несколько национальностей), имеются различия в вере, есть особые ценности у разных народов… Но не смотря на все различия есть общечеловеческие ценности, такие как любовь, понимание, уважение, сострадание, достоинство… Они понятны и доступны всем людям Земли: и большим, и маленьким. Порой ведь и дети открывают глаза взрослым на какие-то важные вещи. Так, в нашей истории у хозяина щенков в глазах стояли слёзы, когда малыш взволнованно отстаивал право хромого на равенство. Я рада, что есть среди нас те, кто думает также и поддерживает нашего героя. А кто-то задумается о своей позиции и, возможно, пересмотрит её. Думаю, что наш сегодняшний диалог помог лучше понять мировосприятие других. А благодаря просмотру презентации в рамках диалога мы смогли побывать в прекрасных уголках другой страны, наслаждаясь при этом красивой музыкой, порой тревожной…
Людские души – души разные,
не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
и грозовые души есть…
Пусть ваши души будут добрыми, восприимчивы к свету звёзд, птичьему пению,
музыке и стихам! Вот такая философия!
Рефлексия: осмысление и осознание проблем, высвеченных на занятии. Задание командам: разработка синквейна (на ватмане).
Оформление на доске: каждая группа закрепляет свои листы и комментирует.
Выводы. Методические комментарии к внеклассному занятию в рамках конкурса «Искусство для науки» в номинации «Межкультурный диалог» по теме «Философия жизни»
В критериях конкурса прописано использование объектов искусства: живописи, архитектуры, кинематографа, музыки, литературы, прочего… Видимо, взятый мной объект (слайд-шоу), относится к прочему. Ведь создать грамотно презентацию, завязать сюжетную линию, использовать различные программы, в том числе Рhotoshop, выбрать соответствующую музыку, согласитесь, тоже своего рода искусство. К тому же, предъявляется культура созданной иноязычной презентации. Более того, возможно этот продукт создан по мотивам какого-то рассказа или основан на реальной жизни…
Внеклассное занятие посвящено актуальным проблемам образовательного процесса. Тема «Философия жизни» позволила применить аутентичную презентацию в рамках виртуального межкультурного диалога, выйти на решение духовно-нравственных проблем, чётко обозначить общечеловеческие ценностные ориентиры.
При проведении занятия необходимо создать человечную атмосферу близости, теплоты, единства. Это позволят сделать приветствие и удачно вплетённые в канву занятия строчки стихотворения Вероники Тушновой. Применённая технология развития критического мышления и брейн-ринг помогут учащимся определить тему: предлагается выбор темы в соответствии с содержанием процитированных строчек из нескольких, написанных на доске.
Далее с помощью интерактивного приёма учащиеся распределяются в команды по 6 человек в каждой. Предлагается интерактивный приём распределения по дню рождения учащихся: учащиеся становятся в колонну согласно месяцам своих дней рождений (январь, февраль, март и т.д.). Поскольку в команде должно быть 6 учащихся, то учитель в одном и том же порядке называет 6 определений. Например: добрый, порядочный, воспитанный, вежливый, талантливый, трудолюбивый. Все добрые – это одна команда, все порядочные – другая и т.д. Если в классе 24 учащихся, то команд будет четыре.
У каждого участника команды своя роль. В каждой команде есть ведущий, секретарь, хронометрист, суфлёр, аналитик, докладчик. Как только учащиеся получили (от учителя) или сами распределили роли (это зависит от организованности класса), начинается реализация технологии сотрудничества. Работа есть у каждого, и все работают в одной команде: ведущий инициирует и направляет обсуждение, секретарь фиксирует основные моменты обсуждения, хронометрист следит за временем, суфлёр в обязательном порядке вслед за учителем должен произнести проблему вслух ещё раз, аналитик ведёт статистику и делает резюме обсуждения в группе, докладчик доносит решения команды для всей аудитории.
Пункты 7.1-7.4 сценарного хода предполагают командную деятельность по словесно оформленным ситуациям. Это и есть начало межкультурного диалога. Продолжает его аутентичная сюжетная презентация. Собственно говоря, она ставит французского мальчика в те же ситуации. Происходит реализация синергетического принципа: взгляд наших учащихся со стороны, выход в стороннюю позицию, достаточно заинтересованную.
Во время просмотра презентации (содержание раскрыто в сценарном ходе), для акцентирования важных смыслов необходимы паузы. Вся дальнейшая совместная с учеником деятельность направлена на развитие способностей придавать и порождать смысл. В процессе просмотра и обсуждения ситуаций используются технология мозгового штурма, технология выдвижения гипотез, технология групповой дискуссии, технология развития критического мышления. Использованные интерактивные приёмы и технологии наряду с содержательным материалом предоставляют учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта, ненасильственный элемент управления.
Реализация пунктов 9 и 11 сценария побуждает сознание учащихся на поиск смысла построения собственной картины и своих действий в ней, творческий полёт мысли, в котором отражается внутренний мир личности.
Уместно заключительное слово учителя (п.10 сценария), которое в рамках темы расставляет акценты.
Рефлексивный этап (отчасти уже пронизывал командную деятельность) представляет собой одновременно и творческий, так как осуществляется на основе СИНКВЕЙНА.
Благодаря содержанию и применяемым технологиям в занятии предоставлены ценностно-эмоциональные условия, обеспечивающие эмоциональность восприятия и осмысления.
Выстроен ориентировочный алгоритм взаимодействия учителя с учениками, который отчасти при желании может быть изменён.
Ниже предоставляю описание технологий, которые использовались на занятии.
Технология развития критического мышления
Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».
Синквейн- стихотворение из пяти строчек, написанных по правилам:
3 строчка - три глагола, показывающих действие в рамках темы.
4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
5 строчка - существительное, выступающее как итог.
Технология мозгового штурма
Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма».
о все высказываются и все слушают;
о все имеют равные права;
о называя идеи, нельзя повторяться;
о чем больше список идей, тем лучше;
о разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
о идеи не оцениваются и не критикуются.
Технология групповой дискуссии
Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:
о Постановка проблемы.
о Деление участников на группы.
о Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
о Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
о Решение проблемы.
Технология ролевой игры
Ролевая игра - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.
Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.
Этапы ролевой игры:
Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.