Методическая разработка театрализованного урока-представления по физике "ФИЗИКА ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ"
Submitted by Александра Сергеевна Замбровская on Fri, 20/05/2011 - 16:24
Сценарий театрализованного урока-представления«Физика за чайным столом»
Этот театрализованный урок-представление проводится после того, как изучены разделы физики «Тепловые явления» и «Изменения агрегатных состояний вещества».
Взвод суворовцев делится на две команды.
Все конкурсы оцениваются жюри, при этом заполняется оценочная таблица.
Красиво оформляется комната досуга суворовцев 7 роты – в русском стиле, где проводится мероприятие. Красиво накрыты столы.
На выставочных столах каждой команды находятся творческие работы суворовцев.
Схема организации театрализованного урока-представления
№
п/п
Этап
Время
1.
Организационный
1 мин
2.
Вступительное слово преподавателя – постановка целей и задач урока. Мотивация деятельности суворовцев.
3 мин
3.
Конкурсная часть:
конкурс «Пока чайник закипает»;
конкурс «Опыт»;
конкурс «Эстафета».
Между отдельными конкурсами организована сценическая часть мероприятия (чтение стихов, исторические сведения о чае, традиции заваривания чая).
35 мин
4.
Подведение итогов урока. Заключительное слово жюри. Награждение победителей.
6 мин
План проведения внеклассного театрализованного урока-представления
Красиво и празднично накрыты столы. Звучит песня «Русский чай». Суворовцы приветствуют преподавателя и садятся за столы.
Для запуска музыкального сопровождения вводной части преподавателя в приложении №1 (слайд 2) необходимо активизировать кнопку .
Преподаватель. Чаепитие – это неотъемлемая часть гостеприимства, дружеского участия, общения и традиций разного народа. Однако, посмотрев на этот процесс под особым углом зрения, мы найдем в нем множество интересных физических явлений. Сегодня мы обратим пристальное внимание на такие явления и попытаемся объяснить их. Взвод поделен на две команды, которые будут участвовать в трех конкурсах. Каждый конкурс оценивается согласно критериям:
конкурс «Пока чайник закипает» – 5 баллов;
конкурс «Опыт» – 5 баллов;
конкурс «Эстафета» – за каждый правильный ответ команды присуждается по 1 баллу.
Каждая команда накрыла свои столы и подготовила творческую выставку. За культуру и эстетическое оформление также начисляются баллы (максимум – 5 баллов).
В ходе урока жюри заполнит оценочную таблицу, и при подведении итогов определится победитель. В первом конкурсе каждая команда задает свой домашний вопрос сопернику. Во втором конкурсе демонстрирует опыт и объясняет его. Дополнять и поправлять ответы имеют право все, получая при этом 1 дополнительный балл для своей команды. Ответы оценивают жюри (преподаватели роты, офицеры-воспитатели).
Итак, включаем чайники (самовар). Эпиграфом нашего мероприятия стала народная мудрость:
Устал – спроси чаю.
Жарко – выпей чаю.
Хочешь согреться – пей чай.
(Народная мудрость)
Озвучивается тема урока, приводится структура конкурсной части, критерии оценивания, эпиграф к уроку.
2-ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы провести физический вечер за чашкой чая. Когда заходит речь о чае, обычно перечисляют его достоинства: и полезен-то он, и много в нем витаминов, и снимает нервное напряжение, и множество других ценных свойств.
1-ведущий. А познакомят вас с историей чая в России суворовцы 2 взвода, которые предлагают вашему вниманию рассказ «Подарок Алтын-Хана».
Приложение №1 (слайд 5).
Приложение №3,9.
2-ведущий. В старину простые люди чай не знали, а заваривали сухие ягоды и морковь. Предлагаем вашему вниманию шуточное стихотворение. Прочитает его суворовец 3 взвода.
Приложение №4.
1-ведущий. Чай – не просто напиток, но еще и традиционный элемент общения. Вы говорите «Русский чай» и воображение рисует: пузатый самовар с расписным чайником на верху, медовые пряники и баранки, в вазочках разноцветный мармелад и варенье. Жаль, что мы забыли этот милый старинный обычай. А как приятно посидеть у самовара, неторопливо попить чай, не спеша повести беседу.
2-ведущий. Пока у нас закипают чайники, предлагаем командам первый конкурс. Конкурс «Пока чайник закипает».
Приложение №1 (слайд 6).
Каждая команда подготовила сопернику физический вопрос. Итак, вопрос первой команды.
В каком сосуде быстрее закипит вода: с открытой или закрытой крышкой?
Правильный ответ. Быстрее закипит чайник с закрытой крышкой, так как из чайника с открытой крышкой в процессе нагревания будут уходить в воздух наиболее быстрые молекулы, унося с собой энергию и эффективно охлаждая этим оставшуюся в чайнике воду (испарение сопровождается охлаждением). Нагревателю в данном случае «требуется» не только довести воду в чайнике до кипения, но и часть ее испарить в процессе нагревания. На это уходит больше энергии, а значит, и времени, чем при кипячении воды в закрытом чайнике, где вырвавшиеся из воды молекулы скоро образуют под крышкой насыщенный пар и, возвращаясь обратно в воду, отдают ей свою избыточную энергию.
Вопрос второй команды.
Почему перед закипанием чайник шумит?
Правильный ответ. В воде есть растворенный воздух, который при нагревании образует мелкие пузырьки. В этих пузырьках собирается водяной пар. Под действием архимедовой силы пузырьки всплывают, попадая при этом в еще не прогретые слои воды. Водяной пар в пузырьках конденсирует, пузырьки «схлопываются» или сильно сжимаются, и в жидкости распространяется звуковой импульс. Одновременное схлопывание большого числа таких пузырьков воспринимается как шум.
2-ведущий. Пока жюри оценивает первый конкурс, о пользе чая расскажет суворовец 2 взвода.
Приложение №1 (слайд 7).
Приложение №5.
1-ведущий. Второй конкурс нашего мероприятия посвящен экспериментальной части и физическим принципам чаепития.
Конкурс «Опыт».
Приложение №1 (слайд 8).
2-ведущий. Предлагаем командам провести эксперимент и объяснить его с научной точки зрения. После выступления команд мы предоставим видеосюжеты с верными ответами, чтобы жюри могло оценить точность ответов участников.
Опыт для первой команды. Продемонстрируйте опыт закипания воды в бумажном стаканчике. Почему бумага не воспламеняется?
Опыт для второй команды. Продемонстрируйте опыт растворения заваривания чая и сахара в холодной и горячей воде. Почему в горячей воде процессы протекают быстрее?
2-ведущий. Мы предлагаем вашему вниманию заключительный конкурс нашего мероприятия.
Конкурс «Эстафета».
Конкурс проводят ведущие, поочередно задавая вопросы по физике и по химии.
За правильный ответ суворовцу выдается жетон.
Приложение №1 (слайд 9, 10).
Приложение №6.
1-ведущий. Пришла пора заваривать чай. Люди пьют чай в зависимости от национальных традиций и личных вкусов по-разному: с лимоном, грейпфрутом, молоком, медом, вареньем, сиропом, ягодами, сахаром, корицей и т.д. Какие правила заварки чая вы знаете, какие физические явления происходят при заварке и после, когда в чай добавляют сахар? О разновидностях подачи чая расскажет суворовец 4 взвода.
Во время чаепития суворовцев жюри подводит итоги конкурсов, которые оформляются в виде оценочной таблицы.
Оценочная таблица
Конкурсы
Команда
I
II
«Пока чайник закипает» (5 баллов)
«Опыт» (5 баллов)
«Эстафета» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Оформление выставки (5 баллов)
Итог
Заключительное слово жюри. Награждение победителей и наиболее активных участников.
Приложение №1 (слайд 13).
Преподаватель. Итак, мы увидели сегодня, как наука физика помогает ясно и четко отвечать на вопросы и объяснять явления, связанные с чаепитием. Закончит наше мероприятие суворовец 3 взвода.
Приложение №1 (слайд 14).
Приложение №8.
Планируемые результаты урока:
учащиеся привлечены к изучению народных традиций, познакомлены с историей и традициями чаепития;
у учащихся сформирован интерес к русскому фольклору;
в рамках духовно-нравственного воспитания суворовцев, проведена пропаганда здорового образа жизни, показано значение употребления чая для сохранности здоровья человека;
сформирована культура поведения за столом, культура речи и общения;
развиты умения применять приобретенные знания по химии, литературе, математике, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, показаны межпредметные связи для формирования целостного подхода и единого взгляда на окружающий мир.
Интересное занятие, хочу в вашу "копилочку добавить" несколько фактов про чай.
У Вас этот вопрос был, но я его знаю в виде физического анекдота "Пришли два жениха свататься к трем сестрам. Не поделить двоих на три дочки, вот и решил отец устроить соревнование между дочерьми: "У кого чайник закипит быстрее, та и выйдет замуж первой". Две старшие уж очень замуж торопились, а младшая еще хотела дома пожить, а чайник у нее закипел быстрее. Почему?"
Про англичан и чай: по их мнению чай с молоком самый безвкусный напиток (а кстати зачем англичане разбавляли чай молоком?), а чай с сахаром и лимоном самый противоречивый, мы завариваем чай и кладем в него сахар, что бы он стал темным и сладким, а потом кладем лимон, что бы он стал бледным и кислым.
Комментарий был изменен с момента создания (lna1403, чт, 02/06/2011 - 13:06).
Размещено Wed, 08/06/2011 - 18:37 пользователем Надежда Александровна Конева.
Очень интересное, познавательное мероприятие. Мы знаем, что современная медицина занимается лечением, не профилактикой . Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог. Спасибо вам за это мероприятие и его методическую разработку!
На: Методическая разработка театрализованного урока-представлени
Интересное занятие, хочу в вашу "копилочку добавить" несколько фактов про чай.
У Вас этот вопрос был, но я его знаю в виде физического анекдота "Пришли два жениха свататься к трем сестрам. Не поделить двоих на три дочки, вот и решил отец устроить соревнование между дочерьми: "У кого чайник закипит быстрее, та и выйдет замуж первой". Две старшие уж очень замуж торопились, а младшая еще хотела дома пожить, а чайник у нее закипел быстрее. Почему?"
Про англичан и чай: по их мнению чай с молоком самый безвкусный напиток (а кстати зачем англичане разбавляли чай молоком?), а чай с сахаром и лимоном самый противоречивый, мы завариваем чай и кладем в него сахар, что бы он стал темным и сладким, а потом кладем лимон, что бы он стал бледным и кислым.
На: Методическая разработка театрализованного урока-представлени
Очень интересное, познавательное мероприятие. Мы знаем, что современная медицина занимается лечением, не профилактикой . Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог. Спасибо вам за это мероприятие и его методическую разработку!