Европейский Юг - Северный Кавказ. Факторы формирования района. Природа района.
Submitted by Ирина Николаевна Федулова on Fri, 20/05/2011 - 06:22
План-конспект урока в 9 классе «Европейский Юг – Северный Кавказ.
Факторы формирования района. Природа района»
Учитель: Федулова Ирина Николаевна
МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области»
Класс: 9
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)
Цели и задачи:
Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.
Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации
Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма
Оборудование: Учебник «География России.Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас; контурные карты; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, отрывок из фильма «Кавказская пленница», Слайд-шоу «Лучше гор могут быть только горы», дидактический материал «Рабочий лист» (Приложение 1)
План урока
№
Этапы урока
Время (минуты)
1
Организация класса
1
2.
Контроль – обобщение по пройденным темам
5
3.
Объявление темы урока, постановка проблемного вопроса (показ отрывка из фильма)
3
4.
Изучение нового материала:
Состав района
Характеристика ЭГП района
Природа района
26
7
8
11
5.
Рефлексия (ответ на проблемный вопрос)
8
6.
Этап объявления домашнего задания и оценок за урок
2
Ход урока.
Организация класса
Контроль-обобщение знаний по темам «Европейский Север», «Северо-западный район», ««Центральная Россия»
Географический диктант (слайд №2)
Самый маленький по площади район России
По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»
Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК
Район имеет крупное месторождение железной руды
Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе
Самый крупный по площади район в Европейской России
Вокруг крупнейшего города этого района расположены дворцово-парковые ансамбли
К отраслям специализации этого района относятся: машиностроение, чёрная металлургия, текстильная промышленность
Район имеет выход в Балтийское море
Этот район получает избыточное увлажнение
Взаимопроверка по ключу: (Слайд 3)
Европейский Север: 3, 6
Северо-Западный район: 1, 5,7, 9,10
Центральная Россия: 2, 4, 5, 8
Сегодня мы начинаем изучение ещё одного района Европейской России – Северного Кавказа или Европейского Юга (Слайд 4)
Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ? (Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.)
Посмотрите, пожалуйста, отрывок из известного фильма.
(Показ отрывка из фильма «Кавказская пленница»)
Проблемный вопрос: Прав ли герой фильма? Под влиянием каких факторов сформировалась теперь уже всероссийская житница, кузница и здравница? В течение урока мы изучим особенности ЭГП района, его природу и постараемся найти ответы на эти вопросы.
Изучение нового материала
Состав района. (Слайды 5, 6)
По карте атласа «Европейский Юг» определите субъекты Федерации, входящие в состав района, запишите их в «Рабочий лист» и нанесите на контурную карту.
Особенности ЭГП района. Рассказ учителя с использованием презентации « (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13) Ученики делают записи в «Рабочем листе», одновременно сравнивая ЭГП Северного Кавказа с ЭГП Центральной России.
(Слайд 14) Итог: Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются:
Приграничное положение
Самый южный район России (окраинное положение)
Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и Чёрное моря
Транспорт: Транзитное положение
Богат природными ресурсами
Рефлексия: В чём достоинство географического положения Европейского Юга? В чём – недостатки? (ЭГП Северного Кавказа выгодное. Но необходима стабильная обстановка на самом Северном Кавказе и у соседей (Грузия). После потери портов и флота на Чёрном море необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи. Возможно, проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи, укрепит экономику этого района)
Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц в «Рабочем листе».
Рефлексия: Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. (ответы проговариваются устно и вывод записывается в «Рабочий лист») (Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.)
Рефлексия
Вернёмся к проблемному вопросу: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»?
Какими ресурсами богат Северный Кавказ? ( Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод; Почвенными: чернозёмные, каштановые, пастбища; Климатическими; Рекреационными)
Сделайте предположение, какие отрасли хозяйства могут получить здесь наибольшее развитие? (сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, ТЭК, курортная зона)
Подводя итог нашего урока, необходимо отметить, что Кавказ - это не только богатые недра и плодородные почвы, но и удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми. Вот что написал о Кавказе норвежский писатель Кнут Гамсун:
« Я и раньше бывал в горах, видел отчасти Баварские Альпы, горы в Колорадо и многих других местах, но никогда я не чувствовал себя таким беспомощным на Земле… Кавказские горы… выглядят в своём неприступном великолепии отдельным миром. Зубцы и башни, сёдла и минареты, всё это из снега, и мы, чужестранцы, начинаем теперь понимать то, что Пушкин, Лермонтов и Толстой написали под первым впечатлением от этого мистического великолепия».
Кавказские горы запечатлены на картинах известных художников. Про Кавказ написано немало стихов и песен. Я предлагаю вам полюбоваться природой под звуки песни Владимира Семёновича Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы» (Просмотр слад-шоу под звучание песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы»)
Домашнее задание (Слайд 15) §§34-35 учебника, вопросы и задания на жёлтом фоне.
Используемая литература:
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 352 с.
География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / Авт.-сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004. - 171 с.