Решаемая задача
|
Деятельность преподавания
|
Деятельность ученика
|
Планируемые результаты обучения
|
Время
(мин)
|
метапредметные
|
предметные
|
личностные
|
1. Инициализация урока
|
Приветствие учащихся
Сообщение темы и цели урока
Концентрация внимания к цели и содержанию учебно-познавательной деятельности
|
Слушают учителя.
|
Принимать и определять учебные цели.
|
|
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
2
|
2. Актуализация внимания обучающихся
|
Вводная беседа, опрос учащихся по прочитанным книгам (библиотекарь)
Обзор творчества В. Потиевского
Виктор Александрович Потиевский – писатель зоркий и наблюдательный, настоящий натуралист, знающий законы природы, повадки диких зверей. Он рассказывает о поведении и чувствах диких животных. О постоянной борьбе за выживание. О мире полном опасностей и тревог, в который вторгается человек, разрушающий все вокруг себя.
Автор пронзительно дает нам понять: звери в беде, природа гибнет. Призывает остановиться, оглянуться, помочь.
Викторина:
- Тип леса, в котором живут звери В. Потиевского?
- На кого охотиться рысь?
- Чем питается лось?
- Какие животные проживают рядом друг с другом? Перечислите как можно больше обитателей карельского леса, встречающихся в произведениях. (Рыси, барсуки, зайцы, волки, лоси, росомахи, лисы, олени, медведи, кабаны, норки, белки, полевки, филины, орлы-беркуты, сойки, снегири, тетерева, сороки, вороны, вороны, болотные кулики, гадюки, форель, щука)
- Как люди помогают зверям?
- Какие трудности преодолевают «герои» Потиевского, связанные с природой и человеком?
|
Слушают выступающего и отвечают на вопросы викторины
|
Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста.
Осознание значимости чтения для личного развития;
|
Формирование умения выделять содержащиеся в тексте описания биологических объектов, экологических систем, упорядочивать информацию по заданному вопросу.
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к окружающим. Формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.
|
5
|
3. Изучение нового материала
|
Объяснение нового материала (преподаватель биологии) с использованием презентации по следующему плану:
- Определение понятий: приспособленность, адаптация (слайд2).
- Возникновение приспособленности (слайд 3,4)
- Взгляды К. Линнея, Ж.Ламарка, Ч. Дарвина на возникновение приспособленности.
- Механизм образования приспособленности
- Виды адаптаций (слайд 5-10):
- Морфологические
- Этологические
- Физиологические
- Биохимические
- Относительность приспособленности (слайд 11)
|
Получение новых знаний, слушают и делают записи в тетрадях.
|
Овладение умением понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, слайдов.
|
Усвоение учащимися понятий приспособленность, адаптация, механизмов возникновения приспособленности.
|
Формирование понимания области «знания» и «незнания», стремления к преодолению этого разрыва.
|
10
|
4. Закрепление результатов изучения нового материала
|
Учитель просит обучающихся привести примеры описания приспособленностей из литературных произведений.
Фронтальный опрос по новому материалу на основе отрывков из художественных произведений.(библиотекарь).
По книге «Ночная тропа» повесть о рыси.
- Окраска. Отрывок из произведения:
«Густая и пушистая шерсть Рисы, в летнюю пору на животе почти белая, на спине принимала сочный коричневато-серый окрас с едва заметным зеленоватым отливом. И пятна, четкие и темные, завершали узор. В такой одежде Риса легко смешивалась с разнообразными красками леса, если не шевелилась, если лежала не шелохнувшись. А это она умела.»
- Забота о потомстве стр. 33,46,76
- Демонстративное поведение стр. 42
Выявление степени понимания учащимися изучаемого материала.
|
Отвечают на вопросы.
Осмысление полученных знаний.
|
Понимать информацию, представленную в неявном виде, т.е. находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов.
|
Умение использовать информацию из литературных источников для определения и классификации примеров приспособленности живых организмов к среде обитания Формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений,.
|
Формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе общения с художественной литературой.
|
5
|
5. Применение полученных знаний
|
Обозначение задания лабораторной работы (преподаватель биологии)
|
Выполнение лабораторной работы. Запись исследований, обсуждение и обобщение результатов работы.
|
Работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
|
Умение сравнивать между собой растительные объекты, коллекции. Выделять признаки выявленные в ходе наблюдений, изучения описания в тексте. Делать вывод о приспособленности организмов к среде обитания.
|
|
15
|
6. Проверка знаний
|
Обозначение интерактивного задания.
|
Выполнение интерактивного
теста.
|
Умение осуществлять контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)
|
Использование полученных знаний при решении учебных задач.
|
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля результата при выполнении теста.
|
2
|
7. Подведение итогов урока
|
Формулирование основных выводов урока. Выявление степени удовлетворенности учащихся на занятии
|
Высказывания, оценка отношения к содержанию деятельнос-
ти на уроке
|
Развитие умений формулировать выводы, основываясь на полученную информацию.
|
Умение формулировать вывода приспособленности организмов к среде обитания, ее относительности
|
Формирование навыков рефлексии своей деятельности.
|
3
|
На: "Приспособленность организмов"
Спасибо за интересные материалы к уроку.