Submitted by Ольга Романовна Панфилова on Tue, 17/05/2011 - 23:29
Технологическая карта урока "Функции денег"
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты, в том числе метапредметные
1. Актуализация знаний.
(3 минуты)
С помощью песни «Денежки» подведение к теме урока, к ее актуальности. Знакомство учащихся с целью урока.
Учащиеся вспоминают материал, изученный на предыдущем уроке, связывают его с темой урока текущего.
Учащиеся, исходя из математического понятия «функция», выводят понятие «функция денег». Учащиеся мотивируются на высокие результаты своей команды по ходу урока, т.к. предполагается групповая работа наряду с индивидуальной.
2.Объяснение нового материала.
(20 минут)
С помощью отрывков из кинофильма «Двенадцать стульев», учащимся демонстрируется «работа» денег. В ходе объяснения нового материала учитель объясняет или подводит учащихся к самостоятельному осмыслению функции денег. После знакомства с функцией – средство обращения, проводится проверка знаний по предыдущей теме «Свойства денег», за что выставляются баллы командам.
Учащиеся в ходе знакомства с новой темой отвечают на вопросы учителя, анализируют видеосюжеты и делают выводы о том, в чем заключается та или иная функция денег. В ходе повторения предыдущей темы, отвечая на вопросы, учащиеся «зарабатывают» баллы для своей команды.
После знакомства с новым материалом, учащиеся с легкостью могут различать функции денег, особенно «средство обращения» и «средство платежа». В этом особенно хорошо помогают видеосюжеты, которые наглядно демонстрируют разницу между ними. Кроме этого, основываясь на ранее полученных знаниях в курсах истории и обществознания, учащиеся могут ответить на вопрос: «Почему в фильме нет сюжета, который мог бы продемонстрировать функцию – мировые деньги?»
3. Повторение и закрепление. (5 минут)
Учитель говорит о том, что в определенный момент времени могут выполнять несколько функций одновременно, подкрепляя свои слова видеосюжетом. Затем каждой команде предлагается охарактеризовать видеофрагмент с точки зрения представленных в нем функций денег. Учитель начисляет баллы за правильные ответы.
Учащиеся в командах обсуждают, увиденные сюжеты и анализируют их, зарабатывая при этом баллы для команды.
Умение анализировать и делать выводы из увиденного. Выделять главное. Работа в команде сплачивает, каждый учащийся чувствует свою ответственность перед другими членами команды.
4. Обсуждение «проблемы денег».
(5 минуты)
Учащимся предлагается поразмышлять над вопросом «Все ли люди одинаково относятся к деньгам? Как относятся к ним главные герои фильма «Двенадцать стульев?» Если учащиеся затрудняются ответить на вопросы, то для более четкого представления личности Остапа Бендера, учитель предлагает послушать отрывки из песен «Танго Рио» и «Песни Остапа». В заключении предлагается проанализировать синквейны о двух главных героях. Выставление баллов за работу каждой команде.
Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют Остап и Ипполита Матвеевича с точки зрения их «любви» к деньгам. Пробуют самостоятельно сотавить синквейн.
Из увиденного и услышанного научиться давать краткую характеристику основных качеств человека. Понять, что для всех людей деньги выполняют одинаковые функции, но для каждого из них есть приоритетные. Научиться составлять синквейн.
5. Проверочная работа
(5 минут).
Учитель предлагает учащимся написать проверочную работу, которая основана на отрывках из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Работа дифференцирована, каждый может выбрать свой уровень сложности. Каждый учащийся получает на следующем уроке за нее индивидуальную оценку.
Учащиеся выбирают уровень сложности работы и характеризуют функции денег, которые предложены в отрывках.
Научиться оценивать свои возможности при выполнении работы, взять тот уровень работы, который под силу. Научиться выделять в тексте необходимую информацию и, основываясь на полученных знаниях, анализировать ее.
В качестве рефлексии и подведения итогов урока, учащимся снова предлагается послушать песню «Денежки». На этот раз они должны услышать о каких функциях денег в ней поется. Подводятся итоги командной игры. Участники команды, набравшей большее количество баллов, получают дополнительный балл к оценке за проверочную работу. По своему усмотрению учитель может оценить учеников, которые активно работали на уроке. Учащимся предлагается высказаться об уроке (рефлексия).
Учащиеся анализируют песню. Отвечают на вопросы учителя. Имеют возможность прокомментировать урок: что понравилось, что надо изменить.
Уметь анализировать песню, выделять главное. Высказать свое мнение об уроке.
Ход урока:
1. Актуализация знаний. (3 минуты)
(Класс разделен на три группы, учащиеся сидят полукругом лицом к доске. Звучит припев песни из кинофильма «Сватовство гусара»).
- Мы с вами сейчас услышали отрывок песни из кинофильма «Сватовство гусара».
Вопрос: Как вы думаете, о чем у нас на уроке пойдет речь?
(Ответы учащихся: о деньгах).
Вопрос: Но ведь мы с вами на предыдущем уроке уже изучили, что такое деньги, их историю и свойства. Что еще, на ваш взгляд, можно рассмотреть в этой теме?
(Ответы учащихся: виды денег, для чего нужны деньги и т.д.)
Вопрос: Как, по-вашему, относится к деньгам человек, поющий эту песню?
(Ответы учащихся).
- Сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться с функциями денег. (Слайд 2). Все вы ежедневно и не раз держите деньги в руках, берете взаймы или одалживаете их, совершаете покупки. Но, наверняка, никогда не задумываетесь о том, какую функцию выполняют деньги в данный момент времени.
Я не случайно попросила вас разделиться на группы и сесть таким образом. По ходу урока каждая группа, отвечая на вопросы и выполняя задания, будет получать баллы. Команда, набравшая максимальное количество баллов будет являться не только победителем нашего урока, но и получит некоторое преимущество, об этом преимуществе я расскажу ближе к концу урока. Кстати, кроме командной работы у вас будет возможность поработать индивидуально и получить оценку за урок. Будьте внимательны и активны! А теперь вернемся к теме нашего урока.
2.Объяснение нового материала. (20 минут)
Я ее уже озвучила – «функции денег». Запишите ее в тетради.
Вопрос: Что вы понимаете под словом «функция»? А «функция денег»?
(Ответы учащихся).
Функция денег – это определенное действие или "работа" денег.
Моими непосредственными помощниками сегодня на уроке будут герои романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» - Остап Бендер, Ипполит Матвеевич Воробьянинов, отец Федор, монтер Мечников и другие герои этого замечательно произведения. Именно они будут вам демонстрировать «работу» денег и давать задания. (Слайд 3)
Вопрос: Кто читал это произведение или смотрел кинофильм? Ваше отношение к нему? (Ответы учащихся).
Вопрос: Какие функции денег вы можете назвать сейчас? (Ответы учащихся).
Вопрос: Какая функция денег является наиболее важной, на ваш взгляд? (Ответы учащихся).
- Конечно, наиболее важной функцией является использование денег в качестве оплаты товаров и услуг. Это функция – средство обращения. Не забывайте делать записи в тетради. (Слайд 4) Все покупается и продается за деньги, как грустно это не звучит, но это так, за редким исключением!
Любой товар можно продать за деньги и купить любой другой товар. Это свойство быстро и без издержек обмениваться на любой товар и услугу (ликвидность) определяет ценность денег и делает функцию денег, как средство обращения, наиболее важной.
Мы с вами, имея деньги, можем превратить их в товар: Д – Т, или можем продать что-нибудь, получив за это деньги: Т – Д, или, имея деньги, мы можем купить товар, а потом сразу же продать его за большую цену, т.е. с прибылью: Д – Т – Д, или наоборот, имея в избытке одну вещь, мы ее продаем для того, чтобы купить другую более необходимую нам вещь: Т – Д – Т.
А теперь действие денег при выполнении этой функции нам продемонстрирует отец Федор. (Переход по ссылке на 20 слайд и просмотр двух видеосюжетов и возврат на 4 слайд).
Вопрос: Какой схеме соответствуют данные видеосюжеты? (Ответы учащихся). За правильные ответы командам начисляются баллы.
Функцию «средство обращения» деньги могут выполнять, обладая определенными свойствами. На прошлом уроке мы с вами изучили их, давайте теперь вспомним. (Слайд 5). Каждая команда выбирает номер от 1 до 6 и отвечает на спрятанный за ним вопрос, за правильный ответ – два балла. Команда имеет право ответить на два вопроса минимум. Если какая-либо команда отвечает неправильно, то право на ответ получает команда, которая первой поднимет руку.
(Ответы на вопросы. Учащиеся выбирают номер вопроса, за ним спрятано одно из свойств денег: узнаваемость, износостойкость, разменность, общепризнанность, неподдельность портативность).
Первую функцию денег мы с вами рассмотрели. Второй, не менее важной функцией, является «мера стоимости» или «единица счета», то есть деньги являются измерителем ценности всех товаров и услуг. (Слайд 6) Пока не появились деньги, ценность каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем человеку, желающему купить чужой товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в топорах, овцах, стульях и т.д. при денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно лишь знать, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. А теперь наши герои продемонстрируют действие этой функции денег.
(Переход по гиперссылке на 22 слайд, просмотр видеосюжетов и возврат на 6 слайд.)
Ценность товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Таким образом, в качестве единицы счета деньги используются людьми для установления цен на товары и услуги.
Третьей функцией денег является функция «средство платежа». (Слайд 7)
Вопрос: Чем, по-вашему, отличается функция «средство обращения» от функции «средство платежа»? (Ответы учащихся. Если учащиеся не дают правильного ответа, то переходим на слайд 23 и смотрим видеосюжеты, затем возвращаемся на 9 слайд и снова задается этот вопрос.)
Ну что ж, давайте предоставим слово нашим героям. (Переход по гиперссылке на 21 слайд, просмотр видеосюжетов, затем возврат на 7 слайд.)
Функция «средство обращения» проявляется в непосредственном участии денег в процессе обмена, а «средство платежа» - движение только одних денег (уплата налогов, выплата заработной платы, взятка и т.д.) или движение денег не совпадающее с движением товара (покупка товара в кредит).
Вопрос: Какую еще функцию денег мы с вами не рассмотрели? (Ответы учащихся)
(Слайд 8): Функция «накопления богатства» или «запас ценности» - перенесение нынешних покупок на будущее. (Переход по гиперссылке на 23 слайд, просмотр видеосюжета, а затем возврат на 8 слайд).
Ценность денег состоит в их покупательной способности, т.е. в любой момент можно купить товар или услугу или ценную бумагу. В случае отсутствия инфляции деньги можно использовать как средство накопления богатства. Конечно, есть и иные способы сбережения богатства в настоящее время. Например, покупка ценных бумаг, недвижимости и пр.
Кроме перечисленных функций валюта нескольких стран выполняет еще одну функцию – «мировые деньги», т.е. это всеобщее платежное средство, применяемое в расчетах между странами. (Слайд 9)
Вопрос: Валюта каких государств выполняет функцию «мировые деньги»? (Ответы учащихся).
Вопрос: Почему наши герои не могут продемонстрировать действие этой функции? (Ответы учащихся).
3. Повторение и закрепление. (5 минут)
Мы с вами рассмотрели пять функций денег, давайте повторим их. (Слайд 10) (Учащиеся называют функции денег).
Вопрос: А всегда ли деньги выполняют в определенный промежуток времени только одну функцию? (Ответы учащихся). Конечно, нет, нам это докажут герои кинофильма. (Просмотр видеосюжета).
Вопрос: Какие функции денег вы увидели в этом видеосюжете? (мера стоимости, средство платежа, средство накопления)
А теперь подобное задание будет предоставлено каждой команде, максимальное количество баллов – 2.
Каждая команда по очереди смотрит видеофрагменты и называет, увиденные функции денег. (Слайды 11 – 13)
Молодцы! Справились и с этим заданием!
4. Обсуждение проблемы денег. (5 минут)
Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей. (Слайд 14). Древнегреческий поэт Софокл утверждал, что деньги меняют людей, делают их жадными.
Вопрос: Одинаково ли Остап Бендер и Ипполит Матвеевич относятся к деньгам? (Ответы учащихся)
Вопрос: Какие функции наиболее важны, на ваш взгляд, для Остапа, а какие для Ипполита Матвеевича? (Ответы учащихся)
Вопрос: А можете ли вы охарактеризовать наших героев Остапа и Кису с этой точки зрения? (Ответы учащихся)
Если учащимся трудно дать характеристику героев, то можно дать возможность прослушать отрывки из песен к кинофильму «Двенадцать стульев» или отрывок из текста романа «Двенадцать стульев». (Приложение 1)
Вопрос: А знаете ли вы, что такое синквейн? (Слайд 15)
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В нем автор выражает свое отношение к проблеме или предмету, человеку или какой-то ситуации.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.
Я написала следующие синквейны на наших главных героев (Переходим по гиперссылке на 24 и 25 слайд, затем возвращаемся на 17 слайд):
Бендер Воробьянинов
Молодой, энергичный Высокосветский, бывший
Ищет, находит, теряет. Ищет, надеется, боится.
Рио-де-Жанейро – это его мечта. Ресторан, девочки, лакеи, бриллианты.
Авантюрист! Прагматик!
Вопрос: Согласны ли вы с моей характеристикой? (Ответы учащихся)
(Если есть время, то можно учащимся дать задание – составить свой синквейн об одном из героев «Двенадцати стульев»)
5. Проверочная работа (5 минут).
- А теперь мне хотелось бы узнать, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Перед тем как вы получите варианты проверочной работы, давайте подведем итоги работы в группах.
(Подсчитываются баллы. Объявляются результаты).
Проверочная работа. (Слайд 16)
- Каждый из вас сейчас получит вариант с заданием, вернее двумя отрывками из романа «Двенадцать стульев», прочитав их, вы должны назвать функции, которые выполняют деньги и пояснить ваш ответ. Задание дифференцирована по уровням сложности. Уровень «А» - одна функция, 3 балла; уровень «В» - две функции, 4 балла; уровень «С» включает в себя «А» и «В» - три функции, 5 баллов. Время написания 5 минут.
(Учащиеся пишут работу. Сдают тетради).
- Ну, а теперь вернемся к тому преимуществу, которое получит команда, набравшая наибольшее количество баллов. К оценке за проверочную работу вам будет добавлен один балл.
6. Завершение урока. Подведение итогов. (2 минуты)
- Наш урок подходит к концу. Давайте запишем домашнее задание (Слайд 17):
• В классических или современных литературных произведениях найти по два небольших отрывка, в которых описываются функции денег. Охарактеризовать их.
• Составить синквейн о деньгах с использованием пословиц или поговорок.
- Подводя итог всему вышесказанному, ответьте, пожалуйста, еще на два вопроса (Слайд 18):
• Можно ли сказать, что деньги выполняют одинаковые функции для всех людей, несмотря на их возраст, пол, положение в обществе? (Ответы учащихся)
• Изменяются ли функции денег со временем? (Ответы учащихся)
- Ну, а теперь вернем к песне, с которой мы начали урок, какие функции денег в ней упоминаются? (Прослушивание песни. Ответы учащихся. Можно оценить работу наиболее активных учеников.)
Но все же за деньгами мы не должны забывать человеческие отношения, вряд ли мы сможем купить дружбу, уважение, любовь и здоровье.
- Спасибо за урок!
Урок "Функции денег": разработка урока, варианты проверочной работы, презентация, музыкальные и видеофайлы.
Это творческий, неугомонный учитель! Экономику любят и знают все ученики. Ольга Романовна не только новатор по использованию различных технологий на уроках, но ещё одна из первых стала использовать интерактивную доску и компьютер на уроках. Её уроки, проекты получают призовые места на областных и всероссийских конкурсах.
Присутствуя на данном уроке и зная о деньгах только одну формулу Т-Д-Т, я получила новые знания. Было интересно и увлекательно. Успехов!!!
Стало известно, что Ольга Романовна, участвуя в конкурсе "Лучшие учителя России", стала лауреатом премии Губернатора Псковской области. Поздравляю!
Размещено чт, 02/06/2011 - 16:44 пользователем Елена Александровна Годунова.
Ольга Романовна, примите и мои сердечные поздравления! Желаю вам дальнейших успехов, думаю, вы не остановитесь на достигнутом!
Очень рада нашему сотрудничеству во второй раз.
Псковская земля богата творческими учителями , чего только стоит ваш международный конкурс "Учитель года Пушкиногорья"! Знаю не понаслышке...
В нашем конкурсе "Учитель года 2010" замечательная учительница английского языка Иванова И.А. из Пушкинских Гор очень хорошо себя зарекомендовала. Да и в Открытом классе ваших творческих землячек приятно встречать, это и Петрова АА и Иванова Л.Ю. Особенный климат у вас!
Размещено чт, 02/06/2011 - 22:09 пользователем Ольга Романовна Панфилова.
Уважаемая Елена Александровна! Большое спасибо за поздравление!!! Я тоже очень рада нашему сотрудничеству. Надеюсь, что оно и в дальнейшем будет продолжено.
С Ивановой Инной Александровной я немного знакома. Она тоже в этом году стала лауреатом губернаторской премии!
Спасибо за добрые слова в адрес псковских учителей!
Здоровья, благополучия, хорошего летнего отдыха и новых творческих идей!
На: Функции денег
Ольга Романовна, пожалуйста, исправьте теги и прикрепите работу к конкурсному сообществу
На: Функции денег
Ольга Романовна, пожалуйста, исправьте теги ,только 3 слова-название нашего конкурса
На: Функции денег
Уважаемая Елена Александровна! Извините, что сразу не сделала верно. Все исправила.
С уважением, Панфилова Ольга.
На: Функции денег
С Ольгой Романовной мы работаем в одной школе.
Это творческий, неугомонный учитель! Экономику любят и знают все ученики. Ольга Романовна не только новатор по использованию различных технологий на уроках, но ещё одна из первых стала использовать интерактивную доску и компьютер на уроках. Её уроки, проекты получают призовые места на областных и всероссийских конкурсах.
Присутствуя на данном уроке и зная о деньгах только одну формулу Т-Д-Т, я получила новые знания. Было интересно и увлекательно. Успехов!!!
Стало известно, что Ольга Романовна, участвуя в конкурсе "Лучшие учителя России", стала лауреатом премии Губернатора Псковской области. Поздравляю!
Козлова С.Г.
На: Функции денег
Ольга Романовна, примите и мои сердечные поздравления! Желаю вам дальнейших успехов, думаю, вы не остановитесь на достигнутом!
Очень рада нашему сотрудничеству во второй раз.
Псковская земля богата творческими учителями , чего только стоит ваш международный конкурс "Учитель года Пушкиногорья"! Знаю не понаслышке...
В нашем конкурсе "Учитель года 2010" замечательная учительница английского языка Иванова И.А. из Пушкинских Гор очень хорошо себя зарекомендовала. Да и в Открытом классе ваших творческих землячек приятно встречать, это и Петрова АА и Иванова Л.Ю. Особенный климат у вас!
Молодцы!
На: Функции денег
Уважаемая Елена Александровна! Большое спасибо за поздравление!!! Я тоже очень рада нашему сотрудничеству. Надеюсь, что оно и в дальнейшем будет продолжено.
С Ивановой Инной Александровной я немного знакома. Она тоже в этом году стала лауреатом губернаторской премии!
Спасибо за добрые слова в адрес псковских учителей!
Здоровья, благополучия, хорошего летнего отдыха и новых творческих идей!
С уважением, Панфилова Ольга.
На: Функции денег
Уважаемая Светлана Георгиевна! Большое спасибо за добрые слова! Я очень рада, что мы с Вами работаем в одной команде!!!
С уважением, Панфилова Ольга.
На: Функции денег
Оля! Ты У М Н И Ц А!!!!!!!!!!!!!!!!
Козлова С.Г.