Submitted by Светлана Станиславовна Корнышова on пн, 02/03/2009 - 16:26
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству..»
1.За счет, какого изобретения у Нобеля образовался приличный капитал? (динамит)
2. Как объяснить следующее четверостишье
3.Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
О каком веществе идет речь?
4 Что является основой данного вещества?
Чтобы ответить на данный вопрос, нам необходимо изучить исходное вещество
Эмпирическая формула которого - С3Н8О3
Составьте возможные формулы соединения исходя из принципа валентности атомов.
Как вы думаете, какая структурная формула соответствует веществу?
Почему вы так решили?
II. Актуализация знаний
Фронтальная беседа.
1. Какие вещества называются спиртами? (Спиртами называются производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами.)
2. Как классифицируются спирты по радикалу? (Спирты классифицируются на предельные, непредельные, ароматические.)
3. Какие вещества называются предельными одноатомными спиртами? (Производные предельных углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещен на гидроксильную группу.)
4 Чем отличается наше соединение от предельных одноатомных спиртов?
5. Сформулируйте тему нашего урока.
III. Изучение нового материала
На экран выводится тема,
Какова цель нашего занятия?
Каким способом мы будем изучать данный класс соединения?
Задание:Основываясь принципами номенклатуры, дайте названия следующим спиртам:
СН2ОН-СН2ОН
СН2ОН-СНОН-СН2ОН
Молекулы, которых содержат две гидроксильные группы это - двухатомные спирты
Молекулы, которые содержат три гидроксогруппы – триолы. Известные спирты и большей атомности, например, сорбит содержит шесть гидроксогрупп:
По программе мы изучаем двух- и трехатомные спирты.
Составьте формулы следующих спиртов исходя из названия:
2 метил- бутандиол 1,3 и 2,2 диметил пентантриол 1,3,5
Как вы уже заметили. Некоторые многоатомные спирты имеют исторические названия
Этандиол – называют этиленгликолем
Пропантриол – глицерином. Он был открыт в 1779 году шведским химиком Шееле.
Исследовать свойства, которого нам предстоит на уроке.
В какой последовательности нам необходимо работать?
1.Изучить физические свойства глицерина
2.Изучить химические свойства глицерина
Физические свойства
Учитель. Какие физические свойства можно исследовать: (цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде.)
Лабораторный опыт:Физические свойства глицерина
К одному мл воды в пробирке прилили равный объем глицерина и взболтали смесь. Затем добавили еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.
Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде.
Спирты
Температура замерзания
Температура кипения
Плотность г/см3
Этиловый
- 10
78
0,79
Этиленгликоль
-37
197
1,11
Глицерин
-58
290
1,26
Учитель.Подумайте в чем причина различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов?
Следует вывод: число гидроксогрупп в спирте оказывает влияние на их физические свойства (за счет водородных связей).
Как вы думаете, какие физические свойства многоатомных спиртов нашли своё применение в народном хозяйстве и в быту?
Какие?
·В качестве антифризовВодные растворы этиленгликоля и глицерина замерзают при низких температурах, поэтому их используют в качестве антифризов – жидкостей с низкой температурой замерзания, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
·В парфюмерной промышленности
·В кожевенном производстве
·Сорбит и глицерин используется в пищевой промышленности
Химические свойства.
Учитель.Какие химические свойства характерные для одноатомных спиртов?
Учащиеся перечисляют свойства: реакция горения, реакция замещения водорода гидроксогруппы на щелочной металл, реакция обмена всей гидроксогруппы на галоген (с галогеноводородными кислотами и другие).
Учитель.Проблемный вопрос. А будут ли эти свойства характерны для многоатомных спиртов?
Чтобы ответить на это вопрос смотрим видео демонстрационный эксперимент. Взаимодействие глицерином с натрием:
Его получают реакцией этерификации глицерина, взрывное действие реакции разложения нитроглицерина объясняется образованием большого объёма газов из небольшого количества исходного вещества. Нитроглицерин – бризантное взрывчатое вещество, он легко взрывается от удара или детонации. Для безопасности его используют в виде динамита – смеси с инфузорной землёй. Открыл его Альфред Нобель. А в медицине применяется однопроцентный спиртовой раствор нитроглицерина как сосудорасширяющее средство.
·На основании всего изложенного ранее, какой вывод о химических свойствах многоатомных спиртов можно сделать?
Вывод:Как вещества, содержащие гидроксогруппы, многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами. Обладают более выраженными кислотными свойствами, чем одноатомные спирты.
Учитель.Проблемный вопрос. Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов?
Чтобы разрешить эту проблему проведем лабораторную работу:
1. К двум мл раствора щелочи в пробирке прибавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
CuSO4 + 2 NаOH = Cu(OH)2+ Nа2SO4
Наблюдали образование синего осадка гидроксида меди (II).
2. К образовавшемуся осадку гидроксида меди (II) прилейте глицерин и смесь встряхните. Какие изменения произошли?
Ученик.Осадок растворяется и образуется раствор ярко-синего цвета, глицерат меди (II).
Учитель.Это качественная реакция на многоатомные спирты.
Уравнение:
Что обусловливает качественные изменения при переходе от одноатомных спиртов к многоатомным?
Вывод:Особенностью многоатомных спиртов является большая подвижность атомов водорода в гидроксогруппе и легкая окислительность радикала.
Причина: влияние этих групп друг на друга и на углеводородный радикал.
Ребята, на примере многоатомных спиртов мы убеждаемся в том, что количественные изменения переходят в изменения качественные: накопление гидроксильных групп в молекуле обусловило в результате их взаимного влияния появление у спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными.
Рассмотрим вопрос о применении глицерина:
Фармацевтической промышленности:
·Фенкортозоль – средство противовоспалительное
·Ундецен – противогрибковый препарат
·Теймурова паста – противопотливая мазь
Парфюмерной промышленности:
Глицерин применяется для смягчения сухой кожи, придает коже мягкость и эластичность. Простейший трехатомный спирт впитывает влагу из воздуха и удерживает её в эпидермисе. Предохраняет кремы от высыхания. Продолжительное использование раствора может вызвать потемнение кожи.
Сегодня на уроке я вам предлагаю провести эксперимент для определения результатов потребительских испытаний товаров бытовой химии и косметики на наличие в них вещества глицерина.
Какие свойства заложены в эти товары исходя из характеристик глицерина?
Исследование: «Контроль качества»
Массированная реклама утверждает, что товары содержащие глицерин защищают кожу рук и оказывают смягчающее действие! В этом заинтересована любая женщина! В ходе нашего эксперимента мы должны определить, содержат ли данные товары глицерин?
Как опытным путем определить, что данный товар содержит глицерин?
Определите предполагаемые действия и наблюдения.
Составим алгоритм
Вывод: Если мы обнаружили глицерин, то товар обладает смягчающим действием
Закрепление материала
На основании изученного материала, сделайте общий вывод о строении и свойствах многоатомных спиртов:
Особенность строения многоатомных спиртов в …
Физические свойства многоатомных спиртов: цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде, плотность...
Химические свойства многоатомных спиртов…
Действие многоатомных спиртов на организм человека...
Спасибо за подробный конспект урока! Словно побывала на этом уроке. Посмотрите на формулу нитроглицерина в уравнении реакции глицерин + азотная кислота, пропущены атомы кислорода.
Размещено Sat, 23/05/2009 - 08:46 пользователем София Николаевна Бербенцева.
Очень подробный конспект урока. Есть интересные идеи. К сожалению, ошибка при составлении уравнения реакции нитрования глицерина не исправлена. Но урок действительно интересный.
Размещено Tue, 26/05/2009 - 19:21 пользователем Елена Жановна Трибунская.
Спасибо за предоставленный материал! Я вообще, благодарна тем учителям, которые размещают на сайте подробные разработки уроков. Прочитав их, можно понять логику построения урока, почерпнуть для себя интересные находки. Ваш урок этому соответствует. А ошибку Вы конечно же исправите, как только зайдете на сайт.
На: многоатомные спирты
Спасибо за подробный конспект урока! Словно побывала на этом уроке. Посмотрите на формулу нитроглицерина в уравнении реакции глицерин + азотная кислота, пропущены атомы кислорода.
С уважением, Лариса Александровна
На: многоатомные спирты
Очень подробный конспект урока. Есть интересные идеи. К сожалению, ошибка при составлении уравнения реакции нитрования глицерина не исправлена. Но урок действительно интересный.
На: многоатомные спирты
Спасибо за предоставленный материал! Я вообще, благодарна тем учителям, которые размещают на сайте подробные разработки уроков. Прочитав их, можно понять логику построения урока, почерпнуть для себя интересные находки. Ваш урок этому соответствует. А ошибку Вы конечно же исправите, как только зайдете на сайт.
С уважением, Трибунская Е.