Автор:
Милютина Ирина Анатольевна
Место работы:
<p> учитель информатики ГОУ гимназия №625 г. Москвы<br /> <br /> сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО<br /> <br /> <br /> http://медиа-школа.рф/</p>
Предложения по стандарту
В целом вариант Федерального стандарта, разработанный РАО, следует признать удачным. Школам задан достаточно широкий список предметов, обязательный к изучению, но с возможной интеграцией, что позволяет школам выработать траектории образования учащихся, в том числе, индивидуальные. Стандарт фактически закрепляет несколько уровней достижения по каждому предмету для разных групп учащихся (для базового и профильного уровней прохождения материала).
Предложения по усовершенствованию предложенного варианта следующие:
- Связать выбор профильного уровня по предметам, что естественно будут делать школьники, планирующие поступление в вуз, со списком вступительных испытаний, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 28 ноября 2008 года №365. Поскольку перечень испытаний учитывает потребности вузов, то, я полагаю, целесообразно ориентировать школьников именно на такую группировку профильных предметов.
- Поскольку существуют предметы обязательные к сдаче (русский язык и математика), то сокращать часы именно по ним нежелательно.
- По ряду направлений будущей деятельности школьников круг вступительных испытаний не охватывает все предметы, знание которых на профильном уровне для школьника будет желательно, так как облегчит обучение в вузе. Например, для экономистов и социологов важен высокий уровень знаний по математике и информатике. Школьник, выбирая профильные направления, не всегда может оценить, что потребуется позже и ориентируется только на вступительные испытания. Такая ситуация должна быть учтена при формировании образовательной траектории и, по возможности, наилучшим образом разрешена.
Исходя из этого, предлагаю включить в стандарт предложения (рекомендательные) по формированию списка профильного, базового или интегрированного уровня прохождения предметов в зависимости от направлений будущей деятельности выпускников. Распределение предметов по уровням прохождения задано в таблицах ниже. Таблицы даны из расчета недельной загрузки школьника (36 часов), все предметы предлагаемого перечня их проекта Федерального стандарта включены в каждом направлении. Полный базовый курс обязательный включает предметы, которые необходимо сдавать или которые не могут быть сокращены. Полный базовый курс рекомендуемый включает в первую очередь предметы, которые желательно проходить на профильном уровне или которые нецелесообразно интегрировать. Цифры указывают количество часов в неделю, дробь – соотношение часов в 10 и 11 классах.
В гуманитарное и творческое направление считаю важным добавить предмет «Мировая художественная культура», как важной составляющей эстетического развития школьника, понимания направлений и тенденций развития культуры.
Все остальные группировки предметов при подготовке к поступлению в вуз составили 1% и менее для каждой группы. Эти направления охватывают в целом более 75% всех групп вступительных испытаний и потребностей при обучении в вузе соответствующего направления.
Физико-математическое направление
Профили |
Полный курс обязательный (базовый)
|
Полный курс рекомендуемый (базовый)
|
Интегрированные предметы
|
Алгебра и начала анализа 4/5
Геометрия 2
Физика 5
Информатика 4
Итого 15/16 часов
|
Русский язык 3
Физическая культура 2
Итого 5 часов
|
Иностранный язык 3
Литература 3
Обществознание 2
История 2
Химия 2
Биология 2
Итого 14 часов
|
Экология и основы безопасности жизнедеятельности 1
География 1/0
Экономика (в обществознании)
Право (в обществознании)
Итого 2/1 часа (час)
|
Естественно-научное направление
Профили |
Полный курс обязательный (базовый)
|
Полный курс рекомендуемый(базовый)
|
Интегрированные предметы
|
Физика 5
Химия 3
Биология 3
Итого 11 часов
|
Русский язык 3
Алгебра и начала анализа 3
Геометрия 2
Физическая культура 2
Итого 10 часов
|
Информатика 2
Иностранный язык 3
Литература 3
Обществознание 2
История 2
География 2
Итого 14 часов
|
Экология и основы безопасности жизнедеятельности 1 Экономика (в обществознании)
Право (в обществознании)
Итого 1 час
|
Общественные науки
Профили |
Полный курс обязательный (базовый)
|
Полный курс рекомендуемый (базовый)
|
Интегрированные предметы
|
Иностранный язык 6
История 4
Обществознание3
География 3
Итого 16 часов
|
Математика 4
Русский язык 1
Физическая культура 2
Итого 7 часов
|
Экономика 2
Право 2
Информатика 2
Литература 3
Итого 9 часов
|
Экология и основы безопасности жизнедеятельности 1
Естествознание 3
Итого 4 часа
|
Гуманитарные науки
Профили |
Полный курс обязательный (базовый)
|
Полный курс рекомендуемый (базовый)
|
Интегрированные предметы
|
Русский язык 3
Иностранный язык 6
История 4
Литература 5
Итого 18 часов
|
Математика 4
Физическая культура 2
Итого 6 часов
|
Информатика 2
Обществознание 3
Итого 5 часов
|
Естествознание 3
Экология и основы безопасности жизнедеятельности
1
География 1
МХК 2
Экономика (в обществознании)
Право (в обществознании)
Итого 7 часов
|
Экономика и социология
Профили |
Полный курс обязательный (базовый)
|
Полный курс рекомендуемый (базовый)
|
Интегрированные предметы
|
Иностранный язык 6
Обществознание 3
Итого 9 часов
|
Математика 6
Физическая культура 2
Русский язык 1
Итого 9 часов
|
История 2
Информатика 4
Экономика 2
Право 2
Литература 3
Итого 13 часов
|
Экология и основы безопасности жизнедеятельности 1
Естествознание 3
География 1
Итого 5 часов
|
Творческие специальности
Профили |
Полный курс обязательный (базовый)
|
Полный курс рекомендуемый (базовый)
|
Интегрированные предметы
|
Русский язык 3
Иностранный язык 6
История 4
Литература 5
Итого 18 часов
|
Математика 4
Физическая культура 2
Итого 6 часов
|
Информатика 2
Обществознание 3
Итого 5 часов
|
Экология и основы безопасности жизнедеятельности 1
Естествознание 3
География 1
МХК 2
Экономика (в обществознании)
Право (в обществознании)
Итого 7 часов
|
Нужно учитывать, что при 1-2 выпускных классах полной работы по всем направлениям в школах все равно не получится. При многопрофильности, школа должна информировать учащихся и их родителей о тех направления, которые могут быть и будут обеспечены на своих сайтах.
Считаю, что необходимо отменить корректировку заработной платы учителя в зависимости от количества детей в группе, так как это, с одной стороны, полностью входит в противоречие с обеспечением индивидуальных траекторий учащимся, поскольку учитель в этом не заинтересован материально, а, с другой стороны, от количества детей зависит только такая составляющая работы учителя как проверка тетрадей, контрольных и т.п., остальная часть независима от наполняемости класса.
Теперь по предмету «Информатика» считаю необходимым добавить к перечню предметных компетентностей следующие:
на базовом уровне:
- систематизация представления об информации, ее свойствах, анализ и оценка источников получения информации (в том числе средств массовой информации) с позиций качества предоставляемой информации;
- овладение основными навыками работы с технологиями массового использования (при работе с текстом, графикой, простыми расчетами и представлением результатов работы), освоение наиболее эффективных приемов работы с технологиями.
|