Автор:
Милютина Ирина Анатольевна
Место работы:
<p> учитель информатики ГОУ гимназия №625 г. Москвы<br /> <br /> сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО<br /> <br /> <br /> http://медиа-школа.рф/</p>
Оценку качества образования можно проводить только при наличии объективных критериев, которые могут быть измерены и рассчитаны, и независимых экспертов для каждого уровня. Критерии оценки сильно отличаются в зависимости от объекта оценивания.
Критерии оценки качества системы образования в регионе или в стране
- Прямое оценивание
- По динамике сдачи ЕГЭ, и ГИА,
- По данным PISA, TIMSS и PIRLS, их сравнению и сопоставлению между собой и в сравнении с наиболее развитыми или динамичными странами,
- По среднему и минимальному соотношению доходов населения к расходам (в среднем). Если данный показатель близок к единице или снижается, то, следовательно, образование не обеспечивает поступательное развитие страны или региона;
- По изменению доли экспорта высокотехнологичных товаров, чем она выше, тем выше качество образования,
- По доле ВУЗов, имеющих право выдавать дипломы о высшем образовании международного образца (этот показатель должен расти, постепенно приближаясь к единице).
2. Косвенное оценивание (обеспечивающее повышение качества образования)
- Наличие четких стратегической и тактических целей процесса образования, достижение которых можно проверить (то есть нельзя в качестве цели ставить «Улучшить», «Провести дальнейшее усовершенствование» и т.п.),
- Открытость данных о результатах образовательного процесса на всех уровнях, скрыть результаты обычно пытаются там, где их нет или они низкие,
- По доли поступающих в педагогические вузы их 30% наиболее успешных учеников школ, что показывает привлекательность сферы образования,
- По доли пришедших работать в школу из числа 30% выпускников педагогических вузов, что показывает привлекательность сферы образования,
- По доли учителей и педагогов, оставивших сферу образования из числа дипломированных специалистов через 3 и 5 лет работы в школе, что показывает привлекательность сферы образования,
- По соотношению заработной платы учителей, педагогов, воспитателей с заработной платой остальных категорий работающих, в том числе, с бизнесом и госчиновниками. Средняя заработная плата в сфере образования не должна быть ниже, что создаст приток кадров и даст возможность отбора лучших
- По соотношению заработной платы молодых специалистов (учителей, педагогов, воспитателей) с заработной платой остальных категорий молодых работающих, в том числе, в сфере бизнеса и госчиновниками. Средняя заработная плата молодых специалистов в сфере образования должна быть существенно выше, что привлечет в сферу образования наиболее успешных учеников и студентов.
- По наличию альтернативных программ повышения квалификации учителей и обеспечение права выбора программы и места повышения квалификации учителем. Повышение квалификации должно обеспечивать потребность учителя в обновлении или пополнении знаний или работать при изменении государственной стратегии в области образования.
- По наличию и функционированию альтернативных программ по предметам, а также альтернативных комплектов учебных материалов. Учитель должен иметь возможность выбора и эксперимента, Результат эксперимента – независимая экспертиза (ЕГЭ. ГИА, возможно расширение точек проведения экспертиз).
Факторы, характеризующие наиболее эффективные системы образования
•обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения;
•посещение учащимися системы дошкольного образования(зависимость от числа лет посещения учреждения дошкольного образования, соотношения числа детей на одного воспитателя, расходов на одного ребенка);
•наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих достижение образовательных стандартов (зависимость от того, как используются результаты –только для отчетности или для оказания помощи отстающим);
•адекватное ресурсное обеспечение школы, независимо от социально-экономического статуса школы;
•адекватная заработная плата школьных учителей, независимо от размеров класса и др.
Критерии оценки качества образования
в учебном заведении
- Результат независимой экспертизы – ЕГЭ, ГИА и процент поступления в вузы.
- Оценка школьного образования выпускниками спустя 3 и более горда после выпуска (опрос среди студентов или анкетирование).
- Внутреннее оценивание качества в учебном заведении можно провести:
- по среднему баллу текущих оценок, при этом есть смысл перейти на другую шкалу,.(например, десятибалльную),
- по системе внутреннего тестирования или выполнению творческих заданий (в том числе задач) не реже раза в триместр,
- установление корреляции с результатами внешнего тестирования,
- внутреннее текущее оценивание можно делать на основе самооценок учащимися достижений по предметным программам,,
- Открытость результатов образовательного процесса (данных о ЕГЭ, ГИА, поступлениях и т.п.) с публикацией на сайтах школ,
- По доли учащихся, обучающихся по профильным программам в общем количестве учащихся.
Факторы, характеризующие наиболее эффективные школы
•автономия школы и эффективная система подотчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности,
открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников;
•автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов и т.д.
•хорошая дисциплина в школе и хорошие доверительные отношения между учащимися и учителями.
Критерии качества образования и работы учителей
- Успешная сдача ЕГЭ и ГИА учащимися,
- Процент (не менее, чем за три года) выбравших предмет, который ведет оцениваемый учитель, для сдачи ЕГЭ и ГИА,
- Процент (не менее, чем за три года) выбравших предмет, который ведет оцениваемый учитель, для профильного обучения,
- Ведении учителем занятий в профильных классах ( для учителей старшей школы(,
- Результаты периодического квалификационного экзамена по своему предмету (при этом, учитель должен иметь возможность отстаивания собственного решения, если оно не совпало с контрольным, с целью объяснить его эффективность. Данное требование обязательно, так как учитель может знть более эффективное решение, чем заложено в программе проверки, или знать о проблемах, которые не всегда видны вне непосредственной профессиональной деятельности). При использовании в тестировании проверки знания терминов, необходимо, чтобы эта терминология «устоялась» и была признана специалистами за пределами образовательных учреждений)
- При обязательном достижении всего, перечисленного выше,
- успешное участие учеников в олимпиадах,
- разработка и ведение дополнительных курсов, расширяющих предметные знания,
- публикации по предмету или проблемам образования и др.
При оценивании работы учителя обязательным должен стать предварительный замер стартового уровня образования учащихся. Естественно, что учитель математики, например, не может обеспечивать одинаковые результаты в классах физико-математических и в гуманитарных. Систему таких КИМов тоже нужно разработать.
Оценка работы учителя (с оргвыводами для него) не может быть проведена на основании периода менее трех лет или на примере одного класса.
|