Размещено: Ирина Эдуардовна Васильева - пн, 02/03/2009 - 09:40
Ход урока:
Подготовительная часть:
Звучит русская народная мелодия, под которую учащиеся заходят в класс. На столе учителя стоит плетеная корзина, покрытая нарядным расшитым рушником.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начался урок.
Давайте проверим вашу готовность к уроку.
У каждого на парте должны быть:
- баночки с водой;
- «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы».
Сегодня вам не обойтись без той, которая
- «над бумажным над листом машет весело хвостом.
И не просто машет, а бумагу мажет. Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!»
Для работы нам также необходимы:
- тряпочки для кисточек,
- лепные фигурки из соленого теста
Помогут в работе
- демонстрационные картинки;
Основная часть:
Повторение изученного:
- Вы, наверное, заметили, что начался сегодня урок со звучания русской народной мелодии. И как вы понимаете – это не случайно. Давайте прочитаем слова, написанные на доске/чтение детьми/
- К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой, их надо осваивать” (слайд)
- Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы детей/
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из народных промыслов.
- Чтобы понять, с каким, нам достаточно заглянуть в эту чудо – корзину, сделанную руками народного мастера – умельца.
- Давайте подумаем, чем может быть наполнена эта корзина? /ответы детей/
- Конечно, в нем вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими и придуманы, т.е. речь пойдет об игрушечном промысле.
- Давайте заглянем в корзинку, чтобы узнать какие же игрушки пришли сегодня к нам в гости.
Загадки.
1.Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).
2.Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)
3.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
4. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)
5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь), (игрушки раздаются детям на парты).
- Назовите, пожалуйста, материал, из которого они изготовлены?/глина/
- Правильно – это глиняные игрушки.
-Кто знает, как называют мастера, который работает с глиной? (слайд) /словарь/
- Посмотрите внимательно еще раз на игрушки и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь /ответы детей/.
- Это «дымковская игрушка»
- «Дымковские игрушки» - яркие, красочные, барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки гордятся своими пышными хвостами, которые напоминают сказочные букеты, няни хвастаются богатым семейством. Много выдумки и фантазии у народных умельцев! (слайд).
- А почему такое интересное название, почему же игрушки Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
- Молодцы!Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода, расположенная на берегу реки Вятки, вся будто в дымке, поэтому и назвали ее Дымково, а игрушку Дымковской.
- «Дымка», так еще ласково и нежно называют дымковскую игрушку. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада! (слайд)
- Но не только в Дымковской слободе занимались игрушкой. Давайте вспомним, какие еще места в России знамениты на весь мир своими игрушками (работа на интерактивной доске - тест).
- Молодцы! Задание следующее будет очень простым: соедините стрелочкой место, где появляются на свет чудо – игрушки и картинку с изображением.
- Молодцы! С заданием справились отлично.
- А сейчас, давайте познакомимся с главной героиней нашего урока. Для этого я предлагаю вам отправиться в слободу Дымково. Здесь в руках настоящего мастера простой податливый комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку (слайд )
Рассказ учителя во время просмотра анимации:
-Много лет назад придумали люди в Дымковской слободе лепить из красной глины игрушки. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А позднее стали возить их на ярмарку и продавать. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым – бело. Вылепленную из глины игрушку, обжигали в печи и потом белили мелом, разведенном на молоке. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.
- Все догадались, что сегодня главной героиней у нас будет дымковская барышня. Все внимание ей, все комплименты ей!
Сообщение темы урока:
Тема нашего урока «Роспись барыни – франтихи».
Посмотрите вы на доску и скажите, какая же это барышня, если коромысло на плечах и ведра полные воды. Это самая настоящая барышня, и в этом нас убедит следующая история. Давным - давно в городе Кирове, что недалеко от Дымковской слободы, была такая традиция. По выходным дням дочери богатых горожан, нарядно одетые, ходили по воду, а по дороге, где они шли, стояли кавалеры и выбирали себе невест. Возможно наша водоноска – самая настоящая барышня.
- Так как мы с вами глины не запасли, я предлагаю вам сегодня расписать лепные фигурки барыни – франтихи, барыни - модницы, создав ей неповторимый, необычайно красочный наряд, в стиле «Дымково»
Рассматривание дымковских барышень:
-Прежде чем приступить к работе, давайте внимательно посмотрим на дымковских барышень (слайд).
- Во что они одеты?
- Какая часть костюма одноцветная? (головной убор, жакет)
- Какая одежда с орнаментом? (юбка)
- Какие узоры используют народные мастера?/круги, овалы, клетки, полоски, линии/
- А знаете ли вы, что каждый из этих узоров имеет свое значение (слайд)
Кольцо – символ солнца, каравая хлеба,
точки – звезды,
волнистая линия – символ воды,
прямая линия – дорога
- Посмотрите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга (доска)
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки:
между кольцами;
на кольцах;
по краю колец (образцы на доске)
- При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
- Какие цвета используют для росписи игрушек? (слайд)(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный). В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
- Внимательно посмотрите на наряды барышень. У дымковских мастеров есть одна тонкость при закрашивании барышни: при выполнении узоров на юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета. Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту. Давайте проверим (слайд).
- А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает (образцы на доске).
- А теперь, когда мы разобрались с цветами, давайте попробуем закрасить барышню (работа детей на смарт – доске с интернет ресурсами)
Работа учителя на смарт – доске:
Поэтапное выполнение работы.
- Вернемся к нашей барышне. Работать мы будем как настоящие мастера – умельцы сразу кистью, создавая свою яркую красочную неповторимую барыню – франтиху.
- Роспись мы будем выполнять в такой последовательности:
1.Работа над верхом: (учитель работает на смарт - доске)
- отделим линией головной убор (на кисть набираем цвет головного убора)
- закрасим головной убор (помним, что он одноцветный)
- нарисуем волосы ;
- закрасим волосы;
- на белом лице нарисуем круглые красные (или другой цвет) пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками (образцы на доске) можно использовать фломастер);
- отделим руки, закрасим жакет (при закрашивании головного убора и жакета используем яркие цвета).
2. Работа над юбкой:
- Украсим орнаментом широкие юбки и другие детали костюма (образцы на доске);
- Помните, что при выполнении узоров на юбке используются цвета головного убора и жакета.
-Кукла готова (показ учителя)
- А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте наберемся сил.
Физминутка (элементы танцевальных движений под народную музыку)
-Молодцы! Вы полны сил, энергии, за работу.
- Хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте ее так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Самостоятельная работа учащихся.
(звучит русская народная музыка, дети работают). Ведется индивидуальная работа.
Заключительная часть:
-Я вижу, что все справились с работой. И так как это игрушки давайте немного поиграем. Представьте себе, что по дороге на ярмарку встретились две барыни- модницы и начали хвалиться своими нарядами (работа в парах)
Выставка и анализ работ учащихся:
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
-Модницы, красавицы, все на выставку-ярмарку! (дети выносят свои изделия).
По дороге на ярмарку я предлагаю вам заглянуть на солнечную полянку и оставить там, на память о сегодняшнем уроке, цветок. Те ребята, кому понравился урок - украсит полянку красным цветком, кому на уроке было скучно и неинтересно – оставит на полянке синий цветок (звучит музыка, дети выносят свои изделия, работают на смарт – доске).
- Посмотрите на чудо-полянку, всю усыпанную яркими цветами. Я смело могу сказать, что сегодня все без исключения работали с хорошим настроением, именно поэтому у вас получились такие красивые, яркие игрушки! Посмотрите, какие красавицы в длинных нарядных юбках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой! У вас получились замечательные барышни – франтихи! Их нарядам можно только позавидовать! Я думаю, что роль народных мастеров – умельцев вам сегодня удалась!
Пока наши барышни-красавицы хвастаются своими нарядами,
подведем итог урока:
-С каким промыслом мы сегодня продолжали знакомиться?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что понравилось?
-Посмотрите еще раз на наших красавиц. В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.
- «…От дымковской игрушки, Идёт тепло и свет, Он не иссякнет годы, десятки Сотни лет…»
-Дома, попробуйте сочинить сказочную историю своей барышни – франтихи и следующий урок мы начнем с того, что послушаем, что у вас получилось.
Уборка рабочих мест
- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо. Урок закончен. Звучит музыка, дети выходят из класса.
Аннотация.
Многие виды прикладного искусства имеют многовековые истоки и остаются популярными. Роспись игрушки имеет свои традиции, свою историю.
Содержание урока:
- Сохранение преемственности традиций в современных народных промыслах, воспитание интереса и любви к народному творчеству, бережного отношения к традициям народа; формирование интереса к истокам русской культуры.
- Дети учатся видеть характерные признаки народного промысла «Дымково»: форму, цвет, декор игрушки, и посильно передавать единство этих качеств, при росписи изделия.
- Посредством продолжения знакомства с народным промыслом, у детей развивается художественный вкус, они учатся видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности.
- Учащиеся выполняют творческие задания, используя традиционные для промысла приемы росписи и цветовые сочетания.
- Совершенствуют навык работы на интерактивной доске (заливка, рисование, перемещение изображений).
- На уроке создана атмосфера увлекательного эстетического познания, что формирует художественно-творческую активность, способствует развитию самостоятельности в выборе композиционных решений, воспитывает аккуратность и творческое воображение.
На: Красота в умелых руках. Роспись барыни-франтихи.
Доброе время суток, Ирина Эдуардовна, хотелось бы еще и франтиху расписать, но...