II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение рассказа.
- Как вы думаете, с какой целью написан этот рассказ?
- Расскажите, что нового вы узнали из этого рассказа о зайцах?
III. Постановка целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. Прочитайте название сказки на слайде («Заяц-хваста»слайд 2)
- Можно ли по названию сказки сказать, о ком пойдет речь?
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение сказки учителем(с. 51–52). У детей учебники закрыты.
Словарная работа (слайд 3).
Крестьянин– сельский житель.
Гумно– площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Кокорина – нижняя часть ствола хвойного дерева.
2. Творческое задание.
Прочитав текст до предложения «Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел…», учитель прерывается и предлагает учащимся придумать его завершение. Затем сказка дочитывается, и дети сопоставляют свои высказывания-предположения и то, что написано в тексте.
Вывод: чтобы понять сказку, надо дочитать ее до конца.
3. Чтение сказки учащимися(про себя).
- Где больше авторского вымысла – в рассказе Л. Толстого или в русской народной сказке? Почему?
4. Беседа по содержанию.
- Где жил заяц? (он жил в лесу.)
- Почему заяц стал хвастаться?
- Зачем ворона его потрепала?
- Как заяц помог вороне?
- Найдите и зачитайте те места, где передается отношение к зайцу.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Он пропрыгал десять раз.
Взялся зайка за бока,
Заплясал гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
5. Анализ произведения.
- Найдите ту часть сказки, которая относится к первой картинке (слайд 4). Прочитайте.
- Как ее можно озаглавить? («Заяц хвастается»)
- С какой интонацией надо читать слова зайца?
- Прочитайте еще раз выразительно слова зайца (2-3 ученика читают).
- Найдите ту часть сказки, которая относится ко второй картинке (слайд 5). Прочитайте.
- Подготовьтесь к чтению этого отрывка по ролям. Каждый прочитает текст, выберет нужную интонацию.
- Как нужно читать слова зайца? (Испуганно)
- А слова вороны? (Назидательно)
(Несколько пар читают выразительно отрывок сказки).
6. Словесное рисование.
- К какой части сказки нет иллюстрации? Давайте её создадим. Вы будете «рисовать» словами, а я красками (учитель показывает чистый экран, учащиеся рассказывают, кого и где они нарисуют).
- В какое время года происходят события в сказке? (Зимой; кругом снег)
- Что нарисуем на переднем плане? (Забор)
- Где находится забор? Где происходит действие? (В деревне, значит, вдалеке виден деревенский дом)
- Кого нарисуем около забора? (на снегу ворона, около неё собаки; одна из них увидела зайца)
- Где нарисуем зайца? (На горочке)
- Закройте глаза, представьте себе эту картинку и произнесите волшебные слова (на экране появляется черно – белая картинкаслайд 7)
- Откройте глаза. Такую картинку представили себе? Теперь давайте раскрашивать её.
- Закройте глаза, представьте себе цветную картинку (на экране появляется цветная картинкаслайд 8)
- Такую картинку представили себе? Молодцы!
- Найдите конец сказки. Как вы думаете, с каким чувством ворона говорила эти слова? Почему?
- Прочитаем слова вороны выразительно. (читают 3-4 ученика)
V. Подведение итогов урока.
- С какой сказкой мы познакомились сегодня?
- Сегодня мы с вами прочли два литературных произведения. Это рассказ Л.Толстого «Зайцы» и сказка «Заяц-хваста».
-Автор какого текста стремится передать нам знания о зайцах? (Л. Толстой в рассказе «Зайцы»).
-Какое произведение – «добрым молодцам урок» - учит нас верному поведению? (Русская народная сказка «Заяц – хваста»).
-Спасибо за отличную работу!
VI. Домашнее задание.
-Ваше домашнее задание:подготовить творческий пересказ этой сказки: от лица зайца или от лица вороны (слайд 9).