Submitted by Елена Игоревна Дьяченко on Tue, 12/04/2011 - 18:27
Название этапа
Ведущая деятельность учителя
Ведущая деятельность учащихся
Мотивационная беседа
Учитель знакомит учащихся с интерактивной формой проведения урока, определяет цели и задачи совместной деятельности, определяет нормы поведения в процессе интерактива:
- в совместной работе нет актеров и зрителей, все – участники
- каждый заслуживает того, чтобы его выслушали
- критикуются идеи, а не личности
- цель совместной деятельности не в победе какой-либо точки зрения, а возможности найти лучшее решение
Учащиеся принимают правила, настраиваются на творческую работу в группах
Актуализация знаний
Актуализация знаний по теме «Право» проходит на основе методики развития критического мышления.
Вызов - «Корзина идей» - Какие у вас возникают ассоциации с понятием «право»?
Учащиеся работают над составлением кластера «Право»
- индивидуально – 1-2 мин.
- в группах – 3 мин.
- коллективно – одна идея от группы (не повторяться)
Изучение материала и построение опорных схем с целью структурировать материал
Работа в группах по заданию. Помните! Принимаются любые, даже самые неординарные идеи по составлению опорной схемы. Не приступайте к составлению схемы, не прочитав соответствующий текст в учебнике
Группа №1
Составьте схему, используя следующие понятия
социальные нормы, правила этикета, эстетические нормы, религиозные нормы, моральные правила, традиции, экономические нормы, обычаи, политические нормы, правовые нормы, юридическая ответственность, юриспруденция, юристы, право
Вам помогут ответы на вопросы:
- Какое из этих понятий наиболее широкое?
- Какие понятия можно объединить общими критериями?
- Чем правовые нормы отличаются от всех других?
Учащиеся составляют схему «Место права в жизни общества»
Группа №2
Составьте опорную схему, в которой должны быть отражены следующие характеристики права:
- определение
- смысловое значение
- признаки
Вам помогут ответы на вопросы:
- В каком значении понятие «право» связано с понятием «поступок», а в каком «закон»?
- Чем право отличается от морали?
- Каким политическим режимам будет соответствовать усиление правовой регламентации в обществе и, наоборот, ослабление?
Учащиеся составляют схему «Характеристики права»
Группа №3
Через опорную схему покажите логику взаимосвязи следующих понятий
индивид, общество, статус, права, обязанности, уровень развития общества, ответственность, форма ответственности.
Вам помогут установить взаимосвязь примеры из жизни. Чем больше вы их вспомните, тем эффективнее будет ваша работа.
Учащиеся составляют схему «Взаимосвязь прав и обязанностей»
Группа №4
Составьте опорную схему, в которой можно было бы проследить историю становления права от первобытности до современности. Выделите в своей схеме особым образом такие понятия как правосознание и правовая культура (несомненные достижения современной цивилизации).
Вам помогут ответы на вопросы:
- Что является проявлением правовых норм в разные периоды развития истории человечества?
- Какое значение имеет формирование правовой культуры в современном мире?
Учащиеся составляют схему «История становления права. Правосознание и правовая культура»
Группа №5
Составьте опорную схему, используя следующие понятия
Право, нормы права, институт права, отрасль права, трудовое право, административное право, уголовное право, гражданское право, конституционное право, семейное право
Составьте опорную схему «Источники права»
Вам помогут ответы на вопросы:
- Что такое нормативно-правовой акт и юридический прецедент?
- Какие еще источники права вы знаете?
- Какие отношения регулируют различные отрасли права?
Учащиеся составляют схемы «Структура права», «Источники права»
Защита опорных схем
Учитель руководит защитой опорных схем, корректирует, инициирует обсуждение, словесно оценивает степень проявления творчества
Защита опорных схем проходит по группам. Обязательное условие – участие в защите всех членов группы. Использование адресных вопросов стимулирует участие в работе всех участников группы.
Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Определите степень трудности в работе над опорными схемами группой.
Что мешало общей работе, а что помогало?
Как вы думаете, почему юриспруденция – это одна из наиболее востребованных наук в современном мире?
Что главное надо знать о праве?
Для оценки работы учащихся на уроке можно использовать разные подходы – самооценка, оценка в группы, наблюдение учителя и т. д.