Submitted by Елена Константиновна Лебедева on вс, 10/04/2011 - 20:20
Основные формы работы: групповая, учебный диалог. Основная используемая технология: технология критического мышления.
План урока
1. Введение понятия «культура общения».
2. Решение практических заданий.
2.1. Работа с источниками.
2.2. Тренинг.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
Структура урока
I стадия. Стадия вызова.
Демонстрация видеофрагмента с изображением класса (акцент на отсутствии культуры общения среди одноклассников)
1. Как вы понимаете смысл выражения «Культура общения»?
2. Что мы можем сказать об уровне воспитанности, культуре общения ребят, изображенных на экране?
(В ходе учебного диалога формируется мнение, что уровень культуры общения школьников, представленных на фрагменте, крайне низок)
3. Если бы нам пришлось для этих ребят составить справочное пособие «Как должен себя вести воспитанный (культурный) человек», какие термины мы включили бы в первую очередь?
Итак, мы предлагаем этим ребятам учиться общаться друг с другом!
II стадия. Стадия осмысления. Мозговой штурм.
Скажите, где в нашей повседневной жизни проявляется (востребована) культура общения?
Из приведенных учащимися примеров на доске составляется
схема «Пространство общения 6 «Б» класса»
(в общении с одноклассниками, в школе с учителями, дома с родными и близкими, на улице с друзьями и т. д.)
В процессе работы учитель обращает учащихся как к их личному опыту, так и к учебному материалу.
(В учебном пособии Л.Н. Боголюбова по обществознанию для 5 - 6 классов представлен богатейший материал для контроля знаний учащихся, для формирования их гражданской позиции, собственной точки зрения, наконец, размышления. Далее указаны задания, подкрепляющие составленную схему примерами)
С. 66 № 3. Как вы думаете, почему Катя заплакала? (из-за равнодушия окружающих).
С. 64. «Слово не воробей» (обидеть можно не только поступком, очень больно ранит слово).
С. 65 №2,3. Что мешает дружбе? Приведите примеры, как дружат разные ребята (играют вместе, помогают, выручают друг друга в трудную минуту, ссорятся, мирятся)
С. 84. Стихотворение «Стань добрым волшебником». А часто ли вы исполняете роль добрых волшебников?
Видеофрагмент «Экзамен». Что вы можете сказать о культуре общения героев фрагмента?
Работа в группах. Задания № 1, 2, 3. (Результаты работы смотри в приложении 1-3)
Попробуйте сформулировать правила, по которым вам хотелось бы жить в нашей школе и классе. Прокомментируйте.
Составьте для себя список дел доброго волшебника. Сложно ли было составлять список? Почему?
Какие человеческие качества из перечисленных ты считаешь наиболее важными для дружбы? Помощь, доброта, умение прощать обиды, умение выслушать, желание делать подарки, делиться вещами, умение заступаться за друга, разделить радость или горе? Докажите.
Тренинг.
Упражнение 1.Сколько лет вы вместе проучились в вашем классе? Считаете ли вы, что достаточно хорошо друг друга знаете? Тогда закрываем глаза. Тот, кому я положу руку на плечо должен сказать: «Это я»! Но сумеют ли остальные угадать, кто это?
Какие выводы сделаем из нашего опыта?
(Ребята с удовольствием угадывают друг друга. Делают вывод, что знают друг друга в классе достаточно хорошо)
Упражнение 2.На «Лестнице взаимоотношений» вам необходимо найти место для себя и своих товарищей. Объясните, почему вы себя видите именно в этом положении?
III стадия. Рефлексия.
Итак, мы с вами трудились целый урок, старались корректно общаться. Подведем итоги.
Что же мы понимаем под «культурой общения»?
На каком уровне она находится в нашем классе?
Какие выводы из всего вышесказанного извлекли для себя умные и воспитанные 6-классники?
Домашнее задание.
Подпиши открытку своему однокласснику с пожеланиями не только здоровья, но и …