Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Цели:
· Обобщить представление детей об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов.
· Совместно с ребятами вывести правила сбора грибов и недопустимости определения вида грибов на вкус.
· Систематизировать знания детей по оказанию первой медицинской помощи при отравлении грибами.
· Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно- следственные связи.
· Способствовать формированию бережного отношения к природе.
Авторские комментарии: Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени.
В предлагаемом конспекте урока используются активные методы обучения: работа с текстом в четверках, выполнение тестов, решение проблемных ситуаций. Очевидно, что при работе в малых группах активность учащихся повышается и создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей.
Данная презентация может использоваться во внеурочной работе и по другим программам обучения. Она оживляет урок, делает его более интересным и наглядным.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку - 25 слайдов.
План
1. Целеполагание
2. Встреча с лесом
3. Строение грибов.
4. Несъедобные грибы. Работа в группах
5. Физминутка и физминутка для глаз
6. Первая помощь при отравлении грибами
7. Правила сбора грибов
8. Сбор съедобных грибов. Загадки
9. Значение грибов в природе.
10.Работа с тестом
11.Итог. Ответ на контрольный вопрос урока
12.Домашнее задание
Ход урока.
1. Целеполагание.
- Тему урока узнаем, разгадав загадку:
«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком». (Гриб мухомор)
Тема урока «Грибы съедобные и несъедобные ». СЛАЙД 1
- В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос:
«Грибы- враги или друзья?»СЛАЙД 2
- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.
- Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)
- Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.
( Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- Лес пускает нас к себе в гости.
- Кого мы можем встретить в лесу?
- Что можем там найти?
3. Строение и грибов.
-Наши леса славятся грибами.
-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?СЛАЙД 4
- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.
-Что находится в земле? Грибница.
-Проверим верность наших знаний, прочитав стр.118, 1 абзац
- Что называют грибницей?
(Грибница- это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод.
Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3 - 7 дней.)
-Какие названия грибов вы знаете?
-Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева? СЛАЙД 5
- Сейчас мы узнаем, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.
- Прочитаем об этом во 2 абзаце текста.
- Что грибница всасывает из почвы? ( Влагу с солями и отдает ее деревьям)
-Что грибница не может производить? (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)
- Где гриб берет эти питательные вещества?
(Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве.
Грибница «выращивает» дерево.)
- Есть ли дружба между грибами и растениями?
(Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)
ВЫВОД: Грибы дружат с растениями.
4 . Несъедобные грибы. Работа в группах.СЛАЙД 6
- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?
- Прочитаем 1 абзац на стр.120.
- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
- Нам сейчас предстоит работа в группах.
В учебнике на с.120 прочитайте памятки, рассмотрите рисунки на индивидуальных листах и на стр. 121.
Работая в четверках, найдите, обсудите и запишите в таблицу отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами.
(Групповая работа по заполнению таблиц.)
Отчеты - обобщения групп. Сверка с таблицей на слайде.
1 группа СЛАЙДЫ 7-8
2 группа СЛАЙДЫ 9-10
3 группа СЛАЙДЫ 11-12
4 группа СЛАЙДЫ 13-14
Грибы- двойники.
Гриб
Шляпка снизу
Ножка
На срезе мякоть
Съедобность
1 группа
Белый гриб
Белая или желтоватая.
Рисунок в виде белой сеточки.
Белая.
Съедобный
Желчный гриб
Розовая.
Рисунок в виде черной сеточки.
Розовеет.
Несъедоб-ный, очень горький!
Сатанин-ский гриб
Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая.
Клубневидная с красным сетчатым рисунком.
Краснеет и синеет.
Ядовитый.
2 группа
Опенок
Желтовато- белая с темными пятнышками.
Пленочное кольцо, «воротничок»
Белая с приятным запахом
Съедобный
Ложный опенок
Темная, пластинки зеленоватые.
Пленочного кольца нет
Желтоватая с неприят-ным запахом.
Ядовитый.
3 группа
Шампинь-он
Пластинки розовые или фиолетовые
Нет мешочка у корня.
Съедобный
Бледная поганка
С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.
Пленочное кольцо под шляпкой «воротничок». Клубневидное утолщение с мешочком.
С неприятным запахом.
Смертель-
но ядовитый.
4 группа
Лисичка
Неровный край, светло- желтые.
Не крошатся.
Съедобный
Ложная лисичка
Ровный край, красновато- оранжевые.
Полая.
Выделяет белый сок.
Несъедоб-ный
-Поделимся выводами о различии сходных грибов.
Вывод:Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.
Нужно уметь их различать!
5. Физминутка и физминутка для глаз.
Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)
Поднял грибок. Положил в кузовок. (Наклоны)
-А теперь я буду называть названия грибов.
Если это съедобный гриб,– вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.
Если несъедобный гриб,- разводите руки в стороны.
6. Первая помощь при отравлении грибами.
-Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.
Случай 1.Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.
Случай 2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.
- Назовите признаки отравления грибами?
- Что нужно предпринять при отравлении грибами?
- Сверьте свои ответы с верными ответами.
При отравлении грибами:СЛАЙД 15
· Немедленно вызвать врача.
· Промыть желудок.
· Выпить активированный уголь
7. Правила сбора грибов.
- А чтобы не отравиться. Нужно соблюдать правила сбора грибов!
- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы?
- В тетрадях на печатной основе на стр.31 во 2 задании отметьте знаком плюс верные высказывания.
- Перефразируйте неправильные высказывания в правильные.
- Обоснуйте каждый пункт памятки лесника.
Правила сбора грибов.СЛАЙД 16
· Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
· Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
· Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
· Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
· Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
· Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
8. Сбор съедобных грибов в корзинку.СЛАЙД 17-19
- Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот гриб изображен.
· Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
· Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
· Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
· Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)
· Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой…
Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка)
· Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)
· Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)
· Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)
- Как называются все эти грибы?
- Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?
9. Роль грибов в природе:
- Каково значение грибов в природе?Проверим высказывания, прочитав 3 абзац.
Роль грибов в природе:СЛАЙД 20
· Их любит собирать и есть человек
· В них насекомые откладывают личинки
· Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
· Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
· Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)СЛАЙД 21
-Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.
Вывод: В природе ничего лишнего нет! Относитесь к ней бережно!
10.Работа с тестом.СЛАЙД 22
-Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны.
1. Ядовитые грибы лесу не нужны.
2. Ядовитые грибы надо уничтожать.
3. В лесу нужны все только съедобные грибы.
4. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
- Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4?
- Почему выбрали 4 высказывание?
Вывод: В природе ничего лишнего нет!
11. ИтогСЛАЙД 23
- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?
Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.
- С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали?
- Приведите примеры грибов-двойников.
- Какой вид работы понравился?
- Что было трудно?
12. Домашнее задание. СЛАЙД 24
1. 1.Рассказ о грибах читать (с. 120-121)
2. Памятки выучить (с.122)
3.* Заполнить сравнительную таблицу съедобных и ядовитых грибов по рисункам и памятке в учебнике.