|
Credo
|
|
|
|
|
Размещено: Станислав Тимофеевич Погорелов - сб, 28/02/2009 - 19:26 |
Педагогика за 20-й век потеряла человека и сосредоточилась на проблеме личности. Наконец она сплошь стала личнстно-ориентированной, упорно не замечая того, что речь идет лишь о социальных характеристиках человека. Для К.Д. Ушинского, например, не личность, а именно человек - предмет воспитания.
Такой усеченный гуманизм рассматривается как будущее педагогической практики. Что же остается за бортом педагогических интересов? Многое, а среди него главное духовный мир человека. Но может быть так и должно быть? Где мера вмешательства педагога о внутренний мир растущео человека? В прошлом веке ответ давала идеология. Она отчуждала людей друг от друга, но, отчуждая объединяла как своих оппонентов. Как у Пушкина "Шоссе Россию там и тут объединив пересекут". Теперь идеология отсупила и обнаружилось что социум есть, а люди отчуждены друг от друга. Такое "атомарное" состояние невыносимо для молодых. Каких только "тусовок" они не создают. А что же педагогика? Она пока взирает на стремительно растущие пороки и зависимости несовершеннолетних от алкогольно-никотоиновой до сексуально-наркотической и т.п.
Как вернуться к человеку в педагогической теории и практике?
|
» Тэги к этому документу:
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Credo
Как вернуться к человеку в педагогической теории и практике?
Меня это тоже искренне заботит, но Вы же не думаете, что есть только один ответ?
Отношения людей сегодня опосредованы формальными документами, бумагами - от ГОС до дневника школьника, общение "глаза в глаза" становится редкостью, даже если мы смотрим друг на друга, то часто это ограничивается идентификацией образа со строкой в журнале, плане, программе. Мы пишем в аналитических отчетах - успеваемость повысилась на №%, но не пишем - Татьяна научилась выражать благодарность, а Андрей - задавать вопрос! Думаю, возвращение к человеку может начаться с того, чтобы всмотреться в конкретного человека, обнаружить, что он любит и что ненавидит, рассказать, что люблю и ненавижу я... Это пункт первый, пункт второй - там видно будет!
С уважением и благодарностью,
ЕленаП
На: Credo
Елена Владимировна!
Общение "глаза в глаза" действительно сегодня затруднено. Но! Ценность его от этого не уменьшается.
Общение опосредованное дает новые возможности и задача мне видится в том, чтобы к достигнутому опыту человеческого единения добавить иные грани, и не потерять ранее обретенного.
На: Credo
Перекину мост от "Моего кредо" к Кредо С.Т. Погорелова
Педагогика, много лет работавшая на "обучение" как подготовку винтиков "социальной машины" (Ю.Афанасьев), снова должна обрести человечность, пути к которой намечали К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и многие истинные Учителя, имена которых не известны широко, но хранятся в сердцах их учеников.
Сегодня привычное очное общение дополняется очно-дистанционным и дистанционно-очным с помощью Интернет и сетевых сообществ во всемирной паутине. В блоге "Технологи образования в сетевых сообществах" ищем пути обновления образования взрослых, в т.ч. педагогов, через сотрудничество в Сети. В "Открытом Классе" обретаем новую площадку повседневных сетевых взаимодействий. Чтобы перевести на эту площадку наработки многих лет в сообществах СТОИК, Школа информационной культуры личности потребуется время. Но главное - движение по мосту между разными сообществами уже началось!