Самоанализ
урока алгебры в 9 классе
«Статистическое определение вероятности»
учителя математики Тенгайкиной Татьяны Анатольевны
Общие сведения:
Урок алгебры проведен в 9 классе на тему: «Статистическое определение вероятности». Одна из новых тем 9 класса, задания которой включены в ГИА. По программе запланировано 6 часов, а данный урок был третьим по плану.
Класс организован, дисциплинирован.
На уроке присутствовало 24 человека. Из них 60 % с достаточным уровнем, 20% с высоким.
На уроке решались следующие задачи:
- образовательная: дать определение частоты и вероятности случайного события, ознакомить с формулой вероятности события, научить понимать вероятностный характер случайного события;
- развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление,
математическую речь;
- воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивые положительные
мотивы.
Оборудование урока:
- проектор;
- мультимедийный экран;
- электронная презентация с необходимыми заданиями;
- карточки с заданиями.
Содержание урока
Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения решать задачи на нахождение вероятности события. Содержание урока способствовало развитию аналитического мышления.
Тип и структура урока:
Тип урока - комбинированный
Для достижения целей весь материал был разделен на три блока:
Что знаем? Что хотим знать? Что узнали?
Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе и они должны быть усвоены каждым учеником. Материал, близко примыкающий к основному, который расширяет и углубляет его и одновременно закладывает основу для дальнейшего изучения .
Целостность знаний способствует общему развитию ученика.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: повторение, проверочная работа (с проверкой в классе)
3. Постановка учебной задачи.
4. Открытие детьми нового знания.
5. Первичное закрепление (с комментированием).
6. Решение тренировочных упражнений.
7. Первичное закрепление: самостоятельная работа обучающего характера.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
Все структурные элементы урока были выдержаны. Организация учебного процесса построена деятельностным методом.
Целью первого этапабыло быстро включить учащихся в деловой ритм, проверила на перемене готовность класса и оборудование к уроку; этим добилась полной готовности класса и оборудования к уроку.
На втором этапебыли актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
На третьем этапедля создания проблемной ситуации был поставлен вопрос, который вызвал у детей интерес, удивление, напомнило им уже известное. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск вычислительного навыка.
На четвертом этапеновое знание получено детьми в результате их самостоятельного исследования, проведенного под руководством учителя. Таким образом, постановка учебной задачи обеспечила мотивацию понятия.
На следующем этапев процессе первичного закрепления примеры решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они своими словами выражали суть выполняемых преобразований.
Этап обучающей самостоятельной работыпоказал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение . Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.
Еще в XYIIвеке математик Блез Паскаль говорил: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Поэтому старалась в уроке использовать ситуации из жизни, ссылку на жизненный опыт учащихся.
Например, элемент опыта «Выбор перчаток», ситуация успеха при самооценке - создал положительный эмоциональный фон, способствующий развитию у детей интереса к уроку математики, формировал устойчивые положительные мотивы.
На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся при проведении самостоятельной работы, при решении задач на повторение, а также в выборе домашнего задания.
Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи, проверки тетрадей.
Реализация принципов обучения:
- принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения знакомило учащихся
существующими способами решения задач;
- принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала – опора на прочно
усвоенные определения и понятия;
- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала предлагались не сложные
задания;
- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее
задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои
способности ;
- принцип прочности – связь материала с ранее усвоенным обеспечивает прочность знаний;
- принцип наглядности.
Методы обучения
Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ, эвристическая беседа );
- наглядные (демонстрация );
- практические (решение задач)
по уровню самостоятельности учащихся:
проблемно – поисковые, репродуктивные,
по аспекту мышления:
продуктивные ( самостоятельное решение задач),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Общие результаты урока:
План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились решать задачи, сводящиеся к применению определения вероятности. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, дифференцировано, дано с комментарием.
Недостатком проведения урока, считаю:
- нерациональное использование времени при проверке домашнего задания:
- недостаточно использовано текущее оценивание:
|