Эффективность применения метода круговой тренировки на уроках гимнастики в общеобразовательной школе
Submitted by Ирина Петровна Блохнина on чт, 07/04/2011 - 08:38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.В последние годы в связи с перестройкой системы образования в целом, и школьной образовательной структуры, в частности, актуальным становится вопрос совершенствования учебного процесса по физической культуре в школе.
Учитывая, что основным разделом базовой части федеральной программы по физической культуре выступает раздел гимнастики, для нас представляется актуальным разработка проблемы совершенствования методики организации и проведения урока гимнастики в школе. Одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация содержания урока гимнастики на основе применения метода круговой тренировки.
В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений. Она позволяет эффективно решать задачи воспитания физических и психических способностей занимающихся, совершенствовать методику организации урока.
Однако в специальной научной литературе ограниченно представлен вопрос об особенностях применения кругового метода на уроках гимнастики в общеобразовательной школе.
Объектисследования– учебно-воспитательный процесс по гимнастике в средних классах общеобразовательной школы.
Предметисследования– методика применения круговой тренировки на уроках гимнастики в средних классах общеобразовательной школы.
Научная новизнаисследования состоит в том, что:
- разработаны комплексы круговой тренировки с учетом возрастных особенностей учащихся и конкретных условий общеобразовательной
школы;
- экспериментально обоснована эффективность применения метода круговой тренировки на уроках гимнастики с целью оптимизации содержания учебного процесса и его воздействия на подготовленность занимающихся.
Практическая значимостьисследования заключается в разработке методических рекомендаций в помощь учителю по физической культуре в школе, тренерам в детских внешкольных спортивных учреждениях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Сущность и методические особенности метода круговой тренировки
Идея круговой тренировки была впервые выражена Р. Морганом и Г. Адамсоном – английскими тренерами-преподавателями – в 1952 году. Они составили четыре комплекса, в которые входило от 6 до 12 упражнений и выполнение их происходило по методу непрерывной работы. В зависимости от степени их нагрузочности, объема (количества) комплексы разделились:
нормальный – 8 упражнений,
трудный – 10 упражнений,
сокращенный – 6 упражнений,
расширенный – 12 упражнений.
Надо отметить, что в 1955 году независимо от английских специалистов, преподаватель Одесского политехнического института Б.Д. Фрактман, в принципе пришел к пониманию круговой тренировки, методически обосновал индивидуальное дозирование нагрузки на дополнительных снарядах, подобрал упражнения на различные группы мышц, то есть методически обосновал и применил в практике тренировку по сокращенному кругу.
Метод круговой тренировки получил в конце 50-х годов – начале 60-х широкое распространение в ГДР.
В те годы особенно активно дискутировался вопрос о соотношении времени, отводимого на уроках физического воспитания обучению двигательным навыкам и их совершенствованию, и времени на воспитание физических качеств. Специалисты ГДР пришли к выводу, что ведущей стороной физического воспитания признается воспитание физических качеств (М. Шолих, 1966).
По мнению специалистов (В.Н. Краж, 1982; Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Г. Травин, 1993 и др.) круговой метод представляет собой организационно-методическую форму применения физических упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся.
Материалом для круговой тренировки служат в основном относительнотехнически не сложные движения из основной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой атлетики, легкой атлетики и других видов спорта. Эти движения имеют, в основном, ациклическую структуру, путем серийных построений им придается искусственно циклический характер.
Методическую основу круговой тренировки составляет многократное повторение предписанных движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее измерения и чередования с отдыхом.
Схематично организационно-методическую форму проведения занятий способом круговой тренировки можно выразить следующим образом:
Рис. 1. Схема организационно-методической формы проведения занятий способомкруговой тренировки
Ценная черта круговой тренировки состоит в том, что в ней удачно сочетается жесткое нормирование нагрузки с индивидуализацией, она может быть для каждого индивидуальна и в то же время относительно одинаковой для всей группы. Обязательное условие круговой тренировки – постоянный точныйучет нагрузки и систематическая оценка достижений. Индивидуальная мера нагрузки определяется с помощью МП – испытание на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки. В зависимости от этого испытания, назначается норма тренировочной нагрузки. Повышение нагрузки осуществляется опять-таки в соответствии с индивидуальными показателями (МП), которые систематически замеряются вновь через определенные промежутки времени.
При таком нормировании нагрузки соблюдается единство общего и индивидуального подхода: вся группа получает относительно равное задание. В результате у сильных и у слабых поддерживается интерес к занятиям. Понятно как это важно в педагогическом отношении (Е.С. Григорович, 1977; В.Н. Кряж, 1982 и др.).
Учет и контроль в этой организационно-методической форме ограниченно включены в сам процесс занятия физическими упражнениями. Основой нормирования нагрузки в круговой тренировке служит регулярный замер показателей максимального теста (МТ). МТ организовывается наиболее традиционным способом: занимающиеся на каждой станции принимают исходное положение для выполнения в максимально возможном темпе того или иного упражнения. По звуковому сигналу все начинают выполнять упражнения в течение 30 секунд. Второй сигнал прерывает упражнение. Следует 30 секундный перерыв (в тренировках спортсменов высокого спортивного разряда он может быть 60 секунд). Во время перерыва занимающиеся записывают в свои карточки показанный результат и переходят к следующей станции, и так далее.
Предварительно необходимо не только освоить с занимающимися правильное выполнение предложенных упражнений, но и уточнить правила подсчета их. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту и учет тренировочной нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним качественным показателям. Сравнение реакции пульса на повторяющуюся стандартную нагрузку в кругах позволяетсудить о том, насколько успешно идет адаптация к нагрузке. Тем самым в какой-то мере решается проблема «функциональной пробы»: таковой служит сам тренировочный комплекс упражнений, составляющий круг. Всем этим обеспечивается четкий порядок педагогического контроля и самоконтроля.
Тренировка с индивидуальной дозировкой привлекает даже слабых занимающихся к выполнению напряженной физической работы при условии более умеренной нагрузки. Никто не заставляет их выполнять больше, чем они в состоянии сделать. Простота упражнений на каждой «тренировочной станции» позволяет любому занимающемуся испытать радость успеха при выполнении упражнений. Положительные эмоции, связанные с успехом, возникают также при повторных «максимальных тестах», так как при этом каждый занимающийся может немедленно видеть по своей карточке достижений те успехи, которых он добился в результатах проделанной работы. Это укрепляет веру в свои силы, в первую очередь, у физически слабых занимающихся.
Круговая тренировка в исключительно большей мере способствует воспитанию самостоятельности и активности. Это обеспечивается не только самостоятельной подготовкой, но и самостоятельной тренировкой на тренировочных «станциях».
Одним из средств поддержания интереса является классификация кругов по степени нагрузки. Вначале все упражнения можно проводить с одинаковой нагрузкой. В результате у занимающихся со временем возникает подлинная устойчивая потребность в упражнении, которая найдет выражение в многолетней спортивной деятельности (для других спортсменов) или самостоятельной тренировки дома вплоть до глубокой старости.
Итак, простые упражнения круговой тренировки могут подкреплять старания педагога, направленные на развитие у занимающихся таких качеств воли, как настойчивость, целеустремленность, поддержание их на определенном уровне (В.А. Романенко, В.А. Максимова, 1982).
В одно занятие включается 2-3 вида средств физического воспитания или отдельные элементы. Такие занятия действительно способствуют всестороннему развитию организма занимающихся, поскольку в работу включаются все основные группы мышц, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а, самое главное, повышается эмоциональный настрой занимающихся. Результат такого построения занятий – высокая их плотность и значительно больший объем выполняемой работы.
Круговая тренировка может включать элементы состязания, в данном случае не совсем обычные: сопоставляют увеличение объема и других показателей самой тренировочной работы, а не абсолютный спортивно-технический результат – кто больше увеличит число повторений в пределах определенного времени или кто меньше затратит времени на установление число повторений и так далее. Благодаря строгой индивидуализации начальной нормы упражнения, каждый, независимо от одаренности и подготовленности, может успешно соревноваться с любым участником занятий: сопоставляется относительный прирост работоспособности. В этом случае менее сильные имеют возможность добиться относительных успехов, как и самые сильные. Это также является одним из педагогических достоинств круговой тренировки (М. Шолих, 1966; И.А. Гуревич, 1985).
Круговая тренировка рассчитана, в основном, на групповые занятия. Упрощенные варианты используются и для индивидуальных занятий. В самой организационной основе круговой тренировки заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка работы и дисциплины. Понятно, что это все представляет благоприятные возможности для воспитания соответственных нравственных качеств и навыков поведения.
В зависимости от поставленных задач круговую тренировку можно планировать в подготовительной, основной или заключительной части занятия. Ее построение также зависит от контингента занимающихся, от года обучения, от физической подготовленности и уровня технического мастерства.
Включение кругового метода вподготовительную часть урока физической культуры и связь с предстоящей еще более интенсивной работой в основной его части, требует большого напряжения, усилий в освоении различных движений. Роль такого комплекса заключается в подготовке организма занимающегося к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части занятий. Применение круговой тренировки в основной части занятия связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнять работу в большом объеме и оптимальных условиях нагрузки.
В заключительной части занятия круговой метод тренировки планируется реже, в основном тогда, когда нагрузка недостаточна.
Наиболее важными условиями проведения занятия круговым методом, являются следующие:
определение содержания упражнений, их направленность;
подбор необходимого количества разных упражнений;
определение последовательности, очередности выполнения
упражнений (замыкание круга);
уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения;
определение интервалов отдыха между отдельными упражнениями;
определение количества «кругов», серий упражнений (М. Шолих, 1966).
Таким образом, характеризуя круговую тренировку, можно сказать:
Круговая тренировка является одной из организационно-методических
форм применения физических упражнений, она строится так, чтобы
создать предпочтительные условия для комплексного развития
физических способностей занимающихся.
Организационную основу круговой тренировки составляет
циклическое проведение комплекса физических упражнений,
подобранных в соответствии с определенной схемой.
3. Комплексы круговой тренировки состоят, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.
В методическом отношении круговая тренировка представляет строго регламентированный процесс, где упражнения выполняются с точными нормами нагрузки и отдыха.
Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся, круговая тренировка имеет весьма широкую форму применения от школьного физического воспитания до большого спорта.
ПОЛНОСТЬЮ РАБОТУ МОЖНО СКАЧАТЬ В ПРИКРЕПЛЕННЫХ ФАЙЛАХ