Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В. Математика учебник для 1 класса, часть 2 М.: Просвещение 2009. с. 27.
Тетрадь.
Плакат “Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность”.
Сигнальные карточки.
Конверты с карточками: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Индивидуальные листы-задания.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
-Покажите сигнальной карточкой с каким настроением вы начинаете урок?
2.Актуализация опорных знаний:
1) Счёт в пределах 10 (прямой и обратный):
-Сосчитайте от 4 до 10;
- от 10 до 4;
- от 9до 3;
- от 7до 2.
Работа происходит при помощи касс цифр. Дети показывают результаты.
- Какое число на 2 больше, чем 5?
- Какое число на 3 меньше, чем 8?
- Какое число называют при счёте после числа 8?
- Какое число называют при счёте перед числом 10?
- Какое число стоит между 8 и 10, а между 5 и 7?
- Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 2 (1)?
- Покажите "соседей" числа 5.
2) Установите закономерность и продолжите ряд чисел.
3) Решение задач.
- А сейчас внимательно меня послушайте и решите задачи:
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (6-6=3)
На кустике перед забором
Шесть ярко-красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось? (6-4=2)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудесные цветы!
А сколько их скажи-ка ты. (2+2=4)
На доске записываю результаты: 3 2 4
Сложите полученные результаты, и отгадайте в каком конверте будет ответ на проблемный вопрос нашего урока. (3+2+4=9)
На доске находятся 3 конверта: 8 9 10
4) Заполни пропуски (на доске):
А сейчас вспомним, как называются компоненты при сложении?
- Ребята, в следующем задании вам нужно найти неизвестные слагаемые в этих числовых равенствах.
3 + * = 7
* + 2 = 8
- Как найти неизвестное слагаемое в числовом равенстве?
(Нужно из суммы вычесть известное слагаемое)
- Назовите ещё раз компоненты при сложении.
Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
– Молодцы! Вы хорошо рассказали про действие сложение, а сейчас будете учиться рассказывать про действие вычитание.
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
1) Введение компонентов вычитания.
6-4=2
- Как можно по-разному прочитать это равенство?
Шесть минус четыре равно двум. Из шести вычесть четыре получится два. 6 уменьшить на 4 получится 2. Из 6 отнять 4 получится 2.
Создание проблемной ситуации:
- Знаем ли мы, как называются компоненты при вычитании? Как назвать число 6 (4, 2)? Ребята – это главный вопрос нашего урока.
Ученики высказывают свои мнения (6 – уменьшаемое, это число мы уменьшаем; 4 – вычитаемое, это число мы вычитаем; 2 – это разность).
- Какое из чисел в данном выражении самое большое?
- Что происходит с этим числом, когда из него вычитают: увеличивается оно или уменьшается?
Это число уменьшается.
- Кто из вас догадался, как тогда называется это число 6?
Это число называется уменьшаемым.
- Обозначим уменьшаемое буквой У для составления модели.
- Что показывает второе число?
Второе число показывает, сколько вычли из числа 6.
- Как можно назвать этот компонент?
Вычитаемое.
- Обозначим число 4 в модели буквой В.
- А число 2- это результат, то есть разность. Обозначим ее буквой Р.
- Итак, назовите еще раз компоненты при выполнении действия вычитания.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
6 – 4 = 2
У – В = Р
А теперь прочитаем это равенство, используя названия компонентов:
Разность шести и четырех равна двум. Уменьшаемое – шесть, вычитаемое – четыре, разность – два.
- Ребята, в начале урока мы с вами выяснили, в каком из конвертов находится ответ на главный вопрос нашего урока. Сейчас откроем конверт и узнаем, верно ли мы с вами на него ответили. Итак, как же называются компоненты при вычитании?
Достаю из конверта карточки:
Уменьшаемое Вычитаемое Разность
Над каждой цифрой прикрепляется карточка:
Давайте повторим хором новые слова: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Далее вывешивается плакат: “Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность”
5-2=3
Разность чисел пяти и двух равна пяти.
(Идет работа с плакатом, уточняется, что разность называется не только результат, но и разность чисел 5 и 2)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
«Как живёшь?»
Как живёшь?
Вот так
Как идёшь?
Вот так.
Как берёшь?
Вот так.
Как даёшь?
Вот так.
Ночью спишь – вот так!
Не шумишь – вот так!
4. Повторение и закрепление пройденного.
1.Закрепление нового материала по учебнику, стр. 27 № 1, 4.
№1- Запиcать разность и вычислить ее.
9-4=5
№4- решить задачу.
Один ученик решает у доски задачу №4, остальные на местах.
Было – 6 ф.
Подарил – 2ф.
Осталось - ?
6-4=2 (ф.)
Ответ: 2 фломастера.
- Прочитайте решение, используя названия чисел (уменьшаемое – 6, вычитаемое – 2, разность – 4).
2.Самостоятельная работа.
Возьмите индивидуальный листок и выполните самостоятельно задание.
Вычисли:
6 – 1 =
3 – 1 =
5 – = 2
6 – = 2
– 3 = 1
Ученики выполняют задание, затем проводится взаимопроверка по ответам, которые вывешены учителем на доску.
Кто допустил ошибки? Какие?
Ответы детей.
5. Итог урока:
-чему учились на уроке?
-что нового вы узнали сегодня?
-что больше всего понравилось на уроке?
-какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? Покажите сигнальной карточкой.