В старших классах отношения между учеником и учителем должны носить доброжелательный, доверительный, взаимоуважительный характер. Современному учителю просто необходимо знать психологические особенности старшеклассников, чтобы выстроить правильно общение с ними. В значительной степени подход к учащимся старших классов зависит от свойств нервной системы преподавателя, а также от психологических особенностей их воспитанников.
Всем известно, существует четыре основных типа темперамента: холерик, сангвинник, меланхолик и флегматик. Эти типы темперамента во многом определяют поведение человека. Рассмотрим эти типы темперамента, применительно к учителям и ученикам.
Классным руководителям сангвинникам и холерикам рекомендуется особенно четко проводить начало занятия, стараясь не делать замечаний, а сразу же после приветствия приступать к основному содержанию темы. Тщательно проверять выполнение домашних заданий. В общении чаще использовать просьбу, шутку. Требовательнее контролировать выполнение собственных указаний учащимися. Осторожно и постепенно увеличивать умственную нагрузку на занятиях. Не отвлекаться, добиваться выполнения поставленной задачи до конца.
Преподавателям - флегматикам можно посоветовать внимательно следить, чтобы каждое их распоряжение выполняли все учащиеся. Не выпускать из поля зрения ни одного из них. Приводить больше новых, неизвестных старшеклассникам примеров и фактов. При разучивании нового учебного материала стремиться к исправлению типичных ошибок и только потом устранять индивидуальные погрешности.
Для преподавателей - меланхоликов особенно важно не начинать беседу или диалогический разговор со старшеклассниками, пока не установиться тишина. Чаще привлекать к изложению теоретического материала самих подростков, продолжая наблюдать за аудиторией, не выпуская из поля зрения ни одного слушающего. В случаях нарушения дисциплиныстремиться переключать внимание ребят на другую деятельность. Стараясь не допускать пауз в беседе, не снижать темп работы, включать в изложение теоритического материала яркие иллюстрации, шутки, крылатые выражения. Все это помогаеттизбежать конфликтов с подростками.
Руководство старшеклассниками зависит не только от нервной системы преподавателя, но и от требований деятельности. А особенности работы и общения с молодыми людбми требуют от учителя и классного руководителя, независимо от его темперамента, всегда быть требовательным и в то же время справедливым и внимательным к каждому воспитаннику. Уважение к ученику - главное при создании здорового психологического климта в коллективе.
Современный стиль работы преподавателя требует учета свойств нервной системы старших подростков
Сангвинника отличают психическая активность, быстрота и живость движений, высокая работоспособность. У него быстрый темп речи, богатая мимика. Его можно быстро увлечь работой, если она требует смекалки, быстроты выполнения, разнообразных действий. Однако работу, выполняемую сангвинником, требуется постоянно контролировать. Иначе он, с удовольствием взявшись за дело, быстро охладевает к нему. Сангвинник быстро усваивает объяснения учителя. Охотно работает в коллективе. Быстро сходится с незнакомыми людьми.
Флегматик неохотно выполняет новую, незнакомую работу. Но то, что он привык делать, то, что у него хорошо получается, делает с удовольствием. Флегматик с трудом приступает к изучению новой темы, нового учебного предмета. Он нуждается в дополнительном времени для адаптации при прослушивании нового материала или при выполнении домашнего задания. Его занимает проблема качества выполнения любой работы при полном отсутствии желания сделать больше, чем предложил учитель. Флегматика не следует упрекать в медлительности. Его целесообразно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности.
Холерик отличается высоким уровнем психической активности, быстрым темпом движений, порывистостью. Он вспыльчив, нетерпелив. Склонен к резким сменам настроений. Плохо контролирует свои эмоции. Нередко бывает агрессивным. Живой, несдержанный, он может стать прекрасным помощником старшено, если направить его энергию по правильному руслу. Однако его необходимо тактично контролировать и сдерживать, учить самообладанию, терпимому отношению к недостаткам товарищей. Холерик охотно выполняет работу, в которой максимальные напряжения сменяются периодами с меньшей нагрузкой, более спокойными. Он постоянно, в любом деле стремится к успеху, к тому, чтобы добиться большего, чем товарищи, и нуждается в систематической похвале. В случае неудач у холерика вероятны срывы, непродуманные действия, после которых часто появляется раскаяние. Его надо учить сдерживать чувства, но не резкими замечаниями при всех, а с глазу на глаз, или переключением, или спокойным, тихим голосом сделанным замечанием, в замедленном темпе, не унижая его достоинства, не оскорбляя его чувств.
Меланхолик нуждается в идеальных условиях для занятий. Успешно работает в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий и быстрых реакций. Однако часто невнимателен, так как вспоминает старые обиды, оскорбления, думает о возможной неудаче. Может работать успешно, если бодр и весел, но очень быстро бодрость сменяется апатией, вялостью - и успеха как не бывало. Быстро утомляется. Легкораним. Глубоко переживает даже незначительные промахи. Представитель меланхолического темперамента больше, чем кто-либо другой, нуждается в добром слове старшего, в заботе, внимании, ласке. Он особенно хорошо занимается при музыкальном сопровождении занятий. Для него большую роль играет эстетическое оформление аудитории, актового зала, рекреаций учебного заведения.
Но "чистый" темперамент встречается редко, поскольку жизненные обстоятельства, среда, воспитание могут изменить ту или иную черту. Поэтому не так важно знать, какой темперамент у воспитанника, как необходимо наблюдать за каждым обучаемым и запоминать, какие действия в его адрес наиболее перспективны. Так, "тревожным" следует реже делать критические замечания и тем более на глазах их товарищей. Их же необходимо удерживать от чрезмерной активности. "Нетревожных" целесообразно, наоборот, активизировать, чаще контролировать их самостоятельную работу.
Любите своих учеников, уважайте их чувства и эмоции, ставьте их на одном уровне с собой, и тогда можно будет избежать большинства проблем в общении с ними. Успехов Вам!
Литература: Дик Н.Ф., Дик Т.И., Настольная книга классного руководителя 8-11 кл. Воспитание в условиях профильного обучения., 2006г
|