ОБЩАЯСЬ, ЛЮДИ СОЗДАЮТ ДРУГ ДРУГА.
Д.С. Лихачёв
Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого «обучения в сотрудничестве», в парах и группах, она активно используется сегодня как ведущая во многих современных УМК по русскому языку (например, под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, под ред. С.И. Львовой и др.) и литературе (например, под ред. Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, под ред. В.Г. Маранцмана и др.)
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге.
Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.
Исследователь инноваций в мировой педагогике М.В. Кларин видит будущее «в моделируемой практике», позволяющей, по его мнению, «прорабатывать смысловые ориентиры», воплощать практический интеллект в «формы приобретаемого опыта».
Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».
Двумя основными типами таких форм являются: полилоговая и театральная. Именно они (и их сочетание) могут стать инновационной базой в создании конкретного образовательного инструментария. Все зависит от организации такой деятельности: мощь коллектива либо угнетает личность, либо становится «катализатором» ее развития.
Поэтому параметры функциональной изменчивости участника во время коллективного действа определяются самой личностью, что и является самым значимым фактором для ее научения. И более того, именно активность каждого должна формировать особенность процесса коллективной деятельности.
Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию учителя: он равноправный собеседник, консультант и помощник учащегося, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения. Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы коммуникации. Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью.
Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
· аудирование
· говорение
· чтение
· письмо.
Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:
- инструментальная функция - использование языка с целью получить что-либо;
- регулятивная функция - использование языка для контроля над поведением окружающих;
- интерактивная функция - использование языка для взаимодействия с другими людьми;
- личностная функция - использование языка для выражения собственных чувств и мыслей;
- эвристическая функция - использование языка для изучения и познания мира;
- образная функция - использование языка для создания мира фантазий;
- репрезентативная функция - использование языка для передачи информации.
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.
Каждый учитель должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. получает каждый конкретный ученик на моих уроках?»
Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках заключаются в том, чтобы:
· сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
· сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
· развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;
· обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;
· развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
· ученик спрашивает,
· подтверждает мысль,
· побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
· новая речевая задача,
· новый собеседник,
· новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:
· осознание необходимости общения,
· потребность использования речи,
· формирование представлений о речевом поведении.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная.
Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации
· устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается
· мотивируется общение
· презентуется (преподносится) речевой материал
· приобретаются речевые навыки
· развивается активность детей и самостоятельность общения
· закрепляются коммуникативные навыки учащихся.
Другой эффективной единицей обучения с использованием коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке. Работа с текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый ученик становится активным его участником. Создание на уроке атмосферы творческой работы с текстом помогает учащимся конструировать свои индивидуальные тексты, овладевать инструментарием анализа.
Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом – это те условия, которые позволяют создать развивающую речевую среду, обеспечивающую формирование развитого чувства языка.
Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося:
· отбираются речевые конструкции, необходимые для общения,
· используются различные модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
· побуждать к общению,
· приносить радость сотворчества,
· сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;
- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
Учитель, готовясь к уроку, продумывая условия диалогического взаимодействия, может следовать определенной модели процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса. Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:
- разработка структуры коммуникативной ситуации,
- проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке,
- участие в учебном диалоге,
- рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.
Под созданием коммуникативной ситуации в широком смысле мы понимаем систему условий, которые обладают побудительной силой и требуют от субъекта действия активного участия. Это конкретный жизненный эпизод, содержанием которого являются:
- актуализация проблемы, требующая иного типа ориентации в построении своего действия,
- переживание и осмысление условий и обстоятельств (ситуация близка по возрастным, индивидуальным особенностям),
- принятие решения, выбор оснований собственных действий на альтернативной основе; поиск дополнительных материалов, анализ, отбор;
- построение собственного действия на основе нового типа ориентировки (готовых решений нет, есть необходимость занять ту или иную позицию).
Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:
- многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.;
- инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;
- воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;
- этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;
- анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;
- сопоставление русских слов со словами и их переводными аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;
- создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставке»
- и т.д.
- составление тематических словарей;
- расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
- создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
- соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;
- создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;
- распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
- все виды аспектного и комплексного анализа текста;
- метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое, осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микро-текст – текст)
- "кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления денотантных графов, синквейнов ("смысловых анаграмм", "смысловых пирамид"и т.д.).
Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:
- многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;
- речевой портрет героя;
- пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
- создание контекста к образному средству;
- изменение текста с помощью использования средств выразительности;
- сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
- сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь», «Как Маяковский», сочинение собственных рассказов и т.д.);
- стихосложение;
- ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
- подготовка и защита проектов на литературную тему;
- подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
- соучастие в подготовке лекции учителя
- создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.
Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий по литературным местам Санкт-Петербурга и Ленинградской области; посещения театров Санкт-Петербурга с последующим обсуждением спектаклей по литературным произведениям; читательских конференций, дискуссий, диспутов, литературные встреч, постановок спектаклей по литературным произведениям и т.д.
Дискуссия как речевой жанр и форма проведения урока
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы в беседе, на собрании, в печати; спор.
Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Уроки-дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы выбранная проблема имела различные варианты решения, которые заслуживают обсуждения, и относительно которых нет однозначных ответов;
- была актуальной, острой, важной (для данной группы людей, региона или страны в целом);
- требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
- имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).
Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий.
5 правил подготовки к дискуссии
- Представьте себя человеком, принимающим ответственное решение, поэтому взвешивайте каждое слово, старайтесь быть убедительным
- Определите основную проблему и подберите доказательства, факты для анализа.
- Имейте в виду, что все участники процесса имеют право на собственное мнение, поэтому уважайте чужое мнение и ищите альтернативу.
- Продумайте заранее ответы на возможные вопросы и варианты решения, которые могут стать основой для согласия участников дискуссии.
- Будьте готовы к тому, что выбор способов решения проблемы - дело сложное и не отчаивайтесь в случае неудачи.
При проведении дискуссии не обязательно делить участников на группы. Возможно приглашение лидеров, которые выразят свои точки зрения на проблему, выносимую на обсуждение, и зададут тон дискуссии.
Ведущий может назначить секретаря, который будет записывать идеи, формулируемые в ходе дискуссии.
Ведущий должен:
- заботиться о соблюдении этических правил дискуссии
- строго соблюдать правило "минут", используя, в зависимости от ситуации, колокольчик или желтые и красные карточки;
- выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы,
- задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался,
- снимать излишние обострения в ходе дискуссии;
- повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;
- стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина, а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.
Ведущий объявляет тему дискуссии, регламент работы, представляет участников, экспертов, гостей, если таковые имеются, обозначает круг вопросов, которые будут обсуждаться в ходе дискуссии. Первыми выступают основные участники, после чего ведущий приглашает "зрителей" принять покровительство в обсуждении.
Дискуссии по некоторым темам невозможны без привлечения специалистов-экспертов. В особенности, когда необходимы определенные специальные углубленные знания: в этих случаях требуется экспертная оценка специалиста. В ходе дискуссии эксперты по просьбе ведущего отвечают на дополнительные вопросы, делают заключения, дают дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - они участия не принимают.
Завершив обсуждение всех вопросов, ведущий может обратиться за комментарием к эксперту, зачитать высказывания по теме, резюмировать высказанные суждения, затем он подводит общий итог и благодарит участников за плодотворную работу.
Правила ведения дискуссии
· Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
· Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен".
· У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты.
· Необходимо опираться на надежную фактическую базу.
· Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить
· Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
· Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления.
· Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так.
· Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
· Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.
· Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.
· Каждый имеет право на молчание.
Сущность уроков-диспутов
Этот тип урока тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности публичных обсуждений.
Диспут — это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута.
Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решать и многие другие педагогические задачи.
Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях.
Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его.
В-третьих, приучают к диалогу, т. е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений.
В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту ученик повторяет пройденное и читает дополнительную литературу.
В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Уроки-диспуты только еще входят в практику школ. Темы для диспута должны быть проблемными, разрешение поставленных проблем иметь варианты.
Уроки-диспуты лучше всего проводить как заключительные, повторительные, но можно вести и при изучении нового материала. Урок-диспут можно провести в форме защиты выполненной исследовательской работы по образцу защиты диссертации с наличием рецензентов, «белых» и «чёрных» оппонентов, публичным обсуждением и голосованием в конце диспута.
Организаторам диспута надо знать его структуру. Этот вид публичного спора обычно состоит из шести следующих этапов:
Определяется тема диспута.
Идет подготовка к диспуту, когда каждый участник знакомится с материалами (работает в библиотеке, делает выписки из специальной литературы, посещает лекции специалистов и т. д.).
Один из участников диспута выдвигает тезис и обосновывает его правомочность, опираясь на заранее подготовленные аргументы.
Другой участник диспута либо пытается опровергнуть выдвинутый тезис, либо, наоборот, усиливает его справедливость своими доводами.
Первый участник диспута, реагируя на выступление второго, либо может показать несостоятельность его доводов, либо поддержать его мнение.
Другие участники подключаются к спору.
Руководитель диспута должен быть определен заранее. Заранее также оговаривается и порядок его ведения (регламент). Диспут должен проходить под руководством опытного, тактичного, но твердого человека, который умеет управлять аудиторией.
Регламент диспута может строиться следующим образом.
Главное выступление на заданную тему (тезис и аргументация) — 5—7 минут.
Выступления участников — 2—3 минуты.
Комментарии к выступлениям, которые могут возникнуть у руководителя и участников,— до 1 минуты.
Заключительное выступление (подведение итогов) — 2—3 минуты.
Руководитель диспута должен жестко следить за регламентом, предоставлять слово участникам по очереди, останавливать тех, кто не укладывается в отведенное время, пресекать некорректные высказывания участников по отношению друг к другу, предоставлять слово ранее выступавшему только после того, как выступили все остальные участники диспута (исключение делается только в случае крайней необходимости),
Требования, предъявляемые к стратегии диспута, довольно просты, но выполнять их нередко оказывается затруднительным. Их всего три:
- тема диспута должна быть сформулирована четко и понятно.
- тема диспута не должна истолковываться двусмысленно.
- тема диспута должна быть неизменной на протяжении всего времени спора.
Успех в споре в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса. К аргументам тоже предъявляются определенные требования. Мы уже знаем о роли логики в публичных выступлениях, о том, что аргументы — это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис. Истинность тезиса гарантируется этими правилами, если сами аргументы истинны.
Аргументы, должны быть истинными высказываниями.
Истинность аргументов должна быть установлена независимо от тезиса. Нарушение этого требования называется «порочным кругом в доказательстве». Истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность самих аргументов выводится из тезиса.
Аргументы в совокупности должны обеспечивать обязательность тезиса.
Требование к достаточности аргументов показывает, что дело не в количестве аргументов, а в характере и их связи с выдвинутым тезисом. Зная основные принципы ведения диспутов, дискуссий, полемики и ежедневного диалога, дети учатся отстаивать свою точку зрения и чувствовать себя более уверенно в различных житейских ситуациях.
Дебаты как речевой жанр и как форма проведения урока
Дебаты – такая форма организации устной публичной диалогической речи, в основе которой лежит обсуждение актуальных вопросов социального, литературного, философского характера. В процессе дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций. Дебаты могут быть разной степени подготовленности, но тема, выносимая на обсуждение, должна быть известна всем заранее. Осуществляются дебаты обычно под руководством ведущего. Ведущий вызывает у участников дебатов желание выступать, доказывать свою точку зрения, убеждать. Ведущий поддерживает контакт с участниками дебатов, обращает их внимание на соблюдение основных правил для спорящих. Особенно важно подчеркнуть, что именно ведущий направляет спор в нужное русло, не дает участникам отклониться от темы, осуществляет переход к следующей теме.
Для дебатов как формы организации публичного спора характерны следующие признаки:
а) наличие противоположных точек зрения;
б) наличие ведущего, организующего дискуссионное общение
в) возможно участие третьей стороны: экспертов, наблюдателей, участников, которым предстоит сделать свой выбор, встать на чью-то сторону по окончании дебатов
Начало дебатов
Ведущий
- раскрывает актуальность проблемы, заинтересовывает участников обсуждения;
- представляет участников дебатов, создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы;
- информирует о регламенте.
Вступительное слово ведущего всегда должно быть информативно насыщенным и при этом эмоциональным. Добиться внимания слушателей, а также их расположения помогут и специальные приемы – введение в речь рассказа об интересном случае, цитирование известных деятелей культуры, искусства и т.д.
Речевые клише ведущего дебатов
- НАМ ПРЕДСТОИТ…
- Я ХОЧУ…
- МНЕ ХОЧЕТСЯ…
- Я ХОТЕЛ БЫ…
- Я ПРЕДЛАГАЮ…
- ПОГОВОРИМ…
- ДАВАЙТЕ ОБМЕНЯЕМСЯ МНЕНИЯМИ О …
- ОБСУДИМ…
Употребляя данные речевые стереотипы, ведущий подчеркивает важность процесса обсуждения, поиска решения, обмена мнениями относительно тех актуальных проблем, которые являются темой дебатов, а не принятие какого-либо решения, утверждения какого-либо единственно правильного мнения, точки зрения.
Основная часть
Участники дебатов
- высказывают разные точки зрения;
- обмениваются мнениями, суждениями, касаются разных аспектов проблемы;
- дают оценку тому или иному факту, событию, явлению;
- предлагают возможные пути решения проблемы и т.д.
Ведущий
- следит за соблюдением регламента;
- не дает участникам дебатов отклониться от темы;
- задает вопросы, касающиеся темы дебатов;
- осуществляет речевой переход от одного участника к другому, тематически связывает одно выступление с другим и т.д.
Эксперты и наблюдатели
- следят за ходом дебатов;
- задают вопросы участникам;
- в заключение высказывают своё мнение о дебатах, дают оценку выступлениям участников
Следующий признак, характеризующий жанр дебатов, – регламентированность. Применительно к дебатам это прежде всего регулирование количества времени, отводимого для выступления, что служит залогом речевого равноправия между участниками. За соблюдением регламента следит ведущий. Он должен уметь ориентироваться в обстановке: четко и быстро реагировать на речевые события, направлять спор в нужное русло, корректно прерывать говорящего в случае необходимости. Иногда остановить обсуждение просто необходимо.
Ведущий может это сделать так: «К сожалению, вынужден прервать Вас и предоставить слово …» Такой речевой ход позволяет соблюсти регламент, а также разрядить обстановку.
Стимулирование дискуссии
Продолжайте... / Прошу вас... / Я вас слушаю... / А что вы можете сказать об этом (по этому поводу, на эту тему)? / Есть ли (еще) желающие высказаться (выступить)? / Посмотрим на этот вопрос с другой стороны... //
Коррекция обсуждения
Извините, я перебью вас... / Извините, но здесь я хочу (хотел бы) заметить, что... / Простите, что перебиваю, но... / Я вынужден вас остановить (перебить, прервать)... / Извините, что не даю договорить, но... / Не отвлекайтесь... / Вы ушли от темы... / Вы не о том... / Вернемся к нашей теме... / Ближе к делу... / Я все-таки хотел бы вернуться к разговору о... (к вопросу, к проблеме)... //
Заключительная часть
Ведущий подводит итоги дебатов: сообщает о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов; благодарит за участие, предоставляет слово экспертам или независимым наблюдателям, которые должны были определить собственную позицию на основе услышанных мнений.
Таким образом... / Итак... / Значит... / Одним словом... / Следовательно... / Можно сделать вывод... / Мы приходим (пришли) к выводу... / Поставим (расставим) все точки над и... / Попробуем обобщить то, что было сказано... / Суммируем то, что здесь сказали... / Подведем итоги (черту)... //
«Конец речи должен закруглить ее, то есть связать ее с началом... Конец – разрешение всей речи...» (Кони А.Ф.)
От умения ведущего связать начало и концовку зависит восприятие дебатов как целостного, единого речевого жанра. Общее впечатление от дебатов, суждение относительного того, получились ли именно дебаты, зависит от умения ведущего подводить итоги, анализировать выступления участников.
Протокол экспертизы дебатов
№ п/п
|
Ф.И. участника
|
Понимание темы
|
Владение материалом
|
Коммуникативные умения
|
Культура общения
|
Соблюдение регламента
|
Особое мнение
|
Предлагаемая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эксперт _________________________
«___» ______ 200 года Роспись ______________
Главной целью дебатов, базовой технологии Открытого образования, является обучение культуре ведения публичной дискуссии.
«Дебаты» помогают их участникам:
- интеллектуально участвовать в жизни общества;
- выступать в качестве лидеров;
- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;
- синтезировать знания;
- слаженно работать в коллективе;
- уметь писать эффектные и эффективные речи и приобретать навыки презентации;
- быть критичным слушателем;
- принимать хорошо продуманные решения;
- развивать смелость и уверенность в себе.
Применяемые технологии используются как в учебной, так и внеучебной деятельности, отличаются педагогической новизной и вполне отвечают современному образовательному запросу родителей и учащихся.
Результат внедрения коммуникативной технологии – это
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия
на слух, чтения, письма,аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
Библиография
1. Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская Словесность. № 3; 1997, с.57.
2. Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997
3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996.
4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.
5. Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
6. Капинос В.И., Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. - М., 1991.
7. http://www.yspu.yar.ru
|
На: Коммуникативная технология обучения русскому языку и литерат
Татьяна Болеславовна, знаю, какая большая практичекая работа стоит за этими теоретическими выкладками. Ваша деятельность по развитию способностей обучающихся к речевому взаимодействию, по формированию потребности в речевом самосовершенствовании и овладении коммуникативными умениями и действиями представляется очень актуальной и убедительной. Коммуникативная технология направлена на поиск активных методов и форм организации работы учащихся, воплощает метод обучения в сотрудничестве, стимулирует учителя к освоению нетрадиционных видов и форм уроков. Вы даёте коллегам современный инструментарий для методического роста. Спасибо!
На: Коммуникативная технология обучения русскому языку и литерат
Татьяна Болеславовна, примите благодарность за великолепное обобщение материала. Кое-что из перечиленного умею и делаю, а вот за дискуссии и дебаты приниматься боюсь. Пригласите, пожалуйста, с удовольствием буду учиться.