Номинация "Интерактивная школа", Лот 2, «Плавание тел», МСКОУ школа-интернат II вида №12, Орел А.Е.
Submitted by Алла Евгеньевна Орел on Tue, 29/03/2011 - 14:55
Конспект урока по физике Тема «Плавание тел».
Учитель физики А.Е.Орел.
Цель: познакомить учащихся с условием плавания тел в зависимости от плотности вещества и жидкости, формировать умение описывать и объяснять плавание тел.
Задачи:
Научить выводить формулы условия плавания тел; научить доказывать условие плавания тел, полностью погруженных в жидкость; научить доказывать условие плавания тел, частично погруженных в жидкость; сформировать умение применять для описания и объяснения плавания тел условия, при котором тело в жидкости тонет, и условие всплывания тел, полностью погруженных в жидкость.
Повторение: повторить действие жидкостей и газов на погруженные в них тела.
Ожидаемые результаты:
повышение познавательного интереса детей к изучению физики; учащиеся познакомятся с условием плавания тел в новой форме; научатся описывать и объяснять плавание тел; повысится качество усвоения материала.
Эффективность:
Использование презентации PowerPointобеспечивает максимальную наглядность при изучении темы "Плавание тел". Педагог поэтапно с помощью презентации проходит все этапы урока, демонстрируя все элементы, входящие в электронное пособие. Презентация очень удобна для обучения учащихся. Учащиеся с интересом участвуют в познании нового с красочными иллюстрациями и дидактическим материалом, заложенным в программу. Применение программы PowerPoint на уроке позволяет: стимулировать и развивать интерес учителя к использованию современного оборудования, формировать познавательную и практическую деятельность обучающихся, развивать потенциал педагога в области педагогического дизайна при создании электронных дидактических материалов, расширить образовательные возможности обучающихся и педагога.
Применение информационно-коммуникационных технологий, использование презентаций PowerPoint помогает концентрировать и удерживать внимание учащихся в течение всего урока, а так же решать ключевую проблему всех педагогов на любой ступени образования – повышение учебной мотивации учеников.
Оборудование:
Microsoft Office Power Point 2003
ПК Intel(R) Celeron (R) CPU 430
интерактивная доска StarBoard Hitachi
ПК, ЖК-проектор, дидактический материал.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Речевая минутка.
За экраном:
• Какой сейчас урок? (физика)
• Какая тема урока? название урока на слайде презентации (плавание тел)
3. Актуализация знаний.
Назовите по картинкам и др. плавающие тела (айсберг, подводная лодка, корабль, утка, мяч, парафин и др.)
• Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? (сила тяжести и архимедова сила)
Как направлены эти силы? Как найти их равнодействующую? (сила тяжести направлена вниз, к центру Земли, а архимедова сила направлена вверх, чтобы найти их равнодействующую, надо найти их разность: из большей силы вычесть меньшую)
Что вы знаете о действии жидкостей и газов на погруженные тела? (если сила тяжести больше выталкивающей силы, то тело в жидкости тонет; если же выталкивающая сила больше, то тело всплывает)
До каких пор продолжается всплывание тела? (до тех пор, пока архимедова выталкивающая сила не уравновесится силой тяжести: Fт = Fа)
Зарисуйте действующие силы для трех случаев: тело тонет, всплывает, плавает внутри. Каково соотношение между силами тяжести и архимедовой в этих случаях? (учитель организует ответы учащихся).
4. Мотивационный этап.
Вопрос о плавании тел – очень важная практическая задача. Вы уже знаете, что в одной и той же жидкости, например в воде, одни тела плавают, а другие тонут. От каких свойств тел это зависит? И можно ли предсказать поведение тела в жидкости, не рассчитывая силу тяжести и выталкивающую силу? (учитель выслушивает мнение учащихся).
5. Объяснение новой темы.
Если в сосуд налить три жидкости: воду, подсолнечное масло и бензин, то как они расположатся? (учитель выслушивает мнения учащихся, правильный ответ иллюстрирует кадр презентации)
Внизу - вода, сверху - бензин, подсолнечное масло - между водой и бензином.
Опустим в сосуд с водой три шарика: парафиновый, железный и пробковый. Как они расположатся в данном цилиндре?(учитель выслушивает мнения учащихся, проводит демонстрационный опыт, правильный ответ иллюстрирует кадр презентации: железный шарик утонет, парафиновый и пробковый шарики всплывут). Слайд 6
Решите задачу: вычислите силу тяжести железного шарика и архимедову силу, действующую на него в воде, бензине и ртути.
Сила тяжести: Fт = 0,039 кг * 10 Н/кг = 0,39 Н
Архимедова сила: в воде: Fa= 0,05 Н; в бензине: Fa= 0,36 Н; в ртути: Fa = 0,68 Н
Производим сравнение величин сил, действующих на шарик, а также плотности вещества тела и соответствующей жидкости. Железный шарик тонет в воде Fт > Fa , плотность тела > плотности жидкости. Железный шарик всплывает в ртути Fт < Fa , плотность тела < плотности жидкости. Делаем вывод: а) если плотность вещества, из которого состоит тело, больше плотности жидкости (или газа), то тело тонет; б) если плотность вещества, из которого состоит тело, меньше плотности жидкости (или газа), то тело плавает. Получим математическое выражение для условия плавания тел в новой форме. Для того чтобы тело плавало, необходимо, чтобы действующая на него сила тяжести уравновешивалась архимедовой (выталкивающей) силой. Fт = Fa (1)
Архимедова сила: Fa= ρжVж g (2)
Сила тяжести: Fт= mg= ρVg (3)
Подставим выражения (2) и (3) в равенство (1):
ρVg= ρжVж g
Разделив обе части этого равенства на g, получим условие плавания тел в новой форме: ρV= ρжVж . Из полученного соотношения можно вывести следствия 1 и 2. Следствие 1. Для того чтобы тело плавало, будучи полностью погруженным в жидкость, необходимо, чтобы плотность тела была равна плотности жидкости. Доказательство: если тело полностью погружено в жидкость, то объем вытесняемой телом жидкости будет равен объему всего тела: Vж =V. Значит, эти объемы в в формуле ρV= ρжVж можно сократить. Останется ρ= ρж , что и требовалось доказать. Следствие 2. Для того чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, необходимо, чтобы плотность тела была меньше плотности жидкости. Доказательство: если тело плавает, частично выступая над поверхность жидкости, то объем вытесняемой телом жидкости будет меньше объема всего тела:Vж < V. Значит, для сохранения равенства в формуле ρV= ρжVж необходимо, чтобы плотность жидкости была больше плотности тела: ρ< ρж , что и требовалось доказать.
Формулируется итоговый вывод: Тело плавает на поверхности жидкости или всплывает в газе, если его средняя плотность меньше плотности среды. Тело плавает в среде, если его средняя плотность равна плотности среды. Тело тонет в жидкости или газе, если его средняя плотность больше плотности среды (учащиеся записывают вывод в тетради).
6. Применение новых знаний и контрольный этап.
На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. У какой жидкости плотность больше? Почему?
По рисунку определите, какой из брусков изготовлен из парафина, какой – из сосны, какой – из пробки (рисунок на слайде презентации). Слайд 12
Как расположатся в воде бруски из дуба и льда?
Каким должен быть стеклянный шар, чтобы он не утонул в воде?
При каком условии тело будет парить в воздухе?
7. Домашнее задание. Посмотрите на экран
На оценку «3»
п. 48, вопросы 1, 2, 3, 4 ,5 ,6 к параграфу
На оценку «4»
1) п. 48, вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6 к параграфу;
2) объяснить как зависит глубина погружения плавающего тела от его плотности;
3) решить задачу № 102 учебника
Дополнительный вопрос
На оценку «5»
Кусок пластилина бросили в сосуд с водой. Пластилин утонул. Каким образом добиться, чтобы этот пластилин плавал на поверхности воды, частично погрузившись в нее? Проверьте свой ответ на опыте.