Submitted by Татьяна Болеславовна Юрко on Tue, 29/03/2011 - 12:33
Ход урока:
Знакомство с личностью писателя. Экскурсия по фотовыставке. Индивидуальное сообщение учащегося.
Приглашение в Гринландию - страну чудес. История создания повести. Характеристика идейной направленности творчества писателя – мечты о море (репродукции картин), прекрасных людях и их гармоничных взаимоотношениях. Сообщение учителя.
Проверка группового домашнего задания (краткие рассказы и пересказы от имени персонажей):
Первая группа «Жители Каперны»
- быт и нравы приморской деревни
- горе и счастье Лонгрена
- встреча Ассоль с Эглем
- отношение земляков к Ассоль
Вопросы группе:
- Почему Лонгрен сторонился земляков?
- Какой была Мария, его жена?
- Почему не помогли ей в трудную минуту?
- Почему она умерла?
- Как поняли, почему Лонгрен не помог утопающему
Меннерсу? Почему отвернулись от него и так жёстко
его осудили?
- Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?
Все ли к ней так относились?
Вопросы классу:
- Какими представляются жители Каперны?
- Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них? Почему она не озлобилась в ответ на плохое отношение?
- Как восприняли жители Каперны весть о приближении корабля с алыми парусами?
(Зачитать и прокомментировать)
Вторая группа «Служители замка Грэя»
- традиции и порядки замка
- взросление Грэя
- отношения родителей и сына
- выбор Грэем профессии
Вопросы группе:
- Что было главным в характере Грэя?
- Как он относился к близким? К окружающим?
- Как отнеслись родители к его решению стать капитаном
и покинуть дом?
- На каком основании можно считать Артура хорошим сыном?
Вопросы классу:
- Каким вам представляется Грэй?
- Очертите круг его интересов.
- Какие черты характера и под влиянием чего сформировались у Грэя в родительском доме?
- Можно ли сказать, что Грэй рос в атмосфере любви? Кто и за что любил Грэя!
- Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Как Грэй доказал, что он истинный романтик?
Третья группа «Команды ”Ансельма” и “Секрета”»
- служба юнги Артура Грэя на «Ансельме»
- наблюдения капитана Гопа
- странности «загвоздистого» капитана
Вопросы группе:
- Что любил и чего не любил капитан Грэй?
- Почему все слушались капитана Грэя?
- Как отнеслись к затее с алыми парусами?
- Какое настроение было у команды в день, когда «Секрет»
под алыми парусами направился к Каперне?
Вопросы классу:
- Случайно ли название шхуны «Секрет»?
- Каким секретом владел и поделился с командой Грэй? (Он в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)
- Как и какое чудо сотворил Грэй?
- Ради чего он это сделал?
4. Беседа о композиционных и художественных особенностях повести. Работа со схемой.
5. Использование изобразительно-выразительных средств как приём характеристики героев. Индивидуальные сообщения. Работа с текстом – подбор собственных примеров.
6. Характеристика Ассоль и Грэя. Что сближает героев? (Обоих можно считать необычными людьми, отличающимися от своего окружения, способными остро воспринимать красоту, сочувствовать людям, оба живут мечтой и верят в счастье)
7. Чтение финальной сцены – встречи Ассоль и Грэя. Как характеризуют героев первые слова, сказанные друг другу? Почему можно верить в то, что герои будут счастливы? Давайте найдём эмоционально окрашенные слова, которые нашёл А.Грин для описания их счастья.
8. Беседа о мастерстве писателя. Чтение под музыкальное сопровождение наиболее понравившихся отрывков.
- Какое значение придаёт писатель природе, музыке?
- Почему Грэй нанимает музыкантов для встречи с Ассоль?
- Как же расцвела в Каперне сказка? Чьими усилиями? Как же творится чудо? Как, по мнению писателя, следует жить? Какими качествами обладать и как относиться к жизни?
9. Осмысление услышанного. Письменный ответ на вопросы: что символизируют собой алые паруса и что нужно человеку для счастья?
(Пойдём вслед за писателем: он считал, что для принятия верного решения необходимо несколько моментов, их он обозначил так: «обязательное молчание», «поразительное открытие», «дух немедленного действия»).
Чтение ответов. Запись ключевых слов на парусах корабля на доске и рабочих листах.
10. Отзыв о спектакле Г.А. Барышевой и О.Е. Погудина «Алые паруса» Санкт-Петербургского учебного театра «На Моховой». Индивидуальные сообщения. Обсуждение.
11. Итоги урока. Заполнение таблицы «Оценка собственного труда». Выводы учителя.
12. Домашнее задание по выбору: написать сочинение на одну из предложенных тем
(«Как расцвела сказка в Каперне?», «Как творить чудеса?», «Размышление о прочитанной повести А.Грина «Алые паруса»); сделать цикл иллюстраций к повести «Алые паруса» и их устную презентацию; написать отзыв о спектакле «Алые паруса».