Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инновационные технологии и их роль в образовательном процессе

Submitted by Наталья Виктровна Мищенко on Sat, 26/03/2011 - 08:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мищенко Наталья Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 2 имени Ж.И. Алфёрова г. Туринска
Регион: 
Свердловская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): 
Управление образованием
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
"Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается" А. Дистерверг

Методический декадник

«Инновационные технологии и их роль в образовательном процессе»

Подготовительно-организационный этап:

- разрабатывается план и сценарий проведения методического декадника;

- подготавливаются  маршрутные листы;

- готовится мультимедийная презентация: тема, цель работы, результаты диагностики, схемы «Инновационная технология», «Как составить синквейн»;

 

Методический этап

1.      Открытие методического декадника (сопровождается презентацией) – 07.02.2011г.

Сегодня мы открываем  методический декадник »Инновационные технологии и их роль в образовательном процессе».

Его цели:повышение качества учебных занятий за счет внедрения инновационных технологий; освоение современных технологий, приёмов и методов; выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

      Девизом нашего мероприятия хотелось бы выбрать слова педагога Адольфа Дистерверга: «Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается»

2.      Знакомство участников с Программой методического декадника.

3.      Педагогам раздаются маршрутные листы. Они подписывают лист и выполняют его первое задание – указывают своё эмоциональное состояние на момент начала декадника.

4.      Теоретические основы изучаемой проблемы:

 

Успехи в обучении и воспитании определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым. Пренебрежение ими неизбежно ведёт к неудаче. Один из важных факторов – сам педагог, который берёт на себя роль учителя и воспитателя.

Эффективность деятельности педагога, результат его работы, качество знаний  учеников напрямую зависят от уровня профессионализма учителя.  

Творчески работающие педагоги постоянно ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм.  Об актуальности такого подхода   можно судить по тому вниманию, с которым педагоги относятся ко всему новому, инновационному в образовании. Мы изучили уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень уровень квалификационной готовности педагогов к новшествам, Кфакт – количество учителей, имеющих категорию, Кмакс – количество членов педагогического коллектива. Для оценки использовались следующие показатели:

- критический уровень - К 0,45,

- низкий уровень – 0,45 К 0,65;

- допустимый уровень – 0,65К0,85;

- оптимальный уровень -  К  0,85.

Т.о, уровень квалификационной готовности нашего педколлектива к освоению новшеств  считается оптимальным (К = 0, 94).

            Насколько каждый педагог  восприимчив к новомунаша анкета (Задание 2 в маршрутном листе)

Восприимчивость педагогов к новому

1.      Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его в свою педагогическую деятельность с учётом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?     (    )

2.      Вы постоянно занимаетесь самообразованием?     (     )

3.      Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?   (      )

4.      Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете её?   (       )

5.      Вы открыты новому?   (      )

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

Уровень восприимчивости педагога (и коллектива в целом) к новшествам определяется по формуле: К = Кфакт : К макс, К – уровень восприимчивости к новому, Кфакт – фактическое количество баллов, полученное в результате анкетирования, Кмакс – возможное количество баллов (в данном случае – 15). Для оценки уровня ИП (индивидуального потенциала) используются следующие показатели:

- критический уровень - К 0,45,

- низкий уровень – 0,45 К 0,65;

- допустимый уровень – 0,65К0,85;

- оптимальный уровень -  К  0,85.

Надеемся. что уровень инновационного потенциала каждого из Вас не ниже допустимого, значит вы открыты новым знаниям, новым инновациям.

           

Что же такое инновационная технология? Это совокупность и система функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Она выступает и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути и способы обучения, и в качестве системы принципов, алгоритмов и регуляторов, применяемых в учебно-воспитательном процессе, и в качестве реального образовательного процесса.

На схеме «Инновационная технология – это…» в маршрутном листе представлены ещё несколько подходов к определению понятия «инновационная технология»

СХЕМА

«Инновационная технология – это…»

Инновационная технология – это…

«Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей»

 М.В. Кларин

«Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»

Г.Ю. Ксенозова

«Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» 

Определение ЮНЕСКО

«Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». 

В.М. Монахов

«Упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса».

 В.В. Гузеев

«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели».

 В.П. Беспалько

 

Инновационная технология должна отвечать на вопросы: как наилучшим способом организовать учебную (коллективную) деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей; что должны уметь, знать и иметь субъекты педагогического взаимодействия, чтобы обеспечить успешную деятельность. На эти вопросы попробуем сегодня ответить.

Слово предоставляется Стародубцевой М.Л., которая познакомит с основами ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Вывод:О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось еще в начале двадцатого века. Князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…».

 

Далее продолжит работу Дёмишнина Т.В., ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

Вывод:Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей

Инновационные приёмы:

- «Кластер» -  Смотрина Н.А.

 -«Корзина идей» - Полушина А.Г.

- Прием «Дерево предсказаний» - Ковалёва Н.В.

- «Верные или неверные утверждения» - Булатова Т.А.

- «Денотатный граф» - Широковская Е.В.

 - «Синквейн» - это интересное и увлекательное упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Его строгие правила заставляют анализировать  и чётко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное.

Синквейн это пятистрочная стихотворная форма, составленная по определенным правилам:

- первая строка содержит одно слово  - термин, фамилию, понятие (существительное);

- вторая строка содержит два слова – определения предмета, темы (прилагательные);

- третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность , функции главного слова синквейна;

Четвёртая строка содержит предложение из четырёх слов, раскрывающее смысл главного слова;

Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову (существительное).

                Каникулы
Долгожданные, но недолгие.
Планируешь, предполагаешь - не успеваешь.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Мгновение.

 

            Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.

          Критическое мышление.
Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует.
Нет предела совершенству и фонтану
Идей.

 

               Урок

Современный, инновационный.

Развивает, совершенствует, организовывает.

Залог успешного развития ученика.

Поиск.

 

Творческое задание: составьте в парах синквейн на сегодняшнюю тему.

 

Следующий этап декадника: открытые мероприятия по графику с проведением самоанализа. Анализ посещённого занятия  необходимо представить коллегам в виде синквейна  на слайде, из которых затем сложится отчёт о проведённом мероприятии. Постарайтесь побывать на разных занятиях.

 

 

 

 

           

 

 

Материал для самоанализа  открытого мероприятия:

Показатели

Традиционный урок (занятие)

Инновационный урок (занятие)

Цель

Для учителя

Дать новый учебный материал

Организовать продуктивную деятельность учеников

Для ученика

Усвоить новые знания

Создать творческую продукцию

Виды деятельности на уроке

Для учителя

Объяснение новой темы

Организация творческой активности

Для ученика

Прослушивание нового учебного материала, запоминание

Исследование нового объекта, анализ явлений

Структура урока

Строго по разработанному плану, без отступлений

Ситуативность,  импровизация

Подход к теме урока

Одна точка зрения на изучаемую проблему, изложенная в учебнике

Многообразие точек зрения на изучаемую проблему

Контроль

Воспроизведение учениками изученной темы

Представление и защита учащимися творческого продукта по теме

Завершающий этап урока

Подведение итогов, припоминание изученной темы

Рефлексия, осознание собственной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

1. Укажите ваше эмоциональное состояние :

Позитивное –

Негативное –

Нейтральное –

Другое (напишите) –

 

2.  Анкета «Восприимчивость педагога к новому»

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

1.Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его в свою педагогическую деятельность с учётом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?     (    )

2.Вы постоянно занимаетесь самообразованием?     (     )

3.Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?   (      )

4.Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете её?   (       )

5.Вы открыты новому?   (      )

Определите собственный уровень восприимчивости   к новшествам   по формуле: К = Кфакт : К макс, К –  Ваш уровень восприимчивости к новому, Кфакт – фактическое количество баллов, полученное в результате анкетирования, Кмакс – возможное количество баллов (в данном случае – 15). Для оценки уровня ИП (индивидуального потенциала) используйте  следующие показатели:

- критический уровень - К 0,45,

- низкий уровень – 0,45 К 0,65;

- допустимый уровень – 0,65К0,85;

- оптимальный уровень -  К  0,85.

Ваш уровень инновационного потенциала:________________________________________

 

3. СХЕМА

Инновационная технология – это…

«Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей»

 М.В. Кларин

«Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер» Г.Ю. Ксенозова

«Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» 

Определение ЮНЕСКО

«Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».  В.М. Монахов

«Упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса».

 В.В. Гузеев

«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели».

 В.П. Беспалько

 

 

4.Отметьте Ваше отношение к представленным технологиям и приёмам:

Наименование

Интересно

Знаю, но не использую

Знаю и использую

Технология критического мышления ТКМ

 

 

 

Интерактивные технология обучения

 

 

 

Приём «Кластер»

 

 

 

Приём «Корзина идей»

 

 

 

Приём «Дерево предсказаний»

 

 

 

Приём «Верные и неверные утверждения»

 

 

 

Приём «Денотатный граф»

 

 

 

Приём «Синквейн»

 

 

 

5.Ваш открытый урок (занятие)________________________________________________

Класс _________ Тема_________________________________________________________

Применённые технологии _____________________________________________________

Материал для самоанализа  открытого мероприятия:

Показатели

Традиционный урок (занятие)

Инновационный урок (занятие)

Цель

Для учителя

Дать новый учебный материал

Организовать продуктивную деятельность учеников

Для ученика

Усвоить новые знания

Создать творческую продукцию

Виды деятельности на уроке

Для учителя

Объяснение новой темы

Организация творческой активности

Для ученика

Прослушивание нового учебного материала, запоминание

Исследование нового объекта, анализ явлений

Структура урока

Строго по разработанному плану, без отступлений

Ситуативность,  импровизация

Подход к теме урока

Одна точка зрения на изучаемую проблему, изложенная в учебнике

Многообразие точек зрения на изучаемую проблему

Контроль

Воспроизведение учениками изученной темы

Представление и защита учащимися творческого продукта по теме

Завершающий этап урока

Подведение итогов, припоминание изученной темы

Рефлексия, осознание собственной деятельности

6.Вы посетили урок (занятие) в _____ классе, предмет __________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Применённые технологии_______________________________________________________

Анализ урока в виде «синквейна»: _______________________________________

                                                             _______________________________________

                                                             _______________________________________

                                                             _______________________________________

                                                             _______________________________________

7. Укажите ваше эмоциональное состояние :

Позитивное –                                          Негативное –

Нейтральное –                                        Другое (напишите) –

8.Ваши мнения и пожелания по организации и проведению методического декадника

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Желаем Вам успехов, активности и творчества!


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн