Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа над произведением Виктора Юзефовича Драгунского « Главные реки». МОУ НОШ № 95.Курегова Светлана Александровна

Фото пользователя Светлана Александровна Клеменс
Submitted by Светлана Александровна Клеменс on чт, 24/03/2011 - 17:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Курегова Светлана Александровна
Место работы, должность: 

МОУ НОШ № 95

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Учебник «Родная речь», 4 класс. Составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.- М.: Просвещение. 

Используемая методическая литература: 

методические рекомендации автора Л.Ф.Климановой «Уроки литературного чтения»: методическое пособие к учебнику «Родная речь» 4 класс - М.: Просвещение.

Используемое оборудование: 
  • АРМ (компьютер, проектор, экран) 
    1. Программа Microsoft Power Point.( 2003-2007)
    2. Браузер (Internet Explorer, Firefox, Opera, Chrome)
    3. Adobe Flash Player
  • выставка книг с произведениями В.Драгунского
Используемые ЦОР: 

презентация "Работа над произведением В.Ю. Драгунского "Главные реки" в программе Microsoft PowerPoint. 

Краткое описание: 
<p> В данном материале представлена информация о жизни и творчестве В.Драгунского, анализ произведения &quot; Главные реки&quot;, а также творческие задания.</p>


Программа «Школа России», литературное чтение, 4 класс
Тема: Работа над произведением Виктора Юзефовича Драгунского  « Главные реки»
Цель:
познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".

Задачи:
• раскрыть нравственный смысл произведения;
• совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;
• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• совершенствовать библиографические навыки;
• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
• развивать читательский интерес.

Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре и самостоятельно, а также анализировать произведение.
Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.

Формы организации работы учителя:организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.

Методическая и/или педагогическая эффективность используемых технологий. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Использование активных методов обучения совершенствует  мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование: выставка книг с произведениями В.Драгунского, проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент
II. Проверка д.з.

Показывается фрагмент м/ф «Сказка о потерянном времени», но без звука.
- Вам нужно будет озвучить кадры.

- Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?

На доске рисунки: часы, пожар, Некрасов, карта ( с изображением Америки)

-Предположите, почему именно эти изображения на доске.
- Ребята, вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
- Тогда вам еще подсказка – стихотворение.

III. Основная часть урока
Речевая разминка ( текст напечатан на карточках).

Причина
«Причина»- какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
 Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдёшь –
И дыши глубоко!
 С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра – мужчины.
Не надо причин!
 Не ищите причины!
  ( В.Викторов)
 
- Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.
- Прочитайте, начиная шёпотом, увеличивая силу голоса.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте выразительно.

- Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?
- А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
- Расшифруйте фамилию автора произведения ( слайд 1).
– Мы с вами познакомились с произведением В.Ю. Драгунского.
- Какие произведения вы знаете? Чем они вам понравились?
– Что у них общего? Какие они?

– Автором этих замечательных произведений является Виктор Юзефович Драгунский. На слово «драгунский» реагируют одинаково. А когда слышат «Дениска, Денискины рассказы» - на лицах появляются довольные улыбки. В.Ю. Драгунский(Презентация, слайд 2) – прекрасный русский писатель, который родился 30 ноября 1913 году в (Презентация, слайд 3) Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в (Презентация, слайд 4) Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В (Презентация, слайд 5) Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он начал работать с 16 лет. Для него (Презентация, слайд 6) все работы были хороши.
Виктор работал «бакенщиком (Презентация, слайд 7), шорником (Презентация, слайд 8), лодочником (Презентация, слайд 9), токарем (Презентация, слайд 10). Позднее он был цирковым клоуном (Презентация, слайд 11), актёром театра и кино (Презентация, слайд 12), Дедом морозом на елках, и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой веселый это был Дед Мороз ( слайд 13), а еще Драгунский был руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» С сороковых годов он писал для сцены и арены скетчи, фельетоны, миниатюры. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко.
Этот весёлый заводной человек жил в чудесном мире. Мире, где разъезжают прозрачные троллейбусы, где собак и вожатых зовут Люсями, где водятся зелёнчатые леопарды, где лучшее приветствие — «здоро’во!», а высшая похвала — «здо’рово!».  
Вдова писателя Алла Васильевна вспоминала: он «всегда был заводилой во всех играх. По вечерам друзья пробирались в парк князя Паскевича (конечно, без билетов). Там шли представления: артисты пели куплеты, танцевали модный тогда танец степ, а попросту — чечётку. Виктор выучивал куплеты, научился танцевать чечётку и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица…»
С 1959 года Драгунский пишет весёлые истории о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
 Рос у Виктора Юзефовича младший сын (Презентация, слайд 14,15,16). И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю.… И чего не люблю», под которым, не раздумывая, подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица».
 Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году, как я уже говорила, выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, повзрослев, стал (Презентация, слайд 17) преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле».
Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда — не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.

– И сегодня мы познакомимся еще с одной историей (смотрим на доску) «Главные реки», которая вам тоже чем-то поможет.

- Что вы ждете от сегодняшнего произведения?
- Сделайте свои предположения по иллюстрации, о чем будет эта история?
- Уточним свои предположения по заглавию.

Словарная работа (слайд 18)

- Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте, на что они вас нацеливают? Подберите к ним синонимы:
Прыть – быстрота, подвижность
Позор- бесчестье, стыд и срамота ( и срам) –позорище
Ловко- проворно, юрко, вертко
Сноровисто- удобно
Примчаться- прибежать, приехать
Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный
Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно
Продекламировать - прочитать
Влепить- поставить, ударить

Первичное чтение.

Чтение подготовленными детьми до слов «…и я тебя отпущу», дальше дети читают самостоятельно.
 -Совпали ли ваши предположения о содержании?
 - Ваши впечатления от прочитанного?
- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент?

В паре придумать 1 вопрос по содержанию и задать другим.
- Сколько лет было Дениске?
- Чем занимался Дениска весь день?
- Кем он хотел стать? (летчиком)
- Почему проспал Дениска?
- Как относился к школе?
- Как автор показал это? ( использовал глаголы, много слов с синонимом «быстро»)
- Произведения, каких авторов прозвучали? Стихотворение Пушкина нам показано, а вот отрывок их стих. Некрасова расскажет….

Мужичок с ноготок ( из стихотворения «Крестьянские дети», 1861г.)

Однажды, в студёную зимнюю пору…
Я из лесу вышел,
Был – сильный мороз,
Гляжу, - поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз
И, шествуя важно, походкою чинной,
Лошадку ведёт под узцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших руковицах
А сам - с ноготок…

- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?
- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.
– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека! (Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать ( пол лета читал) ,хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…)
– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)
 (Работа со слайдом 19. )
– Давайте вернёмся к произведению и найдём самый интересный для вас отрывок (или подходящий к иллюстрации). Найдите и прочитайте. Почему вы выбрали именно его?
-У меня есть запись этого произведения, я включу вам отрывок, а вы по мере его нахождения, начинайте читать этот отрывок, пытаясь прочитать с тем же выражением и в том же темпе, что и чтец.
Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.
- Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор?
- Обратимся к тексту произведения ещё раз.
- Как вы думаете, чем является история Дениски? Сказкой? Стихотворением? А может, мы эти произведения будем называть иначе?
- К какому виду относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)
- Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие, небольшой объем)
- А как вы думаете над чем заставляет задуматься нас автор?
- Вернемся к названию - вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?
- В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)
- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы прошли ( «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? ( не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)
В сказке м.б. всё, а в жизни, а в жизни бывает так как в рассказе Драгунского.
- Какие строки из произведения «Главные реки», заставляют нас вспомнить произведение Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени»? (Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.)
- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (начало и конец произведения)
IV. Подведение итогов
- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему? ( слайд 20,21)
- Что мы узнали о Викторе Драгунском?  
- Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)
- Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ).
- О ком его рассказы? ( ОДЕТЯХ)
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали?
О чем бы вы хотели, чтобы я вам рассказала еще?
V. Домашнее задание:
-Какое задание вы могли бы предложить домой? (Слайд 22)
-Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Его девиз был «Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости", а каждое его послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!»
- Попробуйте написать письмо Дениске Кораблёву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно.
А это одно из тех писем, которое было написано Дениске:
Привет, Денис!
Меня зовут Надя. Мне восемь лет. Я учусь в средней школе №51 г. Минска. Мы с классом на уроке внеклассного чтения читали твой рассказ о том, что ты любишь и не любишь. Он мне очень понравился, и теперь я тебе хочу написать о себе.
Итак, что я люблю?..
Я люблю своих родителей. Мама у меня очень красивая, добрая, ласковая, а папа смелый, сильный. Он - выдумщик, сочиняет для меня интересные сказки и стихи. Очень люблю читать, танцевать, играть в разные игры: в компьютерные, настольные, подвижные и другие, люблю выходить в Интернет.
А чего не люблю, так это когда я болею. Не люблю пить таблетки, они очень горькие. Не люблю лежать на кровати и бездельничать. Мне не нравиться есть мясо, потому что оно невкусное. Терпеть не могу ос, пауков и змей.
Ну вот, Дениска, теперь ты знаешь, что я люблю и чего не люблю.
Пиши мне! До свидания! Надя.





 


»  Размещено в сообществах:   

На: Виктор Юзефович Драгунский « Главные реки»


Уважаемая Светлана Александровна! Рассказы Драгунского в школе изучаются на протяжении всей начальной школы.Ваш урок адаптирован на учащихся 4 класса- анализ текста  в соответствии с возрастом учащихся. Много творческих заданий, самостоятельной работы.  Детям захочется после такого урока еще неоднократно перечитать рассказы Драгунского.Спасибо!

Комментарий был изменен с момента создания (obrazsv, Fri, 25/03/2011 - 15:05).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн