: « ЦЕПНАЯ И ПАРАЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ , ИХ ПОРЯДОК В ТЕКСТЕ».
ТЕМА УРОКА: « ЦЕПНАЯ И ПАРАЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ , ИХ ПОРЯДОК В ТЕКСТЕ». ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить учащимся суть цепной и параллельной связи предложений в тексте; учить определять средства связи- морфологические и лексические ; расширить понятие о таких лексических средствах выразительности речи как риторический вопрос, инверсия ; совершенствовать умение сочинять связные тексты заданным способом ; развивать связную письменную речь учащихся путём подготовки к написанию домашнего сочинения с использованием различных видов связи предложений в тексте; воспитывать чувство патриотизма, любви к родному языку, пробуждать желание изучать язык и находить в нём что-то новое , необыкновенное. ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция иллюстрации к сказке « Морозко и падчерица» художника И . Билибина, карточки, слова из словаря, плакат «Изобразительно-выразительные средства», схемы , цепочки связи, Учебник « Русская речь» , 8 класс, Е. И. Никитиной. ХОД УРОКА / .Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. //.Проверка домашнего задания. 1. Повторение вопросов синтаксиса. а) текст; б) предложение, виды предложений; б) словосочетание, виды подчинительной связи. 2. Повторение изобразительно-выразительных средств, изученных ранее. 3. Сообщение о риторических вопросах, составленное на основе материала из учебников « Теория» и « Развитие речи». 4. – О каком ещё синтаксическом средстве выразительности мы говорили на прошлом уроке? ( Инверсия.) - Расскажите, что вы знаете об инверсии. ///. Подготовка к изучению нового материала. Работа с текстом. - Прочитайте отрывок из речи Д. И. Менделеева. «…И если вы этот фонарь знания внесёте в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит её благосостояние? От чего же зависит богатство или бедность её народа и её международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть действительная, всякая прочая есть фиктивная…» -Подумайте ,в какой речевой ситуации могла звучать эта речь. -Есть ли здесь риторический вопрос и какова цель его использования? -Есть ли инверсия? Обоснуйте свой ответ. / \/. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. -Сколько предложений в этом тексте? ( Три сложных предложения.) -Обычно в предложении выделяют две части : первая –это то, что нам известно из предшествующего текста или самой обстановки речи, и вторая – это та новая информация, ради которой строилось это предложение. Первая часть называется данным (Д), вторая – новым (Н). -Запишите первое предложение и выделите в нём данное и новое. (…И если вы этот фонарь знания внесёте в Россию, Д 1 то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит её благосостояние? Н 1 - Определите Д 2 и Н 2 во втором предложении. Что перешло в это предложение из первого? ( От чего же зависит богатство…) То есть Н 1 Д 2. А что нового в этом предложении? ( Аналогично разбирается третье предложение.) -- Таким образом получается цепочка : Д 1 + Н 1 Д 2 + Н 2 Д 3 + Н 3 -Такая связь предложений называется цепной. - Скажите, с помощью каких средств осуществляется эта связь. ( Интонация окончания, предлоги, союзы.) - Это далеко не все средства. Откройте учебник « Развитие речи» на странице 57 и 59 , где перечислены лексические и морфологические средства связи предложений в тексте. Опираясь на эти схемы, назовите средства связи в данном тексте. - Но цепная связь – не единственный способ соединения предложений в тексте. Прочитайте записанный текст : Победа не упала нам с неба. Мы её выстояли. Мы её выковали. Мы её оплатили горем и кровью. Мы её заслужили стойкостью и отвагой. ( И. Эренбург) – - Определите Д 1 и Н 1 в первом предложении ( Д 1 – победа, Н 1 – не упала с неба.) -Во втором предложении вместо существительного победа употреблено местоимение её , то есть Д 1 осталось и во втором предложении, в третьем -то же самое, и в четвёртом и т.д. Д 1 + Н 1 Н 5 + +Н 1 +Н 4 +Н 2 +Н 3 - -Все последующие за первым предложением конкретизируют, развивают мысль, выраженную в нём. Такой способ связи предложений называется параллельной связью. -Какие использованы средства связи предложений при параллельном способе? ( Морфологические ) \/ . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 1.Работа с учебником. Задания : 1) Выполните упражнение 78 на с. 56. В данных фрагментах определите вид связи предложений и укажите все лексические и морфологические средства, которые используются в них. - Скажите, почему в одних случаях для соединения предложений используется лексический повтор , а в других – замена местоимением. 2). Сформулируйте ответ, проанализировав упражнение 79 на с. 58 и упражнение 82 на с. 60. Какой вывод вы сделали? -Прочитайте подсказку в учебнике на с. 60 под знаком « Дополнительные сведения». 2. Работа с репродукцией. -А теперь внимательно посмотрите на иллюстрацию И. Билибина к известной вам с детских лет сказке « Морозко». Иллюстрация называется « Морозко и падчерица». -Ваша задача – составить текст из 8-10 предложений , используя один из видов связи предложений. Затем в своём тексте определить все средства связи, которые вы использовали. -Прочитайте ваши мини-сочинения. ( Весь класс активно участвует в определении средств связи предложений в зачитываемых работах). 3. Исправление ошибок в лексической сочетаемости слов. Речевая разминка. -Всем достаточно известны термины: лексический повтор, лексические синонимы, синонимы текстовые, описательные обороты. Все они взаимозаменяемы в речи, чтобы избежать ненужных повторов. Но часто люди неправильно используют в речи слова, то есть нарушают лексическую сочетаемость. В качестве речевой разминки поупражняйтесь в устранении подобных недочетов. По ходу чтения мной предложений вы должны поднять руку, указать ошибку и исправить её. 1) Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо. 2) Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка. 3) После катка я иду домой радостная , с веселыми впечатлениями. 4) Роль книги в жизни человека велика: ведь должен же он пополнять свой кругозор.5) Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.6) Учебой мы не блестим. 7) Задача, поставленная нами, достигнута. 8) Сейчас, когда в мире неспокойно, наш народ прикладывает все усилия для разрядки международной напряженности. 4. Работа с учебником. Выполнение упражнений 136 и 137 на стр. 86, учебник « Развитие речи» по нахождению инверсии. 5. Подготовка к домашнему сочинению. - Запишите предложения: 1) В этой жизни нет ничего ценнее верного друга. 2) Нет смысла обманывать себя. 3) Каждый рад приходу весны. 4) Приятно видеть результаты своих дел. -Охарактеризуйте эти предложения по цели высказывания. -Можно ли перестроить их в риторические вопросы? Запишите полученные варианты. -Эти предложения могут быть заголовком текста? А темой? \/. Итог урока. -С какими понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке? Раскройте их сущность. \/ /. Домашнее задание. Написать сочинение на тему, обозначенную одним из этих риторических вопросов, или выбрать одну из предложенных тем в упражнении 135. Выполнить обязательное условие: в конце сочинения указать, какой вид связи вы использовали; употребить как можно больше разнообразных средств связи предложений. Обратить внимание на использование инверсии, где это возможно. Эти показатели будут учитываться при оценке сочинений. ( Если позволяет время, учащиеся могут начать писать черновик сочинения в классе).