Лот 2 Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" МОУ гимназия №23 Лучникова Л.С.
Размещено: Людмила Лучникова - ср, 23/03/2011 - 15:50
Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781)
Цель – показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские умения; прививать истинные жизненные ценности.
Задачи – формирование компетенций:
ценностно-смысловой – установить взаимосвязь между рассмотренной на предыдущем уроке проблемой гражданственности и проблемой воспитания; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;
общепредметных – работать с книгой: опираясь на текст комедии, выявить авторскую позицию по проблеме воспитания; устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативных – развивать речь, участвовать в диалоге и полилоге.
Ожидаемые результаты:
освоение новой темы;
понимание конкретно-исторического и общечеловеческого смысла комедии;
понимание роли воспитания и самовоспитания в становлении личности;
умение устанавливать внутрипредметные связи;
умение аргументировать ответ текстом художественного произведения;
закрепление литературоведческих понятий;
развитие речи
Формы организации работы детей:
работа с текстом комедии
работа на интерактивной доске
участие в викторине
участие в беседе на заданную тему
выразительное чтение
выполнение тестового задания
Формы организации работы учителя:
мотивация учащихся;
вступительное слово;
викторина;
беседа;
контроль;
диагностика компетенций;
заключительное слово;
предъявление домашнего задания
Оборудование: интерактивная доска, текст комедии Фонвизина
Методическая эффективность использования интерактивной доски на данном уроке
Применение ИД позволило:
в игровой форме актуализировать необходимый для освоения новой темы материал;
мотивировать работу у доски (элемент новизны и валеологический аспект - движение);
создать интригу при затенении экрана;
с помощью затенения организовать самопроверку;
получить обратную связь с быстрым и объективным фронтальным оцениванием;
создать условия для лучшего запоминания учебного материала
Ход урока:
Слайд 1 в программеNotebook (Примечание: в аккаунте файлы Notebook представлены в виде презентаций в программе PowerPoint, полный вариант конспекта урока смотреть здесь)
1-й этап урока. Вступительное слово учителя:
– На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества?
Предполагаемые ответы учащихся (в дальнейшем предполагаемые ответы и действия учащихся будут даваться в скобках):
– Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству. /«Невежда без души – зверь», «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»/
2-й этап.Вопросы и задания по новой теме:
– Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом? (В результате соответствующего воспитания).
- Вот о воспитании мы сегодня и поговорим: посмотрим, как раскрывает тему воспитания Денис Иванович Фонвизин.(Мотивация к проверке домашнего задания, которая включается в объяснение нового материала): Давайте прежде всего освежим в памяти текст, который нам понадобится для аргументации наших ответов.
На экране – викторина в программе PowerPoin tпо тексту «Недоросля»:
(Примечание:полный вариант викторины смотреть здесь )
Возвращаемся к слайду 1 в программеNotebook
– Теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем на доске слова-ассоциации к слову «воспитание». (Учащиеся выходят к доске по одному и пишут слова-ассоциации: ребенок, родители, семья, школа, учителя, друзья…)
– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию? (Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественно полезному труду).
Слайд 2 в программеNotebook(с затенением экрана):
(Примечание: Все последующие слайды – в программе Notebook)
– Кому принадлежат слова: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу» (Стародуму).
– Правильно. А как вы понимаете эти слова? (Знания человека безнравственного могут принести людям зло, следовательно, не возвысят человека, а вызовут негодование людей порядочных. «Возвышается» только нравственный, «добродетельный», т.е. стремящийся «делать добро» человек).
Слайд 3 (с затенением экрана):
– Фонвизин показал нам процесс воспитания дворянина. Кого именно и каким образом воспитывают в комедии? (Митрофана)
(Затенение открывается).
Митрофан – недоросль. Недоросль – в 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
Беседа по вопросам:
- Вспомните: с каким героем–недорослем мы встречались в прошлом году на уроках литературы? (С Петром Гриневым из повести Пушкина «Капитанская дочка»).
- Можно сказать, что Петр Гринев стал настоящим гражданином? Почему? (Через всю жизнь он пронес наказ отца: «береги платье снову, а честь смолоду»)
- Где начинается воспитание человека? (В семье).
- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан. (Слайд 4)
- Найдите в тексте слова, которыми Правдин характеризует отца и мать Митрофана. (Фонвизин показал нам семью помещиков Простаковых, в которой отец, по выражению Правдина, «дурак бессчетный», а мать – «презлая фурия»).
- Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии
её упрек Еремеевне («Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»);
подтвердим словами текста её заступничество за сына («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича!»)
то, как она им любуется… («Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
оправдывает его … («…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»).
- Однако какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?
- Все-таки, как любая мать, Простакова желает сыну добра. В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал? (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»).
- Почему хочет женить сына на Софье? Чтобы скорей повзрослел? Стал ответственнее? (Софья – богатая наследница)
- Нужно ли человеку учиться? Для чего? Что об этом думает г-жа Простакова?
Открывается 5-й слайд с цитатой,которую учащиеся находят в тексте комедии сами, а потом сверяют с записью на экране.
- Для чего же она нанимает учителей для Митрофана? (Иначе не удастся женить его на Софье).
Слайд 6. Учащиеся читают по ролям знаменитую сцену «экзамена» Митрофана.
- Научился ли Митрофан чему-нибудь? Почему? Можно ли сказать, что он глуп? (Митрофан не глуп, но ничему не научился).
- Почему же он ничему не научился? Посмотрим на доску.
Открывается слайд 7. На доске «разбросаны» цитаты из комедии:
Учащиеся получают задание распределить цитаты по столбцам, установив между ними причинно-следственные связи.
3-й этап. Выводы, выявление авторской позиции по проблеме воспитания:
Слайд 8,9:Конкретно-исторический смысл комедии.
- А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?
-Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?
-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)
- Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик?
Слайд 10: Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша-недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям
Заключительное слово учителя: Ваш живой интерес к проблеме, поднятой Фонвизиным, в очередной раз показал, что его комедия бессмертна. Не случайно она до сих пор не сходит со сцен театров и пользуется огромной популярностью у зрителей. Наверное, многих она вдохновит на создание собственных творческих работ.
Предлагаю вам в качестве домашнего задания темы проектов:
синквейн к комедии на тему воспитания
сочинение «Современные Митрофаны»
ремейк по мотивам комедии «Недоросль ХХIвека»
Те, кому это задание покажется трудным, пусть ответят на 3 любых вопроса учебника ко всему тексту комедии.
4-й этап: обратная связь - тестирование с помощью системы голосования «Senteo» (тесты составлены в программе Notebook
(Примечание: полный вариант теста смотреть здесь)
5-й, заключительный этап урока - рефлексия:
Обсуждение ответов на вопросы теста.
Подведение итогов урока: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? Изменится ли что-нибудь в вашей жизни после этого урока? Что именно?
На: Лот 2 Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль
Очень понравилось! Жаль, не могу использовать - совершенно не тянет в школе Интернет и куча сайтов заблокирована.