Волшебник слова. (Иван Шмелев и его книга «Лето Господне»).
Submitted by Ирина Владимировна Скрипниченко on вс, 20/03/2011 - 16:44
Эту книгу надо иметь и постоянно
возвращаться к ней, утешаться, очищаться,
лечиться ею.
И.А.Ильин.
I. Организационный момент. Вступительная беседа учителя, постановка целей урока.
- Дома вы прочитали по учебнику сведения о жизни и творчестве И.Шмелева и его рассказ «Мартовская капель». Как вам читалось?
- Понравился ли этот рассказ?
- Что поразило вас в этом маленьком рассказе?
- Что вы узнали о рассказчике?
«Мартовская капель» - это маленькая капелька большой и интересной книги И.Шмелева «Лето Господне». Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о человеке, ее написавшем? Вот это и будет целью нашего урока. А кроме того, мы будем учиться чувствовать слово. Ведь литературное произведение – вполне живой организм. У него есть сердце – идея – и ткань, то есть словесное оформление.
II. Основная часть урока.
1. Рассказ заранее подготовленного ученика о писателе Иване Сергеевиче Шмелеве, сопровождаемый слайдами Презентации, созданными в программе PowerPoint.
№ п/п
Изображение на слайде.
Текст монологического выступления.
1.
Панорама Кремля и Замоскворечья конца XIX века.
Приглашаю вас в путешествие, в Москву столетней давности. Деревянные особняки, каменные мостовые, извозчики, сады и луга. И Москва-река, конечно, придавала городу особое очарование. Напротив Кремля открывалась широкая луговая низина – Замоскворечье.
2.
Портрет И.Шмелева в юношеские годы.
Здесь в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Здесь же, в Замоскворечье, он учился в 6-ой Московской гимназии, а затем поступил в университет на юридический факультет.
3.
Портрет А.С.Пушкина.
Излюбленным занятием юноши было чтение. А литературным кумиром на все годы оставался А.С.Пушкин.
4.
Мартовский пейзаж.
И.Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Самые ранние впечатления детства – это мартовская капель, вербная неделя, стояние в церкви.
5.
Разворот книги И.Шмелева «Лето Господне».
Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя «Лето Господне».
6.
Фотография кремлевских церквей.
Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге пророка Исайи: «… И послал Он меня проповедовать лета Господне благоприятно…» Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как-то очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева.
2. Краткий рассказ учителя о теме, идее, композиции и сюжете книги Ивана Шмелева «Лето Господне».
3. Инсценировка «Как играли Масленицу на Руси». (На экране через мультимедийный проектор высвечивается изображение репродукции картины Б.М.Кустодиева «Масленица».)
Учитель.Первая глава книги называется «Праздник». Христианские праздники были постоянными спутниками русского народа. Они помогали в труде, сближали людей, не давали прерваться традициям поколений. Один из рассказов этой главы посвящен Масленице: «Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада…, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось – «масляница»?»
1-й участник. Выходи на праздник, честной народ, веселую весну славить, пирогами да блинами угощать, штурмовать ледяные крепости, где Дед Мороз лютый последнее прибежище себе устроил.
2-й участник. Выходи, честной народ, изгонять ледяных страшилищ, величать барыню-Масленицу.
Хоровод. Мы Масленицу состречали,
Мы Масленицу состречали,
Люли, люли, состречали,
Люли, люли, состречали,
На горущке мы бывали,
На горущке мы бывали,
Сыром гору набивали.
Сыром гору набивали.
Наши горушки катливы,
Наши горушки катливы,
Наши девушки игривы,
Наши девушки игривы,
Стары бабушки воркотливы,
Стары бабушки воркотливы,
Ены на печи сидят, а на нас-то воркотят.
Вы бабушки не ворчите,
Вы бабушки не ворчите,
Дайте маслену погулять.
Дайте маслену погулять.
1-й участник. Душа ты моя, Масленица!
2-й участник. Касаточка, ты же моя перепелочка.
1-й участник. Выезжала честная Масленица,
2-й участник. широкая боярыня,
1-й участник. на семидесяти семи санях козырных,
2-й участник. во широкой лодочке
1-й участник. во велик город пировать,
2-й участник. душой потешиться,
1-й участник. умом повеселиться,
2-й участник. речью насладиться.
Хоровод. Вербарясна-распрекрасна.
Идет Масленица красна –
В бочках донца выбиваючи,
Сыром горы укладываючи,
Маслом горы поливаючи,
Деток с горушек катаючи!
Хором. Приехала Масленица! Приехала!
3-й участник. Куличок-куличок, куда летишь? (В широкий круг ряженых «влетает» вестник весны – маленький куличок.)
4-й участник. Птичка малая, птичка ранняя, куда ты торопишься?
Куличок. Лечу весну-красну отмыкать,
Солнце красное в гости звать.
Хоровод. Мы Масленую дожидали,
Нас Масленая подманила,
Люли, люли, подманила,
Люли, люли, подманила,
Мы думали семь неделек,
А Масленица семь денечков!
Люли, люли, семь денечков.
Люли, люли, семь денечков.
1-й участник. И каждый день Масленицы имел свое название.
2-й участник. Я – понедельник. В этот день гостей встречали. И застолье посвящалось началу Масленицы.
3-й участник. А я – вторник. Этот день назывался «заигрыши». Начинались катанья на санках.
На горках катаются,
Блинами объедаются:
Хаврошки – на кошках,
Анютки – на утках,
Аксиньи – на свиньях,
Яшки – на барашках,
Ванюшки – на телушках,
Ненилы – на кобылах, -
На горах катливых!
4-й участник. А я среда – «лакомка». По средам стряпали блины с очень вкусными приправами. Блин – это символ Масленицы. Откуда же это чисто русское ритуальное лакомство? В Библии упоминаются «млины». Царь Давид всему народу «даяше по млину сковрадному». Блин напоминал солнце. И сам он был символом весеннего солнышка. А солнцу всегда поклонялись, и славили его все народы мира.
5-й участник. А я – четверг. Разгул, перелом, широкий четверг. Его название само за себя говорит. В четверг гуляли и славили Масленицу, катались с гор на санках.
6-й участник. А я – пятница, «тещины вечерки». В этот день ходили к теще на блины.
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинами, с караванцами,
С вареничками!
7-й участник. Я – суббота, «золовкины посиделки». В субботу навещали сестер мужа.
Масленица-блиноеда,
Масленица-жироеда,
Масленица-обируха,
Масленица-обмануха.
Обманула, провела, до поста довела, все ежи взяла,
Дала редьки хвост на Великий Пост.
1-й участник. Наконец, наступал последний день Масленицы – «Прощеное» воскресенье. В этот день ходили друг к другу не пировать, а просить прощенья за обиды, причиненные в текущем году. Получить прощение было очень важно, так как любовь и дружба ценились выше всего на свете.
4-й участник. - Прости меня, - говорит один.
1-й участник. – Бог тебя простит, - отвечает другой.
Летит петушок через реку,
Кричит петушок: ку-ка-ре-ку!
Масленица воротись,
Семь неделек протянись!
Хоровод. Прощай, Масленица-плутовка,
Погостила ты у нас недолго,
Погостила всего семь деньков,
А мы думали – погостишь семь годков!
Хором. Все!!!
1. Творческая лаборатория. Групповая работа по пяти программам, написанным на Visual Basic.
Вступительное слово учителя.
- А теперь заглянем в творческую лабораторию писателя. Из чего же плетется волшебное кружево шмелевской речи? Выполняя, задание компьютерных программ, вы будете наблюдать за языком рассказа и средствами художественной выразительности в нем.
Задание 1 группе: определить смысловую роль глаголов в рассказе «Мартовская капель».
Задание 2 группе: найти эпитеты и определить их роль в создании картины весны в рассказе «Мартовская капель».
Задание 3 группе: указать в рассказе олицетворения и метафоры и определить их роль.
Задание 4 группе: найти слова, указывающие на принадлежность этого текста к разговорному стилю речи.
Задание 5 группе: найти сравнения, определить их роль в тексте.
2. Проверка выполнения компьютерных программ – вывод на принтер заполненной матрицы. Монологические выступления пятиклассников.
3. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Обратимся к словам, ставшим эпиграфом нашего урока. Принадлежат они И.А.Ильину, русскому философу, большому ценителю творчества И.Шмелева. Что вам открылось в этих словах? Вот для того, чтобы такое действие оказывала на нас книга, мы и учились на этом уроке быть Читателями. Помогал вам в этом компьютер. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.Шмелева. Но скоро, в 11 классе, двери в его рабочий кабинет широко распахнуться перед вами. Это непременно случится, если мы научимся проникать в тайну каждого слова, научимся сопереживать писателю и его героям.
III. Заключение. Оценка работы учеников и задание на дом: прочитать рассказы И.Шмелева «Как я встречался с Чеховым», «За карасями».