Марченко Татьяна Михайловна, учитель музыки. МОУ Анашенская СОШ №1 Новоселовского района, Красноярского края.
Урок музыки в 4 классе
Тип урока:
получение новых знаний с опорой на знания и умения, полученные ранее при изучении других предметов (литературное чтение, окружающий мир) или из жизненного опыта учащихся;
Урок творчества.
Цель урока:
Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий;
Выполнение триединой дидактической цели: композитор, исполнитель, слушатель.
Задача:
Обучающая – познакомить учащихся с понятием «динамика», «динамические оттенки»;
научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов.
Развивающая – развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Воспитательная – уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность.
Применяемые методы:
Метод импровизации;
Репродуктивный метод;
Игровые методы;
Пластическое интонирование;
Объяснительно-иллюстрированный метод;
Метод общения
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
Мотивация:
Учитель: Друзья мои, как славно мы парили в облаках над морем музыки, но пора и приземлиться. И вот мы уже в бухте Музыкальной грамоты. Но что здесь происходит? Кажется, кто-то с кем-то ссорится и никак не может решить кто же главнее?
О чем спорят свойства звуков? (читает стихотворение)
Свойства звуков вместе
Однажды собрались.
Спорили, решали, чуть не подрались.
Что же в музыке важнее?
Кто для музыки нужнее?
Длительности сразу встали
И решительно сказали:
-Всем вам заявит должны,
Что мы больше всех нужны!..
Высота же им в ответ:
-Нет!
Уверяю вас, друзья,
В музыке важнее я!..
Сила звука тут же подскочила,
Тихо зашептала, громко завопила:
Что тут спорить, это я!..
Без меня никак нельзя!
Тембр тоже не смолчал
И уверенно сказал:
Бесконечный разговор,
Ни к чему весь этот спор!
Каждый это подтвердит:
Без меня – не зазвучит.
Тут такое началось!..
Кто главнее, кто сильнее,
Кто быстрее, кто длиннее...
Что же делать?
Как тут быть?
Нужно нам их помирить!
Мы Мелодию позвали,
Попросили рассудить:
-Ты ответь нам поскорее,
Кто для музыки важнее?
А Мелодия сказала:
-Начинайте все сначала.
О себе нам расскажите,
Себя в деле покажите...
Ту обратилась к нам сила звучания:
-Прошу внимания,
Уважаемое собрание...
Изучение новой темы:
Учитель: Ребята, все знают. Что звуки по своей природе бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает.
Задание №1:(На доске плакат с нарисованными коробками).
Угадайте, какие звуки прячутся в этих коробках? Нужно вписать недостающие буквы в клетки по горизонтали. Затем обозначить в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.
Учитель: Правильно! И все же понятия «громко» и «тихо» очень относительное.
Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит какой вывод можно сделать?
Ученики: Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.
Учитель: Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары.
Проведем эксперимент: Постучит по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!
Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. Изменение громкости звуков в музыке называется... Это вы узнаете, если разгадаете наш кроссворд.
Задание №2: (На доске плакат с кроссвордом). Впишите по вертикали названия аппаратов или инструментов, воспроизводящих звук и в клеточках по горизонтали прочтете как называется важное свойство мелодических звуков.
Устройство для приема звуковых вещательных передач (радио).
Ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков (ксилофон).
Аппарат для восприятия магнитной записи (магнитофон).
Портативный граммофон с рупором внутри коробки, воспроизводящий звук с пластинок (патефон).
Механический аппарат для воспроизводства звука с большим рупором (граммофон).
Прибор, служащий для усиления звука (микрофон).
Модный духовой музыкальный инструмент, очень распространенный в джазе (саксофон).
Музыкальный инструмент из металла (металлофон).
Почему? Почти все слова кроссворда заканчиваются слогом «фон»?
Ученики: Фон означает «громкость».
Учитель: А какое слово получилось у вас по горизонтали?
Ученики: ДИНАМИКА.
Учитель: Запомните! Динамика (греч. слово – сила звука) и тема нашего занятия – ДИНАМИКА. (добавляю запись на доске в теме урока, после Музыкальной грамоты)
Музыка, как и человеческая речь наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются ДИНАМИЧЕСКИМИ – это своеобразные краски, которые раскрашивают речь или музыку в разные цвета.
(На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки).
Ребята, вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо. Сила звучания зависит оттого, что и как вы хотите сказать. Говорить, петь или играть с силой, значит с чувством. Если сильно ударить по клавишам, получится громко, а если слабо – тихо.
Итальянские слова forte(форте) и piano(пиано) обозначают громко и тихо.
Я играю форте... пиано... форте... пиано. Так называется что?
Ученики: Музыкальный инструмент.
Учитель: Правильно. Но это на итальянском языке. Значит по-русски надо говорить так: «Я играю на «громкотихе»? Но это неправильно. В музыке все должно называться своими собственными именами, даже если они иностранные.
Слушаем пьесу норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».
Учитель: Какой музыкальный прием здесь используется?
Ученики: Музыка чем ближе, тем громче.
Учитель: Давайте поиграем. Разгадайте шараду: к двум нотам известным прибавим предлог, получится громкий и долгий гудок (СИРЕНА). Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивая громкость – сирена приближается. Проезжает мимо. И удаляется – уменьшайте громкость. Какой динамический прием мы использовали?
Ученики: Чем ближе – тем громче, чем дальше – тем тише.
Учитель: Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните динамические оттенки:
Pp (пианиссимо) – очень тихо
P (пиано) – тихо
mp (меццопиано) – не очень тихо, чуть громче, чем пиано
mf (меццофорте) – не очень громко
f (форте) – громко
ff (фортиссимо) – очень громко
sf (сфорцандо) – внезапно громко
А теперь наступил момент познакомиться с динамическими вилочками.
Чем ближе – тем громче (усиление звука) крещендо.
Чем дальше – тем тише (ослабление звука) диминуэндо
Учитель: Давайте поиграем. Помните припев песни В.Шаинского «Голубой вагон»? (ребята исполняют припев) Давайте пропоем 1 часть припева только f. (ребята исполняют). Красиво прозвучала в нашем исполнении песня когда мы прокричали ее? Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной?
Ученики: Нужно изменить звучание песни. Сила звука должна меняться на протяжении песни. Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише». Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?
Ученики: крещендо и диминуэндо.
Учитель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте отправимся в лес. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?
Ученики: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»
Учитель: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.
Игра «Эхо». Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо»
Громко я в лесу кричала.
Гулко эхо отвечало.
«Скоро будут холода?»
Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»
«Сколько елочек, смотри!»
Отвечало эхо... Три-три-три-три!
«Старый дуб совсем засох!»
Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!
«Ну, прощай, иду домой!»
Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!
Какие динамические оттенки мы использовали?
Ученики: Диминуэндо – ослабление звука.
Учитель: Ребята, наше занятие подходит к концу. На закрепление темы я расскажу вам сказку про кота. Послушайте, каким он был. И что с ним приключилось. По ходу чтения сказки. Найдите динамические оттенки.
Сказка про кота (закрепление темы «Динамические оттенки»)
Жил кот Мурлыка.
Ленивый был кот!
Острые зубы
И толстый живот.
Очень p всегда он ходил,
F настойчиво кушать просил
Да mf на печке храпел –
Вот и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
F крича. Он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе все мыши p взмолились:
-Ох, пощади, пожалей, сделай милость!
Тут кот скомандовал f им: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш
Мурлыка спал. Происходило вот что:
Мыши p покинули норку,
F хрустя, съели хлебную корку,
Потом, mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Мурлыка проснулся, sf чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера f над ним потешались.
Что нового вы сегодня узнали? Что такое «динамика», «динамические оттенки».
А как вы думаете существуют динамические оттенки в живописи, в явлениях природы? Но это, ребята, совсем другая история.
На: "Музыкальная грамота. Динамика. Динамические оттенки" урок м
Уважамая Татьяна Михайловна, большое спасибо, с наилучшими пожеланиями=
На: "Музыкальная грамота. Динамика. Динамические оттенки" урок м
Здравствуйте, Виктория!
Спасибо за рекомендацию. Скажите, как часто вы посещаете данный сайт?
Татьяна.