ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПТИЦ В СВЯЗИ С ПОЛЕТОМ И ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
Submitted by Наталья Евгеньевна Курганова on Tue, 15/03/2011 - 20:25
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПТИЦ В СВЯЗИ С ПОЛЕТОМ И ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
(урок-обобщение)
Куда на выдумки природа таровата
И.С.Крылов
Цель: создать условия для эффективного обобщения знаний о классе Птицы.
Обучающие задачи: Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения птиц с точки зрения приспособленности к полету; Установить взаимосвязь между особенностями внешнего строения и образом жизни местообитанием, способом питания; Помочь осознать целесообразность строения живых организмов.
Развивающие задачи: Организовать самостоятельную деятельность учащихся, развивающую умения отбирать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; Совершенствовать навыки работы с натуральными объектами, УМК, интерактивной доской;
Воспитательные задачи: Формировать познавательный интерес к предмету; Развивать коммуникабельность, умения работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважать мнение товарищей, выступать перед аудиторией.
УМК:
Учебник БИОЛОГИЯ, 7 класс. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. М.,;Вентана-Граф», 2008, издание третье, переработанное, глава 11 (параграфы 44-50);
Рабочая тетрадь № 2, М.,Вентана-Граф» (стр.46-60) Диск 1С: Школа;Биология. Животные.7 класс;(образовательный комплекс, содержащий материалы учебника под редакцией профессора В.М.Константинова)
Оборудование: Натуральные объекты: чучела птиц, коллекция перьев, скелет голубя. Печатные объекты: фотографии и рисунки птиц, презентация. Интерактивная доска и медиа-проектор (если есть).
Класс заранее делится на 4 группы по 6-7 человек. Каждая группа получает конверт с заданием, которое впоследствии выводится на интерактивную доску вместе с фрагментами презентации или медиа-ресурсами.
Актуализация знаний (1-2 минуты): мы с вами завершаем изучение, пожалуй, самого удивительного класса Типа Хордовые, Класса Птицы (AVES. На прошлых уроках мы изучили особенности внешнего и внутреннего строения птиц, особенности их размножения, давайте же выясним, благодаря чему птицы способны летать и как по их внешнему строению можно сделать вывод об их образе жизни.
Работа в группах (10 минут).
Первая группа (получает чучела птиц разных отрядов, коллекцию перьев, фотографии и рисунки птиц): Отметить особенности внешнего строения, характерные только для птиц и служащие приспособлением к полету; выяснить предназначение различных перьев.
Вторая группа (получает скелет голубя (учебное пособие), рисунки скелета и строения костей птиц, рисунки с мускулатурой): Установить особенности строения скелета, присущие только птицам и позволяющие им летать.
Третья группа (получает рисунки с изображением внутреннего строения птиц, различных систем органов): Отметить особенности внутреннего строения птиц, служащие приспособлением к полету.
Четвертая группа (получает рисунки с изображениями различных клювов и лап птиц): Рассмотреть изображения, высказать предположения о способах питания и местах обитания птиц, имеющих такие особенности строения.
Отчет групп (20 минут).
Первая группа отмечает обтекаемую форму тела, крылья, перья, клюв, расположение пальцев на ногах и т.п. Маховые перья – летательная плоскость крыла, хвостовые - руль, хвостовые перья павлина и эгретки белой цапли – брачный наряд, кроющие контурные – обтекаемость тела, пуховые и пух – поддержание постоянной температуры тела.
Вторая группа отмечает легкость (пневматизированность) костей, отмечает наличие киля, сложного крестца, цевки, отсутствие хвостового отдела, редукцию некоторых костей (фаланг пальцев, малой берцовой, отсутствие зубов) и т.п.
Третья группа отмечает сложную дыхательную систему (воздушные мешки), короткий кишечник, редукцию правого яичника у самок, отсутствие мочевого пузыря, развитый мозжечок и т.п.
Четвертая группа отмечает особенности строения ног в связи с местообитаниями (перепонки между пальцами у водоплавающих, длинные ноги у птиц прибрежной зоны, мощные когти хищных птиц, особенности расположения пальцев на ногах у дятлов, страусов, ласточек), а также особенности клювов (длинный у цапель и аистов, крючковатый у хищных, цедильный у уток, гусей, фламинго, клещевидный у клестов, долотообразный у дятлов) в связи со способом питания.
Подведение итогов урока: формулировка общего вывода с записью в тетрадь (1-2 минуты): Птицы могут летать, потому что имеют ряд приспособлений во внешнем и внутреннем строении, и особенности их внешнего строения связаны с образом их жизни.
Домашнее задание: объяснить, почему страусы и пингвины не умеют летать. и как особенности их строения связаны с их образом жизни?
ПРИМЕЧАНИЕ: если в школе имеется возможность. этот урок лучше проводить сдвоенным, в этом случае раскрытие темы осуществляется более полно и подробно.
Размещено Wed, 16/03/2011 - 13:19 пользователем Надежда Юрьевна Манькова.
Здравствуйте, Наталья Евгеньевна! Замечательная презентация и конспект урока. Хотелось бы ознакомиться с условиями биологических задач. Это было бы интересно и Вашим коллегам. Еще, желательно указывать виды заданий для подгрупп, т.е. ту форму, которую Вы представляете на уроке учащимся. В целом работа достойная! Желаю удач и творческих успехов!!! ЖДЕМ ВАС НА КОНФЕРЕНЦИИ 29 МАРТА!!!
На: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПТИЦ В СВЯЗИ С ПОЛЕТОМ И ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
С уважением, Надежда Юрьевна Манькова!
На: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПТИЦ В СВЯЗИ С ПОЛЕТОМ И ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
Здравствуйте, Надежда Юрьевна, задачи прикрепила.
На: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПТИЦ В СВЯЗИ С ПОЛЕТОМ И ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
Здравствуйте, Наталья Евгеньевна!
Документ немогу просмотреть, т.к. он сохранен в версии 2007 г.
С уважением, Надежда Юрьевна Манькова!
На: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПТИЦ В СВЯЗИ С ПОЛЕТОМ И ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
Здравствуйте, Надежда Юрьевна, изменила задачи, впрочем, они есть в презентации. С уважением Курганова Н.Е.