ТЕМА:Читаем сказку.К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».
Цели урока:
1. Образовательные: учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику. Научить высказывать свое мнение в устной и письменной речи.
2. Развивающие: развитие навыков анализа художественного текста с последующим написанием эссе , используя стратегии критического мышления, развитие умений делать обобщающие выводы; развитие кругозора учащихся; способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной речи; развитие навыков учебного труда.
3. Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к животным, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения. Выявить отношение учащихся к таким нравственным категориям как: сострадание, добро, зло.
ПРЕДПОСЫЛКИ: ученик должен уметь анализировать, сравнивать, выделять главное.
ОЦЕНКА: дискуссионная карта, эссе.
НА ДОСКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:
1«Добро и зло
Во власти всех людей,
Но зло твориться без труда,
Добро творить – трудней!»
Низами.
2«Мы всегда в ответе за тех, кого приручили !»
А. С – Экзюпери.
3«Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность».
Л. Н. Толстой.
4«Хочу, чтоб вас, зверей моей земли,
За вашу помощь люди берегли» .
Н. Тихонов.
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод
Приёмы: слово учителя.
Метод творческого чтения
Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного текста
Эвристический метод
Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы
Оборудование:ТСО, текст произведения.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Спасибо. Садитесь. Полное название нашего урока звучит так: Читаем сказку К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Говоря о сказке, мы попытаемся открыть тайны незнакомых нам слов, использованных в произведении; определить жанровые особенности прочитанного текста, найти ключик, который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми.
2Evakation.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о таких понятиях как: ДОБРО и ЗЛО. Прочитайте цитату из стихотворения Низами.
– Объясните, пожалуйста, как вы ее понимаете?
Обсудите в группе (1м.)
Сейчас мы с вами прочтем рассказ К.Д.Ушинского “Слепая лошадь”, о чем пойдет речь в рассказе мы узнаем позже, а сейчас:
(стратегия- предсказание в парах )
а) разбейтесь на пары ,приготовьте ручку бумагу;
б)дается перечень словосочетаний (на доске)
-торговый город
-богатый купец
-темный лес
-нападение злодеев
-спасение
-слепая лошадь
-звон колокола
-вече.
В) обсудите , как эти слова могут быть объединены в рассказ.(5.м.)
Г) зачитать рассказ в группе (2.м.), затем 1 рассказ от группы.
II Чтение текста – осознание смысла.
(стратегия –направленное чтение с элементами предсказания.)
1)Читаем текст доI остановки (2.м.)
-Какие картины вы представили?
-Что испытал купец, его чувства?
-Какую клятву дал купец? (зачитать.)
-Как вы думаете, что может произойти дальше?
2) Читаем дальше, доII остановки.
- Что вы почувствовали, прочитав этот отрывок?
- Найдите и сравните в тексте каким был Догони- Ветер в начале сказки и каким он предстает перед нами сейчас? (3м)
Догони – Ветер в начале сказки
Догони – Ветер сейчас
- Что с ним произошло?
- Какие вопросы у вас возникли по этим 2-м отрывкам? Задайте их своим товарищам.
- Каким предстает перед нами купец Уседом в 1-ом отрывке и во 2-ом отрывке? Выпишите в тетрадь (3м).
Уседом в 1 – ом отрывке
Уседом во 2- ом отрывке
-
- Что это за человек, каков характер Уседома?
- Поставьте себя на место Догони-Ветра, какие чувства вы бы испытывали? Что бы вы сделали? Почему?( в группе 1.м.)
3)Читаем доIII остановки.
-Как вы думаете, что хорошего в том ,что происходит?
-Что плохого? Почему вы так думаете?
-Что же такое вече?
-В праве ли Догони-Ветер звонить в вечевой колокол?
Обсуждение в группе(1.м.)
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
4)Читаем до конца.
-Заканчивается рассказ так, как вы предполагали?
А) работа в группе (2.м .)
Подготовьте речь Догони-Ветра перед вечем.
Б) сравните рассказ Ушинского с вашим рассказом.
-Что является сутью в этом рассказе?
III. Рефлексия.
ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС.
Человек-царь природы?
ДА НЕТ
1 1
2 2
3 3
ВЫВОД:
Ребята, обратите внимание на цитаты, как вы думаете, какая из них более точно выражает суть нашего урока? Чему мы сегодня научились?
Д\з: Написать письмо-обращение к потомкам «Помните: мы в ответе за тех, кого приручили»