Используемые ЦОР:
I. Организационный момент.
Чистописание.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы должны повторить правописании корня в однокоренных словах, будем учиться подирать родственные слова, находить корень в однокоренных словах.
III. Изучение материала.
- Запишем в тетради пословицу.
На доске:
Увидал скворца – знай: весна у крыльца.
Учитель прикрепляет на доске картину со скворцом.
Знаете ли вы?
v Прилетает скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое.
v За лето скворцы дважды выводят потомство. Птицы высиживают по очереди скворец и скворчиха.
v Птицы прилетают к гнезду 198 раз в сутки. Рабочий день скворца длится 17 часов!
|
- Расставьте знаки ударения и подчеркните орфограммы.
Один ученик работает у доски, затем класс проверяет его работу.
- Чтобы правильно написать некоторые слова в пословице, нужны родственные слова для проверки орфограмм. А родственные слова мы с вами возьмем из стихотворения.
КАРТОЧКА
Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день птенцы кричат:
- Мы хотим добавку –
Муху и козявку!
(Е.Тараховская)
Найдите группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в столбик.
|
После общей работы появляется запись на доске:
скворечня
скворца
скворечник
скворушки
скворчат
|
- Можете ли вы продолжить этот столбик слов?
Дети продолжают запись на доске:
- Какая общая часть встречается во всех записанных словах?
- Сквор
- Выделите эту часть. Давайте, ребята, вспомним что такое корень?
-Корень – общая часть родственных слов.
- Как пишется корень в однокоренных словах?
- Корень в родственных словах пишется одинаково.
-Какие слова из этой группы надо проверять?
-Слова скворечня, скворца, скворечник, скворчат надо проверять.
-Какое слово среди них является проверочным?
-проверочным будет слово скворушки.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление материала.
1. -Подберите однокоренные слова к слову весна из пословицы.
Ученики записывают слова в столбик.
На доске появляется запись:
-Как можно назвать эту группу слов? Выделите общую часть.
2. –Письмо по памяти.
Упражнение 306 стр.146.
3. Вспомните из уроков ознакомление с окружающим миром: какие самые первые цветы появляются весной?
-Раннецветущие растения: хохлатка, медуница, сон-трава, мать-и-мачеха (показ картинок).
-Предлагаю вам поработать в парах. Пообщайтесь, поделитесь своими мыслями с соседом по парте, подберите родственные слова к корню –цвет- . Будьте внимательными, это задание с ловушкой. Слова должны быть со смыслом цветок.
В ходе проверки выполненного задания на магнитной доске появляется цветок, на лепестках которого написаны слова. Значение написанных слов объясняется.
-Сделайте вывод: какие признаки у этих однокоренных слов.
-Эти слова имеют два признака: они сходны по смыслу и имеют общую часть. Такие слова называют родственными.
-Составьте предложение со словом цветы.
Цветы украшают нашу планету. Берегите цветы! Ранние цветы – это подарки весны.
-В первом предложении выделите грамматическую основу.
4. Игра «Угадайте названия ягод и цветов».
Игроки одевают на голову корону с названием цветов и ягод (сами названия им не показываются). Остальные учащиеся должны помочь игроку в угадывании слова. Для этого подбираются родственные слова ли описывается сама ягода или цветок.(Слова на короне: черника, колокольчик, ежевика, одуванчик, облепиха).
Ежевика – ягода, похожая на малину, плоды у нее не красные, а черные. Ежевичные кусты очень колючие, как ежи, за что растение и получило свое название.
VI. Итог урока.
- Что такое корень?
- Какие слова называются однокоренными?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
VII. Оценивание работ учащихся.
VIII.Домашнее задание.
Упражнение 309 стр.147
Дополнительно
Найти однокоренные слова и подчеркнуть.
ЩЕНОПРВАВЕСНУШЧАТЫЙЖОЛОЭЗЕХЪФЫВЕСНОВАТЬЮБФЙЭЦДЕЕНЦЖЫЛАРВЕСНЯНКАБЬМОХЗЦШНГЖЮБПРЕДВЕСЕННИЙЭЖФДВЦЩТЛОЛТРПВЕСНУШКИ