Школа молодого воспитателя (современный воспитатель-кто он?)
Ответов - 12
вс, 13/03/2011 - 16:03
Светлана Целитан
На сайте с: 23/11/2010
Баллы: 22
Информация о себе.
Целитан Светлана Валерьевна – старший воспитатель Новоселовского детского сада «Малышок». Закончила Пермский государственный университет, факультет филологии. Педагогический стаж 16 лет.
Текст - обращение к участникам Интернет-мастерской
Работая в детском саду в должности старшего воспитателя выполняю должностной функционал, связанный с организацией методической работы в детском саду. Методическую деятельность осуществляю дифференцированно, учитывая опыт работы педагога, его образование, его интересы, его трудности, ведь формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности, одна из основных потребностей на современном этапе. Поэтому в нашем дошкольном учреждении работают несколько методических объединений, которые воспитатель может выбрать по желанию. «Школа молодого воспитателя», где педагог может получить необходимые ему знания и умения для успешного прохождения адаптации, организации своей деятельности; творческая лаборатория «Одаренный ребенок» работает в рамках программы развития учреждения; мастерская «Успех» для тех, кому есть чем поделиться и тех, кто хотел бы приобрести интересные находки для применения в своей деятельности; клуб «Флешка» для тех, кто не умеет, но хотел бы научиться работать на компьютере.
Поэтому опытом работы «Школы молодого воспитателя» могу поделиться.
Актуальность
При поступлении на работу в детский сад молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того насколько он преодолеет данный этап зависит становление его как профессионала. Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих воспитателе, задачи которого -учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.
Зона теоретической информации.
При подготовке мастерской пользовалась:
- научными исследованиями по проблеме профессионального становления К.Ю.Белой, Л.В. Поздняк;
- опытом работы представленным коллегами Волгодскодской области, республики Татарстан, Новосибирска;
- практикумом по профессиональной коммуникации педагогов.
Зона практикума.
За 5 лет моей деятельности в детском саду ежегодно педагогический состав пополнялся педагогами, не имеющими опыта работы в роли воспитателя. Требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду его личностного и профессионального развития. В ходе организации воспитательно- образовательного процесса молодые специалисты:
-имеют недостаточный опыт общения и работы как с детьми, так и их родителями;
-с трудом применяют свои теоретические знания на практике;
- испытывают затруднения во всех видах планирования и организации своей педагогической деятельности;
- затруднения в создании предметно- развивающей среды и т.д.
Для того, чтобы учесть в методической работе факторы, влияющие на успешность профессиональной адаптации начинающего воспитателя, в ДОУ была организована «Школа молодого педагога».
Цель которой, создание условий для успешной адаптации педагога в ДОУ и его личностного и профессионального развития.
Основные этапы:
-подготовительный (изучение потребностей, затруднений начинающих педагогом, определение их статуса для дальнейшего развития);
-основной (реализационный)- проведение коучинг-сессий по методическому сопровождению начинающего воспитателя, теоретические и практические занятия, 1-2 раза в месяц (от психологической подготовки к самостоятельной деятельности, через включение в работу детского сада, к представлению своего опыта)
- рефлексивный (анкетирование, подведение результатов конкурсов, анализ)
Зона анализа и результатов.
Учебный год
Кол-во молодых педагогов
Участие в конкурсах
Повышение квалификации
2007-08
2
-
-
2008-09
3
1 педагог победитель краевого конкурса «Лучший воспитатель ДОУ» в рамках краевой целевой программы «Дети»
1 педагог – высшая квалификационная
категория
2009-10
3
1 педагог победитель краевого конкурса «Лучший воспитатель ДОУ» в рамках краевой целевой программы «Дети
1 педагог- вторая
квалификационная категория
2010-11
5
2 педагога – участники краевой конференции «Современное образовательное пространство как открытая система»
Но самый главный результат в том, что ни один молодой педагог пока не ушел из сферы дошкольного образования.
Светлана Валерьевна, очень рада вашему появлению на Мастерской, тем более что вы первый работник дошкольного учреждения, который принимает участие в таком дистанционном мероприятии. Будем считать это хорошим началом нашего сотрудничества. Познакомилась с вашим опытом организации "Школы молодого педагога". Действительно, работа в данном направлении, на мой взгляд, самая актуальная. От того, какие кадры придут на смену опытным педагогам, зависит качество всей образовательной системы. Ведь надо не только не растерять, то что уже наработано, но и двигаться вперёд. В очной части Педмастерской, мы тоже обсуждали проблему поддержки молодых педагогов, но говорили о другой форме - наставничестве. Ваш опыт не менее полезен. Но хотелось бы получить более подробную информацию не просто об этапах работы, а об их содержании. Как вы изучаете потребности и затруднения начинающих педагогов? Что это за коучинг-сессии? Я, например, впервые встречаю этот термин. Может выставите оргпроекты таких мероприятий? Вообщем хочется побольше узнать об инструментах и средствах такой работы, ведь её легко можно перенести и на школы. Будет здорово, если в вашу мастерскую вы пригласите поучаствовать ваших молодых педагогов. Заодно узнаем и их мнение о результативности данной формы работы.
Комментарий был изменен с момента создания (Людмила Глаголева, пн, 14/03/2011 - 11:45).
Спасибо, Людмила Алексеевна за ваш отзыв. Если бы вы знали, как долго до меня доходило как освоить данный ресурс!! Конечно, я поняла, над чем надо бы поработать.
Дословно коучинг -" раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности " ( работа, как внутренняя игра). В отличие от наставничества, это активная форма обучения, стажист не инструктирует начинающего педагога, не дает ему указания, а задает вопросы, дает задания, , что помогает молодому педагогу лучше понять поставленную перед ним задачу, найти наиболее эффективный способ решения и воплощение на практике с использованием необходимых ресурсов.
Данная форма предназначена для педагогов не имеющих опыт работы в системе дошкольного образования, и постороена на раскрытиии понимании дошкольной педагогики, овладение педагогами профессиональными умениями, связанными с развитием ребенка на основе индивидуального подхода, причем не формально.А формы обучение здесь в принципе ничем не отличаются (семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, открытые просмотры и т.д.).
Если я вас правильно поняла, то мне необходимо пригласить своих молодых педагогов поработать в данной мастерской дистанционно? Если да, то необходимы комментарии как это сделать. Затем дополнить свой материал, а это возможно сделать в рамках этого мастер -класса?
Комментарий был изменен с момента создания (Светлана Целитан, пн, 14/03/2011 - 20:01).
Светлана Валерьевна, прочитала ваши разъяснения, и ещё больше возникло вопросов (значит заинтересовало). Не могли вы привести пример такой активной формы обучения молодых педагогов: что это за вопросы, какие задания, как это происходит. Какова деятельнось молодого педагога при этом? Как он находит ответы на эти вопросы, задания, чем при этом пользуется?
А вашим молодым педагогам надо просто зарегистрироваться в Открытом классе и присоединиться к нашему сообществу. Я знаю, что у вас есть ИКт-грамотные педагоги и они с этим справяться. Если нужна помощь, пусть придут к нам. Возможно они здесь ответят на поставленные мною вопросы.
Так же хочу обратиться ко всем, кто работает с молодыми педагогами, как в вашем ОУ выстроена эта работа?
Здравствуйте все присутствующие и вновь прибывающие (надеюсь таких будет с каждым днем все больше). Хотелось бы оставить комментарий от лица совсем недавно бывшего молодого педагога, всего 5 лет назад пришедшего работать в МДОУ "Малышок". Система работы Светланы Валерьевны с молодыми педагогами на практике оказывается очень эффективной - сужу по собственному опыту. Благодаря Школе молодого педагога я очень быстро и успешно смогла пройти период адаптации, вливания в коллектив. Ведь именно так можно познакомиться и перенять опыт работы старших коллег. Радует то, что Светлана Валерьевна, проводя различные анкетирования педагогов, изучая полученные результаты, стремится к каждому найти особый подход, помочь развиться профессиональным качествам. Судите сами, за столь короткий срок мне удалось выиграть конкурс в рамках программы "Дети", получить высшую квалификационную категорию и стать воспитателем 2010. И во многом заслуга именно данной работы, проводимой нашим старшим воспитателем. Спасибо вам, Светлана Валерьевна, большое.
Спасибо моему первому молодому педагогу, над которым и проводились все эти "эксперименты". Надеюсь, что опыт, который приобрела Алена Корнеевна пригодится ей в её дальнейшей практике. Надеюсь, что и другие Молодые педагоги присоединятся к нашему обсуждени и выскажут свое мнение.
Спасибо Людмила Алексеевна за внимание к моему материалу, даже самой стало интересно,ведь над многими вещами даже не задумывалсь. А теперь постараюсь ответить на ваши воспросы.
Как вы изучаете потребности и затруднения начинающих педагогов?
Для этого существует ряд методик и опросников, как для учителей, так и для воспитателей, которые уже придумали и апробировали и здесь главное, подобрать то, что удобно именно для выших условий. Кроме того возможно и использование более точных методик (психологических).То чем пользуюсь я в своей работе, возможно посмотреть в прикрепленных файлах ( анкета и карта затруднений), ничего особенного, но если грамотно обработать, то можно получить полную картину и составить на каждого педагога свою программу развития.Кроме того я подключаю свое второе образование -психолог, что очень помогает.
Не могли вы привести пример такой активной формы обучения молодых педагогов: что это за вопросы, какие задания, как это происходит. Какова деятельнось молодого педагога при этом? Как он находит ответы на эти вопросы, задания, чем при этом пользуется?
Напрмер, так заитересовавшая вас коучинг -сессия. Возьмем тему "Секреты хорошей дисциплины" (примерно она на месяц или два). Первое, составляем опросник или подыскиваем тест на данную тему, чтобы выявить затруднения. Второе, обрабатывая результаты планирую работу по данной теме, ведь у всех здесь разные трудности, а результат должен быть общим: способствовать повышению эффективности педагогического процесса и развивать у педагогов профессиональную рефлексию, а детский сад, это не школа, где основная форма "урок", это весь день, с его режимными моментами, занятиями, прогулками, сном, где каждый момент носит воспитательный характер и т.д. Третье, планирую теоретический или практический семинар, по данной теме. Четвертое, идем на занятие или режимный момент к стажистам, после анализируем. Пятое, сами включаемся в деятельность и даем открытое. Итогом- подведение итогов или мы называем "рефлексивный круг".Здесь мы уходим от традиционного рассуждения "Я бы сделала так..." (каждый человек сделал бы по разному). Мы рассуждаем, следующим образом, "Я сделал то-то, для того-то..., хотел получить..., получил..." А дальше дело практики!!!
Конечно, проще провести один семинар или консультацию, но будет ли результат? Не могу сказать, что все идеально, много вопросов, много проблем, но каждый год приносит новые результаты, мысли...
Еще один плюс, все молодые педагоги работаю на группе первоначально в паре со стажистом, это безусловно накладывает свой отпечаток, либо положительный, либо не очень. Но в результате работы сразу видно становится, кто чего стоит. И если педагого показывает свою активность профессионального роста, то мы даем ему возможность выбрать в пару того человека с кем паре он хотел бы работать и тогда вопросов вообще к их деятельности не возникает.
Комментарий был изменен с момента создания (Светлана Целитан, Tue, 15/03/2011 - 20:18).
Светлана Валерьевна, да у вас целая группа поддержки . Да ещё и с ИКТ на "ты".
Действительно, если методист (а вы по сути и есть методист) заинтересован в развитии своих кадров, то и результат не заставит себя ждать.
Мы сейчас в рамках РМС тоже пытаемся найти способы работы с молодыми педагогами, но на уровне района. Ведь такая возможность, как у вас или в большой школе есть не у всех.
В небольших сельских школах зачастую по одному, мксимум по два педагога одного предмета (как и в детских садах впрочем). И такую форму, как "Школа молодого педагога" или наставничество, организовать практически невозможно.
Как вы думаете, какие формы поддержки молодых педагогов можно организовать на уровне района. Приглашаю всех, кто заинтересован данной проблемой.
Да,Людмила Алексеевна, моя группа поддержки на "ты" с ИКТ, только возможности такой нет, ведь по прежнему остается проблемой детским садам пообщаться помощью интернета, рады бы, но... никак не получается у наших властей обеспечить дошкольные образовательные учреждения доступом в интернет, а это бы решило много проблем, сэкономило немало средств. Поэтому отправляю отзывы своих коллег, которые они оставили после заседания заведующих детскими садами 10.03.2010 ( в течение недели).
МДОУ Кульчекский детский сад №1 Заведующая Пузырева Н.В."Идею организации сообществ, обединений по методическим темам для молодых специалистов поддерживаю. Эта работа позволяет не только адаптироваться молодому специалисту, но и педагогическим работникам состажем прявить себя, осветить свои знания, повысить свой уроань самообразования. Поэтому прошу мой голос отдать за мастерску. С.В.Целитан "Школа молодого педагога"".
МДОУ Легостаевский детский сад "Берёзка" №12 Заведующая Королькова Л.Г."Да, необходимо создавать дошкольные сообщества, это большая поддержка малокомплектным садам, когда выездных курсов недостаточно и нет педагогов с педагогическим образованием. Голосую за организацию нашего сообщества и нашей дошкольной мастерской ".
МДОУСветлолобовский детский сад "Чебурашка" №5 заведующая Родионова В.В.
"1. Лучший случай, когда призходит педагого с дошкольным образованием".
2. Проведение практических и теоретических занятий по методическому сопровождению просто необходимо.
3.Анализ деятельности.
Отдаю свой голос за Целитан С.В."
Вот теперьеще одна проблема, данные участники не имеют своих почтовых ящиков, поэтому, наверное, присоединить их не получиться? А как быть солосованием?
Комментарий был изменен с момента создания (Светлана Целитан, Fri, 18/03/2011 - 14:27).
А вот это и есть, Светлана Валерьевна, вынужденная ситуация.
Возможно участие ваших воспитателей в голосовании и побудит их завести электронные ящики.
Я думаю, что можно обратиться в школы в этих сёлах. В Легостаево Мялькина Т.В. думаю никогда не откажет в помощи, да и Зайберт И.С. в Светлолобово тоже. В Кульчеке можно обратиться к Уфаевой Е.Г., учителю немецкого языка.
Конечно, вопрос с доступом к Интернет, тем более детских садов, не простой.
Но, на мой взгляд, развитие человека происходит только с преодолением трудностей.
Думаю, очередь и до детских садов дойдёт, но ждать этого точно не стоит.
P.S. Если всё-таки не получится присоединиться к сообществу и проголосовать, то ваши голоса обязательно учтём.