Submitted by Энже Ульфатовна Заздравных on Tue, 08/03/2011 - 13:45
Ход урока.
На доске план характеристики природного ресурса.
1.Значение данного природного ресурса.
2.Его общий объем.
3.Обеспеченность отдельных стран и регионов мира этим видом природного ресурса.
4.Проблема его использования и возобновления, возможные пути решения.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Человек не может жить вне природы. Она является для нас средой обитания, обеспечивающей нашу жизнедеятельность.
- Как называется та часть природы, которую человек использует или будет использовать для удовлетворения своих потребностей? – природные ресурсы.
- Вспомните классификацию природных ресурсов по происхождению. – минеральные, водные, гидроэнергетические, земельные, биологические, климатические, рекреационные, ресурсы Мирового океана, энергия Солнца, ветра, приливов.
- На какие виды делятся ресурсы по исчерпаемости? – неисчерпаемые и исчерпаемые невозобновимые, исчерпаемые возобновимые.
Слайд №2.
-Выберите среди них исчерпаемые и возобновимые ресрусы, обоснуйте свое мнение.
Итак, тема урока «Земельные, водные и лесные ресурсы мира»
Нам необходимо изучить основные виды возобновимых ресурсов, используя статистический материал и карты, составить их характеристику по плану, рассмотреть проблемы их использования, возобновления, показать взаимосвязь природных ресурсов внутри природного комплекса.
- Из трех названных ресурсов выделите два наиболее жизненно важные для человека, ответ обоснуйте.
Итак, делаем вывод, что все названные ресурсы жизненно важные, определяющие экономические и политические взаимоотношения стран.
Перед вами глобус – уменьшенная модель Земли. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Океания. Суша составляет всего лишь 29% поверхности Земли (149 млн. кв. км). Это та площадь, на которой человечество живет и ведет свое хозяйство.
-Рассмотрим структуру земельного фонда планеты.
-Ученики анализируют диаграмму «Земельный фонд мира» в учебнике. Записывают в тетрадь структуру и объем земельных ресурсов. – Земельный фонд мира 13 млрд. 400 млн. га, земельные ресурсы (пашни, луга и пастбища, лесные территории, застроенные земли) - 68,5% суши.
Слайд №3.
-Какие земли наиболее значимые и почему? – обрабатываемые, так как дают 88% продуктов питания человечества.
Слайд №4.
Сравните структуру земельного фонда по регионам мира. От чего зависит сельскохозяйственная освоенность территории? – Наибольшая обеспеченность пашней в Европе и наименьшая – в Австралии. Зависит от рельефа, обеспеченности территории теплом и влагой, плодородия почв, уровня развития экономики.
Для оценки обеспеченности отдельных стран рассмотрим карту обеспеченности земельными ресурсами, рис.7 в учебнике. Ученики анализируют карту и делают вывод об изменении обеспеченности земельными ресурсами по территории.
Наиболее обеспеченные пашней страны: Австралия, Канада, Аргентина, Россия, США. Причиной являются не только общий объем земельных ресурсов, но и количество проживающего населения.
Слайд №5.
Обеспеченность обрабатываемыми землями меняется не только по территории, но и во времени. Почему за 40 лет произошло уменьшение в 2, 5 раза? – причины: эрозия почвы, заболачивание и засоление, опустынивание.
Слайд №6
Итак, делаем вывод, что идет стремительное сокращение обеспеченности обрабатываемыми землями.
Слайд №7
-Предложите пути решения данной проблемы.
Обсуждение проблемы в группах.
- Еще раз посмотрите на глобус. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Океания.
Слайд №9.
-Почему на Земле, где 75% поверхности вода, существует водная проблема? Теоретически так не должно быть. Но…
Обсудите в группе эту проблему и используя стат. материал (таблица «Распределение воды в гидросфере», карта №8, «Пример» на стр.48 учебника ) назовите не менее двух причин, предложите пути решения. Ответ обоснуйте с помощью стат. данных.
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Гидросфера занимает более 380 млн. кВ. км или свыше 75% площади поверхности Земли.
Водные объекты
Объем воды,
тыс. куб км
Доля от общего объема воды, в %
Пресноводные озера
91
0,007
Соленые озера и внутренние моря
85
0,006
Реки
2
0,0002
Водохранилища
6
0,0004
Болота
11
0,0008
Подземные воды
23400
1,69
Подземные льды
300
0,022
Ледяные шапки и ледники
25800
1,86
Мировой океан
1338000
96,4
Информация к размышлению №1
Во многих традиционно вододефицитных засушливых регионах мира (Сахара, Австралия, Центральная Азия и др.) в последние десятилетия обнаружены громадные запасы подземных вод, что открывает перед некоторыми странами новые перспективы развития. Согласно оценке количество подземных вод в 5 раз больше объема воды во всех реках. Однако…
Информация к размышлению №2
В древности человек потреблял 12-18 л воды в сутки, в 19 веке – 40-60 л, в настоящее время в развитых странах – 200-300л, в крупных городах-400-500л и более. Житель Нью-Йорка потребляет в сутки около 1000л воды, Парижа- 500л, Москвы и Санкт-Петербурга-600л. (Это притом, что для физического выживания человека необходимо всего 2л воды в день).
На производство 1т стали расходуется 15-20т пресной воды, целлюлозы – 400-500т, синтетического волокна – 500т, хлобчатобумажных тканей- 300-1100т.
Учитель контролирует использование обучающимися статистических данных для доказательства или опровержения логических выводов и рассуждений.
Причины существования водной проблемы:
1.используется только пресная вода, опреснение морской воды обходится дорого, поэтому мало применяется;
2.большая часть воды в виде ледников. Проекты буксировки айсбергов не нашли широкого применения;
3.растущее загрязнение воды;
4.неравномерное распределение воды по территории и по сезонам года.
Пути решения:
1.уменьшение потребления воды (экономия и уменьшение водоемкости производства)
2. очищение сточных вод, восстановление водоохраной зоны вдоль рек;
3. создание водохранилищ;.
4. оборотное использование воды в производстве.
Широко известно, что первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее будет ее концом. Основная часть биологических ресурсов – лесные. Они характеризуются размерами лесной площади и запасами древесины. Леса планеты – это 4 больших лесных массива, образующие два пояса северный и южный.
Уроки географии Кирилла и Мефодия , 10 класс, раздел «Лесные пояса».
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА
Проведите мини исследование тропического лесного пояса по плану, используя - рис.9 на стр.33, пример на стр.37 учебника, текст 8 на стр.48:
1.В чем состоит ценность тропических лесов?
2.Какая опасность им угрожает?
3.Какие причины таких опасных ситуаций?
4.Предложите свои соображения по спасению тропического леса.
Информация к размышлению:
1.За последние 200 лет площадь лесов на Земле уменьшилась в 2 раза. Лишь в Африке в течение 20 века лесопокрытая площадь уменьшилась в 2 раза. В Эфиопии в начале прошлого века леса занимали 40% территории, сейчас- 3%.
2. В развитых странах из 1000 куб. м. деловой древесины получают до 200 т. бумаги, то в Африке - лишь 13т.
3. Половина всей древесины в мире идет на дрова. Это в основном в развивающихся странах.
4. Годовой прирост древесины в тропических лесах в несколько раз больше, чем в северных лесах.
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА
Проведите мини исследование северного лесного пояса (хвойные и смешанные леса умеренного пояса) по плану используя:
1. В чем состоит ценность северного лесного пояса?
2. Какая опасность им угрожает?
3. Какие причины таких опасных ситуаций?
4. Предложите свои соображения по спасению северного лесного пояса.
Информация к размышлению:
В целом во всех странах Европы объем прироста древесины больше, чем объем его заготовок. Например, в Великобритании лесистость увеличилась на 7% в начале 20-ого века и до 20% в конце 20-ого века.
Наиболее подготовленная группа обучающихся работают по теме «Экономические и экологические последствия сведения лесов на территории Республики Татарстан».
В РТ черноземы занимают 32% общей земельной площади, серые лесные – 38%, дерново-подзолистые – 17%. Главная культуры –зерновые, урожайность которых 26,5ц. с га. Пашня занимает 5 млн 340 тыс. га. Сегодня лесистость Татарстана 17%.
Какую часть РТ занимали леса? Что мы выиграли превратив их в поля? Что потеряли? Как вы считаете: а) экономически выгодно использовать бывшие лесные земли для выращивания сельскохозяйственных культур; б)экономически выгодно восстановить на этих землях леса?
38+17=55% лесистость РТ раньше.
26,5х5,34млн.=125,49 млн ц с га.- если засеять все поля зерновыми. Выяснив их рыночную стоимость можно подсчитать их общую стоимость.
Необходимо учесть, что территория РТ – зона рискованного земледелия из-за засушливости климата, поэтому
Часто урожаи бывают ниже среднего значения.
Вырубка лесов привела:
1)к уменьшению влаги, так как понизился уровень грунтовых вод, обмелели малые реки, высохли лесные родники, увеличилась засушливость климата;
2)к ухудшению экологической ситуации, следовательно, ухудшению здоровья людей, увеличение затраты на лечение;
3)уменьшение биологического разнообразия на территории РТ;
4)уменьшение плодородия почвы из-за развития эрозии.
Восстановление лесов и повышение плодородия почвы – это интенсивный путь развития экономики РТ. Для оценки его целесообразности необходимы серьезные расчеты. Это большая исследовательская работа.
Общие выводы :
- Северный лесной пояс по площади остается постоянным, но состояние леса, следовательно, и качество древесины сильно ухудшается от общего ухудшения экологической ситуации, особенно от кислотных дождей;
-южный лесной пояс сильно сокращается по площади из-за сохранения дровяной энергетики в этих регионах и хищнической вырубки лесов, подсечно-огневого земледелия;
-пути решения проблемы: общиеусилия стран по улучшению экологической ситуации, восстановление лесов;
- для оценки экономической целесообразности восстановления лесов в РТ необходимы серьезные расчеты.
Итоги урока.
1.В результате деградации обрабатываемых земель обеспеченность земельными ресурсами стремительно сокращается, но за счет рекультивации земель, освоения прибрежных участков, засушливых земель она может быть восстановлена.
2.Дешевый и наиболее доступный путь решения водной проблемы, следовательно, возобновления водных ресурсов, - экономия воды в быту и на производстве, использование оборотного водоснабжения, очищение сточных вод, создание водохранилищ.
3.Для сохранения лесных ресурсов необходимо как возобновление лесов по площади, так и общее улучшение экологической ситуации в мире.
4.Изменение одного из компонентов, приводит к изменению всего природного комплекса, что хорошо видно на примере РТ.
Домашнее задание: составить характеристику каждого вида природного ресурса по плану.