Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Земельные, водные и лесные ресурсы мира.

Submitted by Энже Ульфатовна Заздравных on Tue, 08/03/2011 - 13:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Заздравных Энже Ульфатовна
Место работы, должность: 
сош№45 учитель
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
- формирование знаний о возобновимых ресурсах мир: земельных, водных, лесных; проблемах их использования и возобновления; единстве природного комплекса; - развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявления причинно-следственных связей; - воспитание осознанного отношения к природным ресурсам.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник географии для 10 класса, автор В.П. Максаковский, атласы, учебники Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина , «География Татарстана»  А.С.  Тайсин, «Уроки географии, 10 класс» Кирилла и Мефодия, глобусы.

Краткое описание: 
состав,размеры, испорльзование и восстановление природных ресурсов мира

Ход урока.

На доске план характеристики природного  ресурса.

1.                    Значение данного природного ресурса.

2.                    Его общий объем.

3.                    Обеспеченность отдельных стран и регионов мира этим  видом природного ресурса.

4.                    Проблема его использования и возобновления, возможные пути решения.

 

1.Организационный   момент.

2. Актуализация знаний.

Человек не может жить вне природы. Она является для нас средой обитания, обеспечивающей нашу жизнедеятельность.

  - Как называется та часть природы, которую человек использует или будет использовать для удовлетворения своих потребностей? – природные ресурсы.

  - Вспомните классификацию природных  ресурсов по происхождению. – минеральные, водные, гидроэнергетические, земельные, биологические, климатические, рекреационные, ресурсы Мирового океана, энергия Солнца, ветра, приливов.

  - На какие виды делятся ресурсы по исчерпаемости? – неисчерпаемые и исчерпаемые невозобновимые, исчерпаемые возобновимые.

Слайд №2.

 

  -Выберите среди них исчерпаемые  и возобновимые ресрусы, обоснуйте свое мнение.

  Итак, тема урока «Земельные, водные и лесные ресурсы мира»

 Нам необходимо изучить основные виды возобновимых ресурсов, используя статистический материал и карты,  составить их характеристику  по плану, рассмотреть проблемы их использования, возобновления, показать взаимосвязь природных ресурсов  внутри природного комплекса.

  - Из трех названных ресурсов выделите два наиболее жизненно важные для человека, ответ обоснуйте.

  Итак, делаем вывод, что все названные ресурсы жизненно важные, определяющие экономические и политические взаимоотношения стран.

Перед вами глобус – уменьшенная модель Земли. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Океания. Суша составляет всего лишь 29% поверхности Земли (149 млн. кв. км). Это та площадь, на которой человечество живет и ведет свое хозяйство.

  -Рассмотрим структуру земельного фонда планеты.

  -Ученики анализируют диаграмму «Земельный фонд мира» в учебнике. Записывают в тетрадь структуру и объем земельных ресурсов. – Земельный фонд мира 13 млрд. 400 млн. га, земельные ресурсы (пашни, луга и пастбища, лесные территории, застроенные земли) -  68,5% суши.

Слайд №3.

  -Какие земли наиболее значимые и почему? – обрабатываемые, так как дают 88% продуктов питания человечества.

Слайд №4.

Сравните структуру земельного фонда по регионам мира. От чего зависит сельскохозяйственная освоенность территории? – Наибольшая обеспеченность пашней в Европе и наименьшая – в Австралии. Зависит от рельефа, обеспеченности территории теплом и влагой, плодородия почв, уровня развития экономики.

Для оценки обеспеченности отдельных стран рассмотрим карту обеспеченности земельными ресурсами, рис.7 в учебнике. Ученики анализируют карту и делают вывод об изменении обеспеченности земельными ресурсами по территории.

Наиболее обеспеченные пашней страны: Австралия, Канада, Аргентина, Россия, США. Причиной являются не только общий объем земельных ресурсов, но и количество проживающего населения.

Слайд №5.

Обеспеченность обрабатываемыми землями меняется не только по территории, но и во времени. Почему за 40 лет произошло уменьшение в 2, 5 раза? – причины: эрозия почвы, заболачивание  и засоление, опустынивание.

Слайд №6

  Итак, делаем вывод, что идет стремительное сокращение обеспеченности обрабатываемыми землями.

Слайд №7

  -Предложите пути решения данной проблемы.

Обсуждение проблемы в группах.

 - Еще раз посмотрите на глобус. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Океания.

Слайд №9.

  -Почему на Земле, где 75% поверхности вода, существует водная проблема? Теоретически так не должно быть. Но…

Обсудите в группе эту проблему и используя стат. материал (таблица «Распределение воды в гидросфере», карта №8, «Пример» на стр.48 учебника ) назовите не менее двух причин, предложите пути решения. Ответ обоснуйте с помощью стат. данных.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Гидросфера занимает более 380 млн. кВ. км или свыше 75%  площади поверхности Земли.

Водные объекты

Объем воды,

тыс.  куб км

Доля от общего объема воды, в %

Пресноводные озера

91

 

0,007

Соленые озера и внутренние моря

85

0,006

Реки

2

 

0,0002

Водохранилища

6

 

0,0004

Болота

11

 

0,0008

Подземные  воды

23400

 

1,69

Подземные льды

300

 

0,022

Ледяные шапки и ледники

25800

1,86

Мировой океан

1338000

96,4

 

Информация к размышлению №1

Во многих традиционно вододефицитных засушливых регионах мира (Сахара, Австралия, Центральная Азия и др.) в последние десятилетия обнаружены громадные запасы подземных вод, что открывает перед некоторыми странами новые перспективы развития. Согласно оценке количество подземных вод в 5 раз больше объема воды во всех реках. Однако…

Информация к размышлению №2

В древности человек потреблял 12-18  л воды в сутки, в 19 веке – 40-60 л, в настоящее время в развитых странах – 200-300л, в крупных городах-400-500л и более. Житель Нью-Йорка потребляет в сутки около 1000л воды, Парижа- 500л, Москвы и Санкт-Петербурга-600л. (Это притом, что для физического выживания человека необходимо всего 2л воды в день).

На производство 1т стали расходуется 15-20т пресной воды, целлюлозы – 400-500т, синтетического волокна – 500т, хлобчатобумажных тканей- 300-1100т.

 

  Учитель контролирует использование обучающимися статистических данных для доказательства или опровержения логических выводов и рассуждений.

Причины существования водной проблемы:

1.                    используется только пресная вода, опреснение морской воды обходится дорого, поэтому мало применяется;

2.                    большая часть воды в виде ледников. Проекты буксировки айсбергов не нашли широкого применения;

3.                    растущее загрязнение воды;

4.                    неравномерное распределение воды по территории и по сезонам года.

 Пути решения:

1.уменьшение потребления воды (экономия и уменьшение водоемкости производства)

2. очищение сточных вод, восстановление водоохраной зоны вдоль рек;

3. создание водохранилищ;.

4. оборотное использование воды в производстве.

  Широко известно, что первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее будет ее концом. Основная часть биологических ресурсов – лесные. Они характеризуются размерами лесной площади и запасами древесины. Леса планеты – это 4 больших лесных массива, образующие два пояса северный и южный.

Уроки географии Кирилла и Мефодия , 10 класс, раздел «Лесные пояса».

 

 

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА

 

Проведите мини исследование тропического лесного пояса по плану, используя -  рис.9 на стр.33, пример на стр.37 учебника, текст 8 на стр.48:

1.                    В чем состоит ценность тропических лесов?

2.                    Какая опасность им угрожает?

3.                    Какие причины  таких опасных ситуаций?

4.                     Предложите свои соображения по спасению тропического леса.

Информация к размышлению:

1.За последние 200 лет площадь лесов на Земле уменьшилась в 2 раза. Лишь в Африке в течение 20 века лесопокрытая площадь уменьшилась в 2 раза. В Эфиопии в начале прошлого века леса занимали 40% территории, сейчас- 3%.

2. В развитых странах из 1000 куб. м. деловой древесины получают до 200 т. бумаги, то в Африке - лишь 13т.

3. Половина всей древесины в мире идет на дрова. Это в основном в развивающихся странах.

4. Годовой прирост древесины в тропических лесах в несколько раз больше, чем в северных лесах.

 

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА

 

Проведите мини исследование северного лесного пояса (хвойные и смешанные леса умеренного пояса) по плану используя:

1.        В чем состоит ценность северного лесного пояса?

2.        Какая опасность им угрожает?

3.        Какие причины  таких опасных ситуаций?

4.        Предложите свои соображения по спасению северного лесного пояса.

 

Информация к размышлению:

В целом во всех странах Европы объем прироста древесины больше, чем объем его заготовок. Например, в Великобритании лесистость увеличилась на 7% в начале 20-ого века и до 20% в конце 20-ого века.

  Наиболее подготовленная группа обучающихся работают по теме «Экономические и экологические последствия сведения лесов на территории Республики Татарстан».

В РТ черноземы занимают 32% общей земельной площади, серые лесные – 38%, дерново-подзолистые – 17%. Главная культуры –зерновые, урожайность которых 26,5ц.  с га. Пашня занимает 5 млн 340 тыс. га. Сегодня лесистость Татарстана 17%.

 Какую часть РТ занимали леса? Что мы выиграли превратив их в поля? Что потеряли? Как вы считаете: а) экономически выгодно использовать бывшие лесные земли для выращивания сельскохозяйственных культур; б)экономически выгодно восстановить на этих землях леса?

38+17=55% лесистость РТ раньше.

26,5х5,34млн.=125,49 млн ц с га.- если засеять все поля зерновыми. Выяснив их рыночную стоимость можно подсчитать их общую стоимость.

Необходимо учесть, что территория РТ – зона рискованного земледелия из-за засушливости климата, поэтому

Часто урожаи бывают ниже среднего значения.

Вырубка лесов привела:

1)                    к уменьшению влаги, так как понизился уровень грунтовых вод, обмелели малые реки, высохли лесные родники, увеличилась засушливость климата;

2)                     к ухудшению экологической ситуации, следовательно, ухудшению здоровья людей, увеличение затраты на лечение;

3)                    уменьшение биологического разнообразия на территории РТ;

4)                    уменьшение плодородия почвы из-за развития эрозии.

Восстановление лесов и повышение плодородия почвы – это интенсивный путь развития экономики РТ.  Для оценки его целесообразности  необходимы серьезные расчеты. Это большая исследовательская работа.

Общие выводы :

- Северный лесной пояс по площади остается постоянным, но состояние леса, следовательно, и качество древесины сильно ухудшается от общего ухудшения экологической ситуации, особенно от кислотных дождей;

-южный лесной пояс сильно сокращается по площади из-за сохранения дровяной энергетики в этих регионах и хищнической вырубки лесов, подсечно-огневого земледелия;

-пути решения проблемы: общие   усилия стран по улучшению экологической ситуации, восстановление лесов;

- для оценки экономической целесообразности восстановления лесов в РТ необходимы серьезные расчеты.

Итоги урока.

1.        В результате деградации обрабатываемых земель обеспеченность земельными ресурсами стремительно сокращается, но за счет рекультивации земель, освоения прибрежных участков, засушливых земель она может быть восстановлена.

2.        Дешевый и  наиболее доступный путь решения водной проблемы, следовательно, возобновления водных ресурсов, - экономия воды в быту и на производстве, использование оборотного водоснабжения, очищение сточных вод, создание водохранилищ.

3.        Для сохранения лесных ресурсов необходимо как возобновление лесов по площади, так и общее улучшение экологической ситуации в мире.

4.        Изменение одного из компонентов, приводит к изменению всего природного комплекса, что хорошо видно на примере РТ.

Домашнее задание: составить характеристику каждого вида природного ресурса по плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА.pptx 1.71 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн