В.Г. Алпатова, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Кувандык,
И.С. Алпатов, учитель ОБЖ МОУ «СОШ №11» г. Оренбург.
В образовательные стандарты современного педагогического образования включен целый ряд положений, способных помочь будущему учителю подготовиться к такому осуществлению своих профессиональных обязанностей, которое бы не оказывало отрицательного влияния на здоровье учащихся. Известно, что в школы Оренбургской области приходит около 21% детей с полным здоровьем, а заканчивает ее (школу) с полным здоровьем — всего лишь 3-6% молодого поколения россиян.
Причем многие дети находятся в состоянии предболезни, и любое стрессорное воздействие может вызвать заболевание по принципу «где тонко, там и рвется».
Казалось бы, уроки физической культуры по своей природе должны нести оздоравливающий потенциал. Однако, как показывает практика, это далеко не так. В наших школах мало что меняется в этом плане. Кто из учителей поинтересовался здоровьем детей? Это наблюдается крайне редко. Многие дети в силу физических возможностей пока не могут прыгать или подтягиваться по 15-20 раз, хотя через год-два подростки уже в состоянии выполнять эти упражнения. Индивидуальный подход в классах физической культуры (согласно группам здоровья и соответствию биологического и паспортного возрастов) практически редкое явление в наших школах.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «При выполнении таких упражнений, как бег, ходьба на лыжах, плавание, мы придает большое значение эстетическому удовольствию. По этим и другим видам спорта у нас стало правилом проводить соревнования на первенство по красоте, изяществу, гармонии движений, а скорость считается второстепенным элементом».
«Ахилесовой пятой» остается в спорте физическая нагрузка. Она должна быть строго дозирована и учитывать возрастно-половые особенности детей, а также возрастные «кризисные» периоды, особенно у подростков, когда происходит сложнейшая нейрогуморальная перестройка организма. И юноши, и девушки в наших школах прыгают в высоту, разучивают акробатические этюды на турнике, поднимаются по канату и т.д. Но кто-либо из учителей, хотя бы раз поинтересовался: а можно ли девочке (девушке) в этот день заниматься спортом вообще? Знают ли школьные наставники о существовании В.А. Сухомлинского хотя бы таких строк: «Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и не способных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти ажиотажем борьбы за мнимую честь школы. Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого».
В тоже время дети не могут обходиться без движений, гиподинамия - источник многих заболеваний. Длительное просиживание детей за партой часто приводит к искривлению позвоночника, нарушению осанки и снижению тонуса мышц брюшного пресса, что чрезвычайно опасно для здоровья. При этом меняется давление в грудной и брюшной плоскостях, тормозятся выделение пищеварительных ферментов, сдавливаются легкие и сердце, нарушается воздухообмен, кровообращение и колебания диафрагмы, способствующие продвижению пищевых масс, последние задерживаются в кишечнике, подвергаясь брожению, что приводит к развитию колита, холецистита, панкреатита, атеросклероза и многих других заболеваний. Не случайно в своей школе директор В.А. Сухомлинский в качестве главных видов занятий по физической культуре избрал гимнастику и легкую атлетику. «Цель таких упражнений - воспитать чувство красоты движений, осанки, СИЛУ, гармоничность, ловкость, выносливость», - писал В.А. Сухомлинский. Погоня за количественными показателями в этой школе (в отлична от современных) отсутствовала. Хотя следует отметить, что в ряде наших гимназий проводятся интегрированные занятия физической культуры и хореографии. Личностно-ориентированный, дифференцированный подход с учениками должен строиться:
1. На знании групп здоровья: так, дети основной - первой группы (I) могут заниматься по полной программе; дополнительной - второй группы (II) - по сокращенной, подготовительной - третьей (III) - по облегченной и коррекционной, четвертой (IV) - по оздоровительно-коррекционной программе.
На основании этого педагог обязан иметь комплексную образовательную программу для занятий физической культурой детей и подростков различных групп здоровья, а не только программу, рассчитанную на детей с полным здоровьем. Возникает вопрос: «Почему же педагог принимает справки врачей, освобождающие детей и подростков от уроков физ. культуры? На мой взгляд, - это порочная практика, не улучшающая здоровье молодежи». Самый легкий путь избрала медицина и школа - отказаться от ребенка. А где же специальные медицинские группы? Хотя, согласно «Положению о физическом воспитании учащихся образовательной школы», учитель физической культуры обязан проводить занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.
В связи с этим прошу участников Всероссийской конференции проголосовать за внесение в резолюцию нашего форума пункт - обращение к управлению здравоохранением о замене справок, освобождающих от физ.культуры вообще, на справки, с указанием не только группы здоровья, но и комплекса физических мероприятий (кинезотерапии) для улучшения здоровья учащихся, как руководство к действию для учителя физкультуры, и уже сейчас выходить с предложением и планировать введение в школах ставки - кинезотерапевта или специалиста по адаптивной физической культуре, который и будет заниматься с детьми по коррекционно-оздоровительным программам, прошедших обязательную медицинскую экспертизу.
Ни одно заболевание не лечится без назначения соответствующего комплекса физических упражнений. Таблетки и микстуры при искривлении позвоночника как, известно, смогут на время снять мышечную боль, но не вылечить основное заболевание. Особенно эффективно, в этом плане, как показала практика, сочетание физических упражнений и хореографии, практикуемой уже
много лет за рубежом, как один из методов кинезотерапии.
2. Дифференцированный подход включает в себя знания хронобиологии (биоритмологии), определяющих режим дня ребенка и подростка: хронобиология ЭГ, ритмичность нервных импульсов в нервном волокне, мышечной ткани, центральной нервной системе (головном и спинном мозге), колебания суточных (циркадных) ритмов, дневной или ночной активности («жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» встают рано, первая половина дня у них очень продуктивна, усталость у них развивается к четвертому уроку, а пятый урок для детей этого типа уже будет стрессовым. «Совенки» полностью просыпаются лишь к третьему уроку, а первые два - для них стрессовые. У «голубей» работоспособность равномерна в течение дня и хорошая переключае- мость. Эти биологические часы определяются космическими ритмами (вращениями планет, меняющими температуру, движение и влажность воздуха, освещенность, поток радиоактивных частиц, напряженность электромагнитного поля Земли). Если данные показатели резко меняются, «стрелки биологических часов зашкаливают», организм испытывает стресс. Требования к разумному следованию режима дня обоснованы и физиологически, и космически. Педагог должен это знать, чтобы использовать адекватные меры к адаптации, приспособлению детей и подростков к условиям урока без напряжений для организма, когда еще эти механизмы адаптации слабо развиты. Автор этой статьи не раз присутствовал на уроках в школе, и только в единичных случаях педагогами были соблюдены правила личностно-ориентированного обучения с учетом выше перечисленных научных достижений.
3. Педагог должен иметь четкое представление о возрастных анатомо- физиологических особенностях детей.
Так, например, ученики младшего школьного возраста приходят в школу с неокостеневшими или недостаточно окрепшими фалангами пальцев (из-за авитаминозов и плохого питания). На уроках письма, физ. культуры, хореографии у детей быстро (через 18-20 минут) утомляются центры мелкой моторики. Если же такое переутомление повторяется, возникает срыв в работе ассоциативных и речевых зон коры головного мозга с развитием у детей косноязычия и снижения уровня интеллекта. В работах профессора В.В. Утениной и сотрудников Оренбургской медакадемии показано, что индекс интеллектуальности у детей и подростков в г. Оренбурге составляет 50 ед., тогда как в норме он равен 100 ед.
Критические периоды для различных физических качеств у детей и подростков проявляются гетерохронно, различные мышечные группы развиваются неравномерно, не говоря уже о внутренних органах. Необходимо также учитывать относится ли подросток к акселерантам или ретардантам, соответствует ли его биологический возраст паспортному и школьному.
Поэтому необходимо начинать занятия с мониторинга уровня здоровья и всех его составляющих.
В заключение приведу высказывание члена-корреспондента Российской АО, профессора В.А. Андреева: «Учитель XXI века только в том случае способен выполнить свою ответственную миссию когда педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество».
Список использованной литературы.
1.Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2.Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход. // Т.В. Ахутина / Вопросы психологии. - 2002. - № 4. - С. 101-111.
3.Давиденко, Д. Основы здорового образа жизни. // Д. Давиденко, В. Петленко / ОБЖ, - 2003. - № 3. - С. 59-61.
4.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. (Педагогика. Психология. Управление) / В.И. Ковалько. - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
5.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с. (Методическая библиотека)
6.Сократов, Н.В. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие / Н.В. Сократов, И.Н. Корнева, В.Н. Феофанов, А.В. Литвинова. Оренбург: ОЦДЮТ - ОГПУ, 2003. – 260 с.
7.Сухомлинский, В.А. О воспитании. // В.А. Сухомлинский / Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. - 5-е изд. - М: Политиздат, 1985. - 270 с.
8.Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. // И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова / Научно - практический сборник инновационного опыта. — М.: Имкса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. - 400 с.