Любое образовательное учреждение – это прежде всего педагоги, работающие в нем. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав школ и дошкольных учреждений стремительно "стареет». В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями все-таки является отрицательным фактором.
Если так и дальше будет продолжаться, то в скором времени в детских садах столкнуться с «кадровым голодом» и подрастающее поколение некому будет воспитывать в соответствии с современными требованиями общества.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. И проблема заключается не только в недостатке практического опыта молодых специалистов, но и в отсутствии знаний по дошкольной педагогике, т.к. все начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – либо выпускники педагогических училищ (факультет начальных классов), либо выпускники высших учебных заведений (социальная педагогика или специальные дисциплины).
Наставничество - необходимая составляющая программы адаптации и профессионального образования молодых специалистов и рабочих, далее – молодых специалистов, на предприятии. Наставничество - индивидуальная направленная помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы в МДОУ
Наставничество- разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющими высшее или среднее специальное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационные категории.
ЦЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА
Ø Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь
учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в МДОУ кадрового ядра .
ЗАДАЧИнаставничества
Ø Ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;
ØАдаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном Учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей воспитателя.
ØРазвитие у молодого специалиста необходимых умений и навыков ведения педагогической деятельности.
ØПривитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в МДОУ.
Цель работы педагога-наставника.
ØСоздание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Основные задачи работы педагога-наставника.
Ø1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
Ø2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
Ø3. Планирование карьеры молодых специалистов;
Ø4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предлагаем строить с учётом следующих факторов:
Ø уровень базового образования, насколько хорошо теоретически подготовлены;
Ø индивидуальных особенностей;
Ø уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);
Ø имеют ли практический опыт работы с детьми.
Формы и методы
работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
консультирование (индивидуальное, групповое)
активные методы (семинары, практические занятия, неделя успехов, ярмарка педагогических идей)
Оценка деятельности молодых специалистов может проводится в двух вариантах:
* аттестация на квалификационную категорию
Ø - мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста
Ø - регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная) влияет на премию и другие стимулирующие выплаты.
*в ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по МДОУ
План работы педагога- наставника
Ø1 этап – Период адаптации.
(Самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег)
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
2 этап
Ø Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приёмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Содержание работы
Ø Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ.
Ø Повышение своего профессионального мастерства, - посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, конкурсы профессионального мастерства.
Ø Привлечение к показу занятий на уровне детского сада.
Ø Приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении педагогических часов, педагогических советов.
Ø Диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги.
Ø Проведение семинаров-практикумов по темам.
3 этап
Ø Складывается система работы, имеются собственные разработки.
Ø Воспитатель внедряет в свою работу новые технологии.
4 этап
Ø Происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Результативность:
Ø Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Ø У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Ø "Школа молодого педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.