Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Сергей Есенин - национальный поэт"

Submitted by Ольга Владимировна Дмитриева on чт, 03/03/2011 - 18:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дмитриева Ольга Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ Фирстовская СОШ, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Омская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
• познакомить учащихся со своеобразием поэтического мира Есенина; • выяснить, почему Сергея Есенина называют национальным поэтом.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 
1) Презентация “Основные моменты жизни и творчества С.А. Есенина”. 2) Классическая музыка: Бетховен. Соната №14 «Лунная», романс «Отговорила роща золотая». 3) Портрет С.А. Есенина
Краткое описание: 
1. С.А. Есенин родился 3 октября 1895 года, а умер 28 декабря 1925 года. 2005 год – юбилейный год в творчестве Есенина, поскольку ему исполнилось бы 110 лет со дня рождения и 80 лет – как не стало этого замечательного поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.» Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал,» - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России.
Сергей Есенин – национальный поэт. Тип урока: комбинированный урок. Цели: а) образовательная • познакомить учащихся со своеобразием поэтического мира Есенина; • выяснить, почему Сергея Есенина называют национальным поэтом. б) воспитательная • воспитание внимательного читателя, любви к языку и литературе, к Родине и природе; • воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру; • воспитание интереса к чтению произведений С.А. Есенина; в) развивающая • совершенствование навыков анализа художественного произведения; • развитие навыков выразительного чтения; • развитие творческих способностей. Методы обучения: • словесные, • наглядно-демонстрационные, • проблемно-поисковые, • исследовательские. Оборудование: 1) Презентация “Основные моменты жизни и творчества С.А. Есенина”. 2) Классическая музыка: Бетховен. Соната №14 «Лунная», романс «Отговорила роща золотая». 3) Портрет С.А. Есенина. Ход урока 1. Организационный момент. Звучит классическая музыка, на экране тема урока, портрет Есенина С.А., высказывание о нем (1 слайд). Юноша и девушка инсценируют поэму «Письмо женщине» С.А. Есенина. Учитель: Сегодня на уроке мы начнем знакомство с творчеством замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Выясним поэтический мир поэта, а также попытаемся найти ответ на вопрос: Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом. 2. Основная часть урока. 1. С.А. Есенин родился 3 октября 1895 года, а умер 28 декабря 1925 года. 2005 год – юбилейный год в творчестве Есенина, поскольку ему исполнилось бы 110 лет со дня рождения и 80 лет – как не стало этого замечательного поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.» Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал,» - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России. Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» - Какой предстает Россия в этом стихотворении? 2. Как же сложилась жизнь поэта, он рассказывает сам в очерке «О себе». (Подготовившийся ученик читает сообщение.) 3. Устная народная поэзия и впечатления об окружающем мире – источники творчества Есенина. Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, поэт пронес через всю свою короткую жизнь. «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали, а то и сам запоет с нами,» - вспоминает младшая сестра поэта – Шура. Чтение стихотворений «Хороша была Танюша», «Заиграй, сыграй, тальяночка». Эти и многие другие стихи напоминают нам народную песню, частушку. Родимый голос тальянки слышится поэту и в завывании метели, и в зеленом шуме весны. 4. Есенин ощущал себя частицей природы; всегда воспринимал ее чутким сердцем русского человека. Природа в его стихах всегда живой субъект, она дышит, чувствует, живет. («Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым веселым языком») Чтение стихотворений «Нивы сжаты», «Туча кружево в роще связала». - Отметьте строчки, которые показывают, что природа очеловечена? Как называется такой прием? ( Запись в тетрадях определения «олицетворения») По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И неслучайно на музыку положены многие стихотворения поэта: «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» и другие. Прослушивание романса «Отговорила роща золотая». 5. О животных, о братьях наших меньших, поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными Есенина роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: «Корова», «Песнь о собаке» и другие. В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит». Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминает сам артист Василий Иванович Качалов: «Я отыграл спектакль, прихожу домой… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо… Через несколько дней Есенин вручил стихи, посвященные Джиму.» Чтение стихотворения «Собаке Качалова». 6. Время Есенина – время крутых перемен, поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце было жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни. Чтение стихотворения «Россия! Сердцу милый край!» - Меняется ли образ Родины? Чем объясняется новое авторское видение? 7. Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В этих стихах Есенин достигает необычайного совершенства в передаче чувств. Есть здесь и чувства безграничной грусти об ушедшей юности, о несостоявшейся, несбывшейся любви, есть романтическая мечта, греза о несбыточно прекрасном. Тема любви в творчестве Есенина представлена двумя циклами стихов «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы». Любовь для поэта – это жизнь, а жизнь – это любовь. Пусть любовь приносит измены, слезы, муки – и все равно пусть будет любовь. Чтение стихотворений «Я помню, любимая, помню», «Ты ушла и ко мне не вернешься». - Каким настроением проникнуты стихотворения? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества? 8. Одинок и непрекаен был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии, и в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь поэта. Проходит время, но лирика Сергея Есенина не теряет своей притягательной прелести, не тускнеют ее мотивы и образы, ибо никогда не может увять живое древо России… И заветом всем честным людям звучат его строки: Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, - Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». 3. Итог урока. - Итак, ребята, вы согласны с тем, что Сергей Есенин – национальный поэт? (Обсуждение) Один профессор филологических наук – А. Поликанов писал: «Сергей Есенин – поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее («душа моя – поле безбрежное»). Есенина нельзя читать просто так, его нельзя «проходить». Он приходит к нам, когда мы вспоминаем о своей душе, об отчем доме, о своей тоске по единственному призванию – призванию любить. Чтение стихотворения Владимира Макарова «Голос Есенина» То отчетливей голос, то глуше – Ясно все ж по прошествии лет, Как читал монолог Хлопуши Самый нежный российский поэт. Необуздан, как все бунтари, Сразу, с ходу – гулом заката! Словно видел он в цвете заката Свет грядущей новой зари. Вот тебе и певец берез, Русокудрый, задумчиво-нежный! В этом голосе – радость, злость, Торжество, печаль и надежда. Он Россиею был заквашен. Он о ней пел открыто, всласть. … В Шукшине, современнике нашем, Бунтовала подобная страсть… Лишь такие, кто чувства не прячут, Силой духа судьбу творят… И по мертвым, по ним, - одни плачут, А другие – и мертвым, им – мстят. 4. Домашнее задание. Составить словарик «золотых» слов Есенина. Прочитать стихотворения о Родине. Одно стихотворение выучить наизусть. 5. Рефлексия. - Ребята, у вас на столах лежат чистые листочки, ответьте, пожалуйста, на данные вопросы. 1. Доволен ли ты уроком? 2. Было ли тебе на уроке интересно? 3. Что больше всего понравилось на уроке? 4. Что ты узнал нового? 5. Что больше всего тебя заволновало на уроке?
Прикрепленный файл Size
Урок по творчеству Есенина.doc 48.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн