занятие с элементами тренинга "Моё здоровье" с презентацией
Submitted by Наталья Викторовна Каткова on Wed, 02/03/2011 - 13:27
«Моездоровье»
Душевное здоровье— это
возможность жить полноценной жизнью.
М. Палохеймо,финский врач
Цель тренинга:осознание участниками важности разумного отношения к своему здоровью с самых ранних лет, определение вредных привычек, знакомство с образом жизни других участников группы и выработка реальных «рецептов здоровья». Эта сфера жизни во многом определяет ее качество. И участники должны это хорошо понять. В начале раздела предлагается тест, который поможет настроить участников на обсуждение сферы здоровья.
Ход тренинга (1 слайд)
1. «В тесте вам следует ответить «да» или «нет» наутверждения, которые приведены ниже. Наверное, вы уже поняли, что лучше быть откровенным перед самим собой. Информация, которую вы получите по итогам тестирования, полезна прежде всего вам. Она помогает в тренинговых этюдах, дает возможность поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают состояние здоровья, и понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке па долгие годы.
Анализируя предлагаемые утверждения, используйте принцип «как правило», т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет». Итак:
1.У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздражённым и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда
я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7.У меня часто кружится голова.
8.В настоящее время я курю.
9.В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10.У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после
пробуждения.
Ключ к тесту
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и егоинтерпретация
1—2 балла.Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3—6 баллов.Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7—10 баллов.Как вы умудрились довести себя и.о такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить И работать. Вамнемедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до К) баллон Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Мель в тесте нет многих других признаков плохого состояния здоровья, о которых автор предпочел умолчать, понимая, что вы сами откровенно обсудите их во время тренинга. Воспользуйтесь этой возможностью».
2. «Домашний доктор» (2 слайд)
Что человек сделал, то у него и есть.В. Каппони,психолог
«Представьте на минуту, что в вашей семье появился настоящий домашний доктор. Это очень добрый и тактичный человек, который никуда не торопится, готов выслушать все ваши жалобы и опасения по поводу здоровья. Более того, к нему не надо идти на прием, он периодически заходит к вам на огонек, попить чаю и поговорить о вашем здоровье.
Сегодня как раз очередной визит вашего домашнего доктора. Вы уже попили чай и остались с ним (с ней) вдвоем. О чем вы хотели бы рассказать своему доктору? Он с готовностью выслуша ет вас и, кончено, даст квалифицированный совет. Не упускайте такой возможности, ведь болезнь гораздо легче предупредить или остановить ее развитие в самом начале, чем потом долго и упорно лечиться у различных врачей, пытаясь вернуть утраченное здоровье. Итак, ваш доверительный разговор с доктором».
Рекомендации ведущему.Это индивидуальная работа. Вы предлагаете участникам записать свои жалобы, устроившись в укромном месте, где никто не сможет помешать откровенному разговору с самим собой.
На втором этапе можно организовать обсуждение этих записей, но только при добровольном согласии участника, который решит высказаться перед всей группой. Возможно обсуждение в парах, когда партнер принимает на себя роль домашнего доктора в соответствии с названием проводимого этюда.
В заключение упражнения вы предлагаете участникам оценить себя по 10-балльной шкале. В основе оценки лежит степень откровенности, насколько человек смог доверить воображаемому доктору проблемы своего здоровья.
Психологический комментарий.Участники могут испытыватьопределенные затруднения и смущение от необходимости делиться довольно щепетильной и интимной информацией. Поэтому им нужно помочь, настроить на полную откровенность, подчеркнув, что все их записи останутся у них. Никто не будет об этом знать без согласия самого участника, т.е. полностью сохраняется основной принцип индивидуального тренинга — первичный самоанализ, получение информации только для себя самого.
Примеры из практики.
«Курю и никак не могу справиться с этой привычкой. Пытался много раз, но не получается. Что делать, доктор?»
«Я очень часто читаю, лежа в постели. Это портит глаза, но ничего сделать не могу. Если интересная книга, я обо всем забываю, в том числе о предупреждении родителей».
«Знаю, что нельзя, но очень долго смотрю телевизор. Наверное, из-за этого у меня зрение ослабло».
«Я обожаю сладости. Знаю, что вредно, тем более что я и так довольно полная, но... Как только я вижу конфеты или торт, все обещания, которые я давала себе, сразу забываются и я начинаю наслаждаться. Слова о том, что нужно найти другое любимое занятие, не помогают. Занятие любимое есть, но и сладостей тоже хочется».
3.«Моивредныепривычки» (3 слайд)
Жить плохо мне, но это не причина,чтобы доставлять страдания другим.
Эсхил
«У каждого из нас есть какие-то привычки, которые, мягко говоря, не совсем полезны для здоровья. Мы о них знаем, многие к ним привыкли и уже перестали делать попытки как-то изменить ситуацию, избавиться от этих привычек.
Сегодня у вас есть еще одна возможность осознать свои вредные привычки и с помощью группы найти способы избавиться от них. Для этого сначала вы расскажете о своих вредных привычках членам малой группы (по 3-4 человека), а ребята постараются найти наиболее действенный способ избавления от ЭТИХ привычек».
Рекомендации ведущему.Оценивание этой работы осуществляется по принципу «Твой совет был самым ПОДХОДЯЩИМ», то естьучастник, который рассказал о своей вредной привычке, выслушивает советы всех остальных членов малой группы и решает, кому он дает 5 премиальных баллов.
Психологический комментарий.Участники уже работали в малых группах и эта форма тренинга им хорошо знакома, но в этом этюде могут возникнуть затруднения, связанные с содержанием обсуждаемого материала. Часто участникам трудно начать откровенный разговор о своих вредных привычках, тем более если в группе окажется не совсем знакомый человек. Снять эти проблемы, можно подчеркнув, что каждый из них имеет право говорить только о том, что он считает нужным.
И тем не менее, этот этюд нужно рассматривать как еще одну возможность углубления степени доверия участников друг к другу.
Примерыизпрактики.
«Много ем после 7 часов вечера»; «Много говорю по телефону»; «Я почти не завтракаю, а потом очень сильно есть хочется»; «Очень близко смотрю телевизор», «Часто забываю поесть, а потом наедаюсь до отвала»; «Почти все время сижу дома, не бываю на свежем воздухе»; «Иногда курю и выпиваю уже»; «Много времени сижу за компьютером»; «Поздно ложусь спать».
4.«Десятьзаповедейздоровья,илиРецептдолголетия»
При сомнении воздержись...Латинская пословица (4 слайд)
«Вы, кончено, слышали или читали о том, что в мире существуют многочисленные медицинские школы, которые работают над составлением и проверкой различных оздоровительных систем. Правда, они зачастую очень противоречивы. Так, одна школа рекомендует пить перед едой небольшое количество жидкости, а другая, наоборот, категорически запрещает это делать, предрекая кошмарное будущее нарушителям этого запрета.
А что делать простому человеку, который не имеет медицинского образования, знакомого врача-диетолога? Остается прислушиваться к мнению людей, которые живут рядом и довольно долго. Это долгожители, у которых кроме долгих лет за плечами огромный жизненный опыт.
Давайте сейчас представим себя долгожителем и составим собственный свод из 10 заповедей здоровья. Каждый из вас будет в течение 3 минут составлять собственные заповеди. А потом мы соберемся в большой круг, заслушаем друг друга и как совет старейшин выработаем обобщенный перечень из 10 заповедей, или рецепт долголетия. Причем чем больше ваших заповедей войдет в обобщенный перечень, тем выше степень вашей «мудрости». Есть смысл побороться за звание «самого мудрого долгожителя».
При обсуждении ваших предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой вам придется аргументировать свои утверждения. Поэтому при составлении своего индивидуального перечня готовьте и необходимые аргументы, чтобы во время обсуждения иметь их под рукой».
Рекомендации ведущему.На первом этапе участники должныполучить возможность поработать индивидуально, а затем вы организуете обсуждение в большом тренинговом круге. Вести это обсуждение можете вы сами, а лучше поручить это кому-нибудь из участников.
Оценка осуществляется по количеству предложений участника, которые вошли в общий перечень 10 заповедей здоровья. Например, участник смог убедить включить в общий свод заповедей 6 своих предложений, которые были до этого записаны в его индивидуальном перечне. Это означает, что за работу в этом упражнении он получает 6 баллов, которые и записываются в ведомость учета.
Психологический комментарий. Вэтом разделе тренинга ужеможно постепенно передавать некоторые функции ведущего уча-г1 пикам, для того чтобы у них была возможность проявлять себя в роли тренера, руководящего большой группой людей. Это прибавляет уверенности в своих силах, и кроме того появляется желание проверить себя — а я смогу так же? — что тоже дополнительно стимулирует энергию членов группы.
Обязательным элементом этого этюда должны быть слова латинской пословицы, вынесенные в эпиграф: «При сомнении воздержись...» У участников не должно сложиться впечатление, что они составили действительно 10 неопровержимых заповедей, которые помогут во всех случаях жизни. Это, безусловно, лишь информация к размышлению, повод задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые часто парализуют волю и силы человека. Ни в коем случае их нельзя применять по прямому назначению без определенной критики, в случае, заболевания без квалифицированной консультации врача. Эту мысль участники должны хорошо усвоить, чтобы потом у них пс было осложнений со здоровьем.
Примерыизпрактики.
После интенсивного обсуждения одна из групп приняла решение включить в общий список следующие заповеди:
1) Четкий режим дня, 2) свежий воздух, 3) больше смеха, 4) физическая активность, 5) правильное питание, 6) в меру пить и курить, 7) в меру любви и секса, 8) личная гигиена, 9) любовь к себе и другим, 10) занятия по душе («не делай того, что не хочешь»).
2.8.«Письмосебе»
«Каждый человек время от времени испытывает различные перегрузки: неприятности на работе или на службе, непонимание в семье, потеря друга, трудный разговор с учителем и проч. Все это сказывается не только на нашем настроении, но и на состоянии здоровья, особенно если не принять вовремя необходимых профилактических мер.
По мнению специалистов, «одним из лучших лекарств от стресса, психического утомления и депрессии является обстоятельный и неспешный разговор с самим собой» — так считает Коричер, английский врач.
Предлагаю вам написать письмо самому себе. В этом письме откровенно и искренне «расскажите» о себе, своих жизненных трудностях и проблемах, о неприятностях и неудачах. Но при этом главное внимание обратите на два основных момента: причины появления указанных вами неприятностей и проблем и способы их дальнейшего предотвращения, профилактики».
Рекомендации ведущему.Это сугубо индивидуальный этюд, входе которого участники должны иметь возможность в спокойной обстановке, под лирическую музыку написать небольшое письмо.
Психологический комментарий.Смысл данного этюда — психологическая самопомощь, формирование привычки анализировать свои психологические проявления и состояния, понимать необходимость периодической работы в данном направлении.
«Основное отличие человека разумного — умение осмыслить ситуацию, ход и результаты своей деятельности. Мы будем тренировать это умение. После работы над двумя социальными сферами вы будете писать самоотчет.
Самоотчет№
Тренинговое имя_____________
№
Вопрос
Ответ
1.
Что нового я узнал о себе?
2.
Что нового я узнал о других?
3.
Что мне мешает быть более искренним и откровенным?
4.
Кто мне помогает в работе над собой?
5.
Какой этюд оказался самым полезным для меня?
Рекомендации ведущему.Бланки отчетов целесообразно приготовить заранее из расчета 5 экземпляров на каждого участника тренинга и с небольшим запасом на непредвиденный случай.
Вопросы для очередного самоотчета можно напечатать на бланке или просто зачитывать их перед группой, которая сразу будет отвечать на них. Заполненные бланки целесообразно собирать и хранить до следующего самоотчета. В конце тренинга их следует проанализировать в той последовательности, в которой они были заполнены.
Психологический комментарий.Систематический отчет позволяет решать сразу несколько задач: а) формирование первичных навыков постоянного самоанализа; б) отслеживание своего состояния в данный момент тренинга; в) выработка умений планировать свои действия на будущее.
Промежуточный итог
В конце работы над темой проводится очередное мягкое ранжирование. Участники снова подводят итоги работы, суммируя полученные баллы, а затем собираются в общий круг по принципу «ранга», в центре которого садится ведущий.
После того, как все участники займут свои места, они должны ответить на уже известные им вопросы: «Почему я на этом месте? Устраивает ли оно меня? Все ли я сделал, чтобы быть ближе к лидеру? Что я могу еще сделать, чтобы в следующий раз быть ближе к первому месту?»
Отвечать каждый должен вслух перед всей группой. И так жекаждый принимает на себя обязательство, указывая конкретное место, которое он хотел бы занять в следующем промежуточном ранжировании.
Из высказывании участников тренинга:
«Во время занятий я понял, что людям можно доверять. Я полностью доверился своему другу. Это так приятно».
«Очень долго ждал этого тренинга. Хотел понять самого себя. Получилось! Конечно, не во всем, но кое-что я понял по-настоящему. Хочется еще !»
тест
Анализируя предлагаемые утверждения, используйте принцип «как правило», т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет». Итак:
3.У меня часто плохой аппетит.
4. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздражённым и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда
я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
10.У меня часто кружится голова.
11.В настоящее время я курю.
12.В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10.У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после
пробуждения.
Ключ к тесту
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и егоинтерпретация
1—2 балла.Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3—6 баллов.Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7—10 баллов.Как вы умудрились довести себя и.о такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить И работать. Вамнемедленно нужно менять свои привычки, иначе...
тест
Анализируя предлагаемые утверждения, используйте принцип «как правило», т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет». Итак:
5.У меня часто плохой аппетит.
6. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздражённым и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда
я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
13.У меня часто кружится голова.
14.В настоящее время я курю.
15.В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10.У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после
пробуждения.
Ключ к тесту
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и егоинтерпретация
1—2 балла.Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3—6 баллов.Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7—10 баллов.Как вы умудрились довести себя и.о такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить И работать. Вамнемедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Самоотчет№
Тренинговое имя_____________
№
Вопрос
Ответ
1.
Что нового я узнал о себе?
2.
Что нового я узнал о других?
3.
Что мне мешает быть более искренним и откровенным?