Submitted by Анна Васильевна Середа on пн, 28/02/2011 - 18:07
План-конспект урока по теме
«Электролиз солей».
Цели:
1.Рассмотреть один из способов получения металлов.
2.Познакомиться с понятием электрометаллургия, процессом электролиза расплавов и растворов солей.
Задачи:
1.Научиться определять продукты электролиза, используя закономерности окислительно-восстановительных реакций, протекающих на электродах.
2.Изучить алгоритм составления химических уравнений электролиза расплавов и растворов солей.
3.Познакомить с требованиями оформления ответов на задания части В в текстах ЕГЭ
4.Рассмотреть применение электролиза.
Оборудование:компьютер, проектор, модуль «Получение алюминия электролизом расплава оксида алюминия» (из коллекции ЭОР), интерактивная доска.
Этапы занятия:
1.Актуализация знаний по теме: «Основные способы получения металлов».
2.Лекция: Электролиз солей. Правила разрядки на электродах.
3.Упражнения в выполнении заданий, аналогичных заданиям Части В (ЕГЭ).
4.Применение электролиза.
5.Самостоятельная работа учащихся.
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание.
Ход урока:
1.Актуализация знаний по теме: «Основные способы получения металлов».
Учащиесяотвечают на вопросы по изученному материалу (вопросы представлены на интерактивной доске), выбирая правильный ответ из предложенных, при записывают букву в таблицу:
Вопросы
Ответы
1 Как называется наука о методах и процессах производства металлов из руд?
а - высокая температура
2 Что лежит в основе методов пирометаллургии?
д- щелочные и щелочноземельные металлы
3 Какие восстановители используются в пирометаллургии?
к- металлургия
4 Каковы условия осуществления гидрометаллургических методов?
о- наличие растворов солей
5 Какие металлы нельзя получить гидрометаллургическим способом?
т-водород, уголь, оксид углерода (II), более активный металл
В результате получается слово: катод.
к
а
т
о
д
Учитель:? Что означает слово КАТОД? ( отрицательно заряженный электрод).
Это слово будет использовано нами при изучении новой темы «Электролиз солей»
2.Объяснение нового материала.
Учитель:Если щелочные и щелочноземельные металлы нельзя получить с помощью гидрометаллургического и пирометаллургического методов, то как же этот процесс осуществляется в промышленности?
Оказывается есть еще один способ получения металлов и их соединений с помощью хорошего восстановителя – электрического тока. Этот способ называется электролизом.
Электролиз– окислительно-восстановительный процесс, происходящий на электродах под действием электрического тока.
? Как называется электрод, имеющий положительный заряд? (анод)
? Как называется электрод, имеющий отрицательный заряд? (катод)
? Чем отличается расплав соли от раствора? (в расплаве происходит диссоциация соли под действием высокой температуры, а в растворе диссоциация солей под действием воды).
? Что произойдет с ионами соли при помещении в ее расплав электродов, подсоединенных к источнику тока?
? Как записать этот процесс с помощью химических реакций?
э.т.
2NaCl → 2Na + Cl2
Схема процессов, происходящих на катоде и аноде:
К+
Na+ + 1ē = Na0
восстановление
А-
Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑
окислитель
Проблема: Какие продукты получаться при электролизе раствора хлорида натрия?
Учитель: Какое явление происходит в растворе хлорида натрия под действием воды?
Учащиеся:Диссоциация соли хлорида натрия на катионы натрия и анионы хлора.
NaCl →Na++Cl-
Учитель: В отличие от расплава в растворе солей присутствуют и молекулы воды.
Рассмотрим процесс электролиза раствора хлорида натрия:
Составим схему процессов, происходящих на катоде и аноде: (схема демонстрируется на интерактивной доске):
К+
Na+, H2O
Na+, H2O+ 1ē =Na0
восстановление
А-
Cl-,H2O
Cl-- 1ē =Cl0, Сl2↑
окислитель
Учитель:В данном случае, необходимо выбрать приоритетное вещество, то которое первым будет окисляться и восстанавливаться. Для этого существует правила, позволяющие выполнить эти действия.
Правило разрядки на катоде: (схема демонстрируется на интерактивной доске):
а) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов до алюминия (включительно), то на катоде первой восстанавливается вода:
2H2O+2ē =H2↑ + 2OH-, металл остается в виде иона.
б) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов между алюминием и водородом, то на катоде восстанавливается металл и вода.
Ме+n+ n ē = Me0,
2H2O +2ē = H2↑ + 2OH-
в) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, то на катоде восстанавливается сам металл.
Ме+n+ nē= Me0
Рассмотрим наш пример: на катоде находится ион натрия (расположен в ряду активности до алюминия) и вода. Согласно правилу разрядки на катоде восстанавливается вода: 2H2O+2ē =H2↑ + 2OH-
Ион натрия остается в растворе.
Правила разрядки на аноде(схема демонстрируется на интерактивной доске):
Процесс на аноде зависит от материалов анода и от природы аниона. Если анод растворяется (железо, цинк, медь, серебро и т.д.), то окисляется металл анода, несмотря на природу аниона.
Если анод не растворяется (инертный), то:
а) Первыми на аноде окисляются бескислородные остатки кислот (I-,Br-,Cl-и т.д.)
Cl-- 1ē =Cl0, Сl2↑;
б) Затем вода (2H2O-4ē = О2↑ + 4H+);
в) Следующие по очереди кислородсодержащие кислотные остатки и фторид-ион.
Рассмотрим наш пример: на аноде находятся ионы хлора и вода. Согласно правилу разрядки на аноде первой будет окисляться вода: 2H2O-4ē = О2↑ + 4H+.
Анион хлора останется в растворе.
Подведем итог: в результате электролиза раствора хлорида натрия на катоде образуется газообразный водород, на аноде – газообразный кислород, в растворе находятся ионы: катионы натрия и анионы хлора.
Суммарное уравнение реакции: (схема демонстрируется на интерактивной доске):
э.т.
2NaCl+2H2O → Н2↑ +Cl2↑ +2NaOH
Учитель:Сравните продукты реакций при электролизе раствора и расплава хлорида натрия?
Работа с учебником: рассмотрение схем катодных и анодных процессов (стр. 233)
3.Упражнения в выполнении заданий, аналогичных заданиям Части В (ЕГЭ).
Проверим как вы усвоили изложенный материал. (Работа с интерактивной доской).
Задание № 1: Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на катоде в результате электролиза его раствора (для этого нужно во вторую колонку к вопросу передвинуть цифру, соответствующую правильному ответу :
Формула вещества
Продукт электролиза
А)CuSO4
1)водород
Б)K2SO4
2)серебро
В)AgNO3
3)медь
Г)CuBr2
4)гидроксид калия
5)кислород
6)оксид серы (IV)
Учащийся:Сначала необходимо убрать заведомо неправильные ответы. Согласно правилам разрядки на катоде не могут выделяться кислород и оксид серы (IV). Затем, используя правила разрядки на катоде, выбираем правильные ответы.
Четыре человека последовательно рассматривают каждый случай, пишут схемы и выбирают правильный ответ:
А)CuSO4– на катоде восстанавливается медь, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – медь. Ответ – 3.
Б)K2SO4– на катоде восстанавливается вода до водорода, т.к. калий – металл, который находится в электрохимическом ряду напряжения металлов до алюминия (включительно), поэтому на катоде первой восстанавливается вода. Ответ – 1.
В)AgNO3- на катоде восстанавливается серебро, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – серебро. Ответ – 2
Г)CuBr2, на катоде восстанавливается медь, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – медь. Ответ – 3.
Запись на доске:
3
1
2
3
Задание № 2.(работа с интерактивной доской)
Учитель:Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на аноде в результате электролиза его раствора (для этого нужно во вторую колонку к вопросу передвинуть цифру, соответствующую правильному ответу :
Формула вещества
Продукт электролиза
А)CuSO4
1)фтор
Б)KCl
2)бром
В)AgF
3)хлор
Г)CuBr2
4)хлороводород
5)кислород
6)оксид серы (IV)
Учащиесявыходят к доске и, используя правила разрядки на аноде определяет продукты электролиза.
А)CuSO4– на аноде, согласно правилу, первой будет окисляться вода до кислрода.
Ответ – 5.
Б)KCl- на аноде первым будет окисляться хлорид-ион до хлора. Ответ - 3
В)AgF– на аноде первой будет окисляться вода до кислорода. Ответ – 5.
Г)CuBr2– на аноде первым будет окисляться бромид-ион до брома. Ответ – 2.
На доске появляются правильные ответы:
5
3
5
2
4.Области применения электролиза.
Учитель:Следующий этап урока: разберем области применения электролиза. Для этого просмотрим видеофрагмент «Получение металлов. Применение электролиза».
Задание для учащихся: просмотрев фрагмент, записать основные области применения электролиза.
На: Электролиз солей
Очень хороший урок - главное все просто и понятно. Спасибо за урок!
Всем желаю счастья!