1. Расширить знания учащихся о добром отношении друг к другу, о добрых делах.
2 .Развивать навыки видеть главное в произведениях, отличать хорошее от плохого.
3. Способствовать воспитанию доброты, уважения к другим, то есть делать хорошее- хорошеть самому.
Оформление зала:
Плакаты :1)«Теперь когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой, как рыбы нам не хватает только научиться жить на земле- как люди» (английский писатель Бернард Шоу)
2) «Вежливость проявляется в отношениях с людьми»
3) «Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям»
4) «Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим с тобой было приятно»
5) «Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид»
6) «Доброта- это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству»
7) «Добро сделанное в тайне отплатится явно»
8) Три слова: Любовь, Прощение, Терпение
9) «Делать людям хорошее- хорошеть самому»
Учитель. Уважаемые дети, гости! Мы рады видеть вас на нашем утреннике.
Кем бы вы не стали, мы хотим, чтобы вы выросли хорошими людьми - добрыми, внимательными, честными. Чтобы всем кто с вами рядом, было хорошо. А этому тоже надо учиться. Вот сегодня мы с ребятами попытаемся рассказать, показать что такое доброта, вежливость. Понаблюдаем за ошибками других, а в народе говорят так: «наблюдая за чужими ошибками исправляй свои».
Никита.
Достается не дёшево
Счастья трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Артём.
Этой мерой измеряются
Все земные труды.
Может вырастишь дерево
На земле Кулунды?
Даша.
Может, построишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Иль согреешь планету
Плавок мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасешь ты кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.
Учитель. Много славных дел ждет нас, но прежде, как я уже сказала, мы должны вырасти добрыми.
(Песня «Улыбка» сл. Пляцковского, муз. Шаинского)
Учитель. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что они поступают правильно. Вот послушайте, как это иногда бывает.
Учитель. Грубость, неуважительное отношения к людям, близким- признак плохого воспитания. Не секрет ведь, что не воспитанными, злыми, грубыми, бывают не только мальчики, но и девочки.
(Стихотворение А.Барто «Любочка»)
Вероника.
Синенькая юбочка
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку-
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога
Объявляет на ходу:
Лаурита.
-У меня уроков много
Я за хлебом не пойду!
Вероника.
Едет Любочка в трамвае-
Она билеты не берёт
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперёд.
Говорит она толкаясь:
Лаурита.
-Фу, какая теснота!
Вероника.
Говорит она старушке:
Лаурита.
-Это детские места!
Вероника.
-Ну, садись, -вздыхает та.
Синенькая юбочка
Ленточка в косе
Вот какая Любочка
Во всей её красе.
Случается, что девочки
Порой бывают грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
(Сценка «Мальвина и Буратино»)
Мальвина. Здравствуй, Буратино!
Буратино. Здравствуй, Мальвина!
Мальвина. Что это ты весёлый сегодня? Может быть задания не выполнил?
Буратино. Плохо я справился с заданием.
Буратино. (злобно восклицает) Потому что не умею себя сдерживать.
Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино. Вот ещё кто не хочет , пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина. Буратино, ответь пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино. Что значит – каким тоном? Обыкновенным.
Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.
Буратино. Не было этого, не было, не было.
Мальвина. Ну вот, опять ты за свое. А когда ты говоришь папе Карло : «Хочу мороженое,
хочу мороженое» или «Хочу в школу, хочу в школу»- разве это не было сказано капризным голосом?
Буратино. Может быть я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я , конечно, не стал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» Он обиделся почему- то и ушёл. А что я ему плохого сказал? Нехорошо он поступил, правда, ребята? (зал отвечает)
Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно следить за своими словами. «Доброе слово бальзам для души, а дурное- яд»
Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я можно сказать учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над бедой товарищей. Давайте ребята не будем спорить, кто хуже, кто лучше ведёт себя, а просто все станем добрее. Хорошо я придумал, Мальвина? Ведь недаром в народе говорят:
«-Не делай зла, не то оно к тебе вернётся.
Не рой другому яму - сам споткнёшься.
Когда свершил добро или зло, глядишь назад оно к тебе пришло».
Мальвина. Это ты здорово придумал. Как гласит пословица «Слово лечит, слово ранит»
Учитель. Вот подумайте, кто прав, а кто виноват. А сейчас послушаем частушки. Внимательно слушайте.
Артём.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка- три струны.
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
Таня.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась как юла.
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Артём.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
-Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
Таня.
Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Артём.
В поезд входят три юнната,
-Ух народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут.
Таня.
Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать!
-Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Артём.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только, «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Таня.
Балалайка- три струны.
Подпевайте- кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны.
Учитель. Вот, оказывается, не все умеют говорить «Здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Вот послушайте, что я скажу:
«Здравствуйте»- что я сказала? Ничего особенного не сказала. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней стало жить?»
Вот видите, оказывается, не так уж и много надо для счастья.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы. Это же – дольше живите на свете!
Ребята, не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Помните. Ведь о плохих поступках быстро все узнают. Пословица гласит: « Хорошее тихо лежит, а плохое весь свет оббежит» . Старайтесь быть хорошими, воспитанными. Ребята, а ведь не секрет, иногда можем посмеяться над другими. Это тоже бывает из-за невоспитанности.
(Стихотворение «Четыре глаза»)
Катя.
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу.
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему « Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша- водолаз,
У тебя две пары глаз.
Только ты очкастый
Стёклами не хвастай».
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
«Нет,- говорил он- никогда
Очков я не надену!»
Но мать утешила его:
-Всё делать надо для того,
Чтоб лучше было видно.
Над теми, кто надел очки
Смеются только дурачки.
Учитель.
Как больно ранят нас насмешки,
И злой иронии усмешки,
И лжи обидные слова.
Друзья, давайте жить иначе
И веселее на мир смотреть.
Когда душа от боли плачет
Не дай душе ты умереть.
И если нужно, поспешите
На помощь ближнему скорей.
Вы радость в жизни ощутите,
Став проще, искренней, добрей.
И ещё могу сказать словами поэта Вадима Шефнера:
«Умей смеяться над собой,
Ни над кем- то, ни над чем-то,
Ни над чьей- либо судьбой,
Ни над глупой кинолентой
Смейся над самим собой»
Просто скажу вам, ребята, думаю, что каждый из вас знает что такое хорошо, что такое плохо. Так всегда подумайте, прежде чем сказать плохое слово или свершить плохое. Не будьте похожи на этого героя из «Сказки о счастье».
Ведущая.
На свете жил король
Богатый и могучий.
Всегда грустил он и порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он , спал, обедал
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело
Вскричал Король:
Король.
Нельзя так жить.
Ведущая.
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета добро катится.
Король. – Постой-ка, кто там на пути?
Ведущая.
Девчонка в драном платье.
Девочка.
-О. всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Король.
Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути
Ведь я за счастьем еду.
Ведущая.
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл.
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат
Израненный, оборванный.
Солдат.
-О.мой король!
Ведущая.
Вскричал солдат.
Солдат.
Тебя я видеть очень рад.
Прошу покорнейше, устрой
Меня ты в услуженье.
Я за тебя стоял горой
Я.право, бился как герой
Я выиграл сраженье.
Король.
А ну служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути
Ведь я за счастьем еду.
Ведущий.
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл.
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Старуха.
Прости, любезный мой король
Старуху одинокую
мой дом- вон, видишь за горой
С утра ушла далеко я.
Ношу из лесу я дрова-
Тяжелая работа,
Гляжу вокруг, едва жива
А вдруг поможет кто-то.
Король.
А ну, старуха, пропусти,
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути
Ведь я за счастьем еду.
Ведущий.
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл
И все бы кончилось бедой-
Сомнений в этом нету.
Да Фея с доброю душой
Остановила карету.
Фея.
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя
Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушай ты меня
Обратно разверни коня.
Дитя согрей и накорми
Солдата в сторожа найми.
все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезёшь дрова,
Распилишь и уложишь.
Ведущий.
Король поныне во дворце
всем людям помогает.
И счастье на его лице
Как ясный день сияет.
Учитель.
Хорошо стало жить королю на свете? От чего? Как вы думаете? Каким он стал человеком?
Вы тоже старайтесь делать добро другим. Пусть эти дела будут маленькими- это всё равно добро.
«Живи красиво весело и просто
Люби людей светло и простодушно.
Ищи дорогу с малых лет
Уверенно иди вперёд
сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
(песня «Дорога добра»)
Никита.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Катя.
Понять и исполнить
Желанье другого
Одно удовольствие,
Честное слово!
Таня.
На клумбе – цветок
Его листья повисли.
Грустит он о чём?
Угадай его мысли.
Даша.
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
Данил.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что- нибудь
Сделай сестрёнке.
Артём.
И ты обернулся
Ретивым конём.
Поможем сестренке
Помчалась на нем.
Вероника.
Хоть мама ещё не вернулась с работы
Нетрудно узнать её думы, заботы.
Лаура.
Вернусь
Хорошо бы пошить, полатать
Да надо
С уборкой возиться опять.
Таня.
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И охнула мама, вернувшись домой:
-Да это как в сказке
Волшебник ты мой!
Учитель.
Вот видите- малые дела, а сколько приятного, доброго. Полил цветок, поиграл с сестрёнкой, помог маме.
Ребята, в заключенье хотелось бы вас спросить, чему мы сегодня с вами учились? Какой должен быть человек?
Наш класс, ваши классы, да и вся школа- одна семья. Хотелось бы, чтобы в ней царило добро, уважение друг к другу, не было ссор, обид. Что для этого нужно? Хотите узнать? Вот послушайте притчу : «Жила – была на свете семья. Она была не простая. Сто человек насчитывалось в этой семье и царил в этой семье мир и лад. Ни ссор, ни драк., ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до владыки страны. Прибыл он в это село, где жила эта семья. и попросил раскрыть секрет мирной жизни. взял глава лист бумаги и написал три слова: Любовь, терпение, прощение. И в конце добавил 100 раз любовь, 100 раз терпенье, 100 раз прощение». Так давайте же любить друг друга, прощать и терпеть.