Цели урока:
• сформировать представление о внутренних водах Южной Америки;
• рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;
• познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами;
• продолжить формирование умения составлять характеристику реки;
• воспитать бережное отношение к природе.
Задачи:
учебные:
• определить ГП крупных рек и озер;
• объяснить особенности питания, характера течения и режима рек.
развивающие:
• отработать навыки сравнения особенностей рек разных бассейнов;
• обобщить, систематизировать воздействие внешних факторов и свести их в таблицу;
• отработать использование при ответе метод аналогий.
воспитательные:
• воспитать бережное отношение к природе;
• сформировать у школьников активную жизненную позицию по сохранению и преумножению богатства земли.
На уроке использовались физическая карта Южной Америки, справочная таблица «Реки Южной Америки», мультимедийная презентация «Внутренние воды Южной Америки».
Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку. В начале урока проводится проверка домашнего задания по теме «Климат Южной Америки». Вопросы задавались на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей. В процессе эвристической беседы учащиеся были подготовлены к восприятию нового материала, тема «Климат Южной Америки» была основой для изучения причин образования внутренних вод и их особенностей.
Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация. Новизна подачи материала способствовала активизации познавательной деятельности учащихся, позволила включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения необходимо для визуализации учебного процесса. С опорой на ранее полученные знания была составлена характеристика озер материка, освещены экологические проблемы, пути их преодоления и разрешения.
Закрепление учебного материала проходит в форме тренировочного теста с последующим анализом допущенных ошибок и корректировкой знаний.
Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально – психологический настрой учащихся
Для урока необходимо иметь компьютер или ноутбук, экран, мультимедийный проектор, программу Microsoft Power Point.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания:
• Какие причины влияют на формирование климата Южной Америки? (значительная часть материка лежит в экваториальных широта;, увеличению количества осадков способствуют теплые течения: Гвианское и Бразильское; холодные Перуанское и Фолклендское течения уменьшают количество осадков на западном и юго-восточном побережье материка; благодаря горам Андам материк открыт влиянию Атлантического океана).
• Как изменяется климат материка при движении с севера на юг?
(при движении с севера на юг климат Южной Америки различается так: на севере – субэкваториальный, вдоль экватора – экваториальный, затем опять субэкваториальный. Вдоль южного тропика - тропический, который сменяется на субтропический, и заканчивается Южная Америка умеренным климатическим поясом.)
• Как изменяется климат материка при движении с востока на запад? Объясните причины. (при рассмотрении климатической карты Южной Америки и определении климата с востока на запад, можно сказать, что на востоке климат соответствует данной широте до самых Анд, в горах начинается климат высокогорный. На побережье Тихого океана Перуанское холодное течение, проникающее почти до экватора, несет холодные воды и снижает температуру в экваториальной зоне. Анды являются климатическим барьером для воздушных масс с Тихого океана, поэтому в умеренном поясе на востоке мало выпадает осадков. К северу от экватора на тихоокеанском побережье тепло и влажно. Вся восточная часть открыта пассатам, поэтому она влажная в летний период.)
3. Объяснение нового материала.
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы.
(Слайд № 1) Сегодня на уроке мы познакомимся с внутренними водами Южной Америки. Перед нами поставлены следующие цели:(Слайд № 2) сформировать представление о внутренних водах Южной Америки; распределении их по материку, характер режима питания, особенности течения; познакомиться с крупнейшими реками, озерами, водопадами; продолжить формирование умения составлять характеристику рек.
Рио-де-Ла Плата по-испански означает «серебряная река»(Слайд № 11), так называют огромный эстуарий, в который впадают, сливаясь, реки Парана и Уругвай. Парана судоходна на протяжении 2500 км от моря, при этом до города Санта-Фе могут подниматься и большие океанские суда.
Истоки Параны лежат на южной окраине Бразильского плоскогорья. Реки Паранаибу и Риу-Гранди образуют ее верховье. Парана несет большое количество ила, который делает ее воду такой мутной, что название «серебряная река» кажется злой шуткой. Впадая в океан, Ла-Плата на многие десятки километров придает океанской воде желтый оттенок, лишая ее прозрачности. На одном из притоков Параны есть очень красивый водопад Игуасу.
Сообщение учащегося. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. Однако особенной известностью пользуется водопад Игуасу(Слайд № 12). Название его в переводе с языка индейцев гуарани означает «большая вода». Водопад находится в 28 км выше того места, где Игуасу впадает в Парану, на границе между Бразилией и Аргентиной, при чем большая часть принадлежит Аргентине.
Водопад впервые стал известен европейцам в середине XVI в., когда его открыл испанский конкистадор Альваро Нуньес Кабеса де Вака. Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 275. С воздуха система выглядит как иззубренная коса. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12 766 т в секунду. Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть» (записки бразильской экспедиции)».
К северу от бассейна Амазонки расположен бассейн реки Ориноко(Слайд № 13), между прибрежной цепью Анд Венесуэлы на севере, Анд Колумбии на западе и Гвианским плоскогорьем на юге.
Бассейн ее занимает площадь около одного миллиона квадратных километров. Истоки Ориноко были найдены лишь в 1951 г., тогда же была установлена и точная длина реки — 2740 км. Ориноко берет начало на юго-западе Гвианского плоскогорья на высоте более 1000 м. Устьем реки является – Атлантический океан. В среднем течении Ориноко прокладывает себе путь через кристаллические породы Гвианского плоскогорья, прорываясь через пороги, образует многочисленные водопады и перекаты .
Обширные и почти идеально плоские равнины, орошаемые Ориноко, расположены на небольшой высоте. Приближаясь к Атлантическому океану, ниже Барранкаса, река разделяется на множество рукавов и протоков, которые образуют огромную дельту площадью около 18 тыс. км2. Самый большой из рукавов дельты - Бока-Гранде шириной 15-20 км. Обширные пространства дельты заболочены, покрыты мангровыми зарослями.
В климатическом отношении бассейн Ориноко четко делится на два сезона: дождливый (с апреля по октябрь) и сухой (с ноября по март). На одном из притоков Ориноко расположен самый высокий водопад – Анхель.
Сообщение учащегося. (Слайд № 14)«В бассейне Ориноко, на реке Чурун, притоке Карони, находится самый высокий на Земле водопад Анхель, названный так по имени его первооткрывателя американского летчика Джимми Энджела. Открыт он сравнительно недавно, в 1935 г. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных уголков Земли. Горный массив Ауян-Тепуи высотой до 3000 м круто обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Что же искал там Энджел? В 1930-х годах в Венесуэле вспыхнула алмазная лихорадка. Энджел купил спортивный самолет и полетел к массиву Ауян-Тепуи. Он первым из людей увидел ленту воды, ниспадающую с гор. Энджел не открыл алмазных месторождений (это сделали другие). Самолет его валяется в горах до сих пор как памятник
безумству — не столько храбрых, сколько алчных. Самого Энджела чудом спасли».
В Южной Америке много озер различного происхождения. Какие по происхождению бывают озера? (По происхождению озера бывают тектонические, ледниковые, старицы, вулканические ….). На севере находится самое большое на материке озеро-лагуна Маракайбо.
(Слайд № 15)В долине Амазонки и других рек множество пойменных озер-стариц. В Центральных Андах лежит самое высокогорное из крупных озер мира — Титикака. Его котловина имеет тектоническое происхождение, а глубина достигает 304 м. Температура воды в нем никогда не поднимается выше +11, +12С. С наступлением сезона дождей оно выходит из берегов и затопляет окружающие поля. Сильные ветры поднимают на озере настоящие штормы.
На озерных мелководьях растет тростник тотора. По мере сгнивания он опускается на дно, а на нем начинают расти новые растения. Постепенно образуются тростниковые острова. Иногда ветры и волны отрывают такой остров от дна, и он становится плавающим. На таких тростниковых островах живут индейцы. Они регулярно набрасывают на их поверхность новые слои свежесрезанного тростника и поддерживают плавучесть острова.
4. Закрепление.
Проводится в виде теста(Слайд № 16,17).
Характеристика Амазонки
Исток – горы Анды
Устье – Атлантический океан
Характер течения – равнинная
Режим – полноводна в течение всего года
Использование – рыбная ловля, судоходство, орошение