Цель урока: используя прием драматизации, прием эмпатии, знакомим учащихся с биографическими данными писателя, особенностями его творчества. Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Хамелеон», углубить понятие о сатире. Способы создания комического. Роль художественной детали в раскрытии образов.
Ход урока:
- Добрый день, ребята! Любите ли вы сюрпризы? Мы с ребятами вам его приготовили, посмотрите.
(Инсценировка эпизодов из знакомых ребятам рассказов А.П. Чехова «Хирургия», «Лошадиная фамилия».)
- Что объединяет эти две инсценировки?
(Автор данных рассказов А.П.Чехов)
-Знакомились ли мы ранее с творчеством данного писателя? Поэтому сформулируйте форму и тему урока.
(Урок-встреча с А.П.Чеховым, писателем и человеком.)
- Сегодня у нас с вами новая встреча с данным писателем. И я приглашаю вас в литературную гостиную, где и пойдет разговор о творчестве и жизни А.П.Чехове.
Знакомьтесь с нашими гостями, которые и помогут нам в этом знакомстве: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, К. Чуковский, А.Ревякин, Россолимо.
(Используется прием эмпатии. Ребята исполняют данные роли.-. Используется материал учебника «Литература» )
- Ребята класса по ходу выступлений составляют таблицу-схему:
Каким человеком предстает Чехов по этим воспоминаниям?
Какие творческие манеры отличают писателя?
А.П. Чехов
человек
писатель
занимается врачебной практикой,
помощь голодающему поколению,
жизнь наполнена работой,
гостеприимный
использует малые формы написания,
точно и предельно кратко изображает правду,
сатира отличается мягкостью.
а) Проверка данной работы.
2.Слово учителя: Антон Павлович Чехов - мастер коротких рассказов.
Я предлагаю вам встречу с героями знаменитого рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
(инсценировка данного рассказа заранее подготовленными учащимися).
3. Работа по содержанию:
4. Посмотрите на схему и определите, какой вопрос зашифрован в ней?
ХАМЕЛЕОН = «ХАМЕЛЕОН»
(Почему данное произведение так называется?)
- Давайте попробуем ответить на данный вопрос: почему это произведение называется «Хамелеон»?
Кто же является хамелеоном в данном произведении?
(Очумелов- хамелеон особого рода. Исполняя должность полицейского надзирателя, он сознает себя представителем власти. Очумелов буквально счастлив от осознания власти над людьми.)
- Давайте посмотрим по тексту и выделим все признаки проявления этой власти?
(Строго покрикивает, грозно шевелит бровями, хозяйски шагает по базарной площади).
- Какую ситуацию выбрал для раскрытия «хамелеонства» Очумелова Чехов?
(Чехов всегда умело в своих рассказах обыгрывает жизненный, реальный материал).
- Сколько раз меняет Очумелов свое решение относительно собаки? Почему?
(в зависимости от чина предполагаемого хозяина собаки)
- Только что мы видели, как Очумелов властно шагает по базарной площади, у него «свой раб» Елдырин. Очумелова боятся завсегдатаи базара. И вдруг что происходит?
- Как это отразилась на его репликах?
-А каким он остался в глазах подчиненных, зевак, наблюдавших сцену с собакой?
Что его спасает?
(Хамелеонство)
5. Посмотрите на представленные иллюстрации.
(на иллюстрациях- шинель, крыжовник)
- Что их объединяет? Можно ли сказать, что это просто иллюстрации к произведению?
Какую роль они играют?
(А.П.Чехов – мастер художественной детали. Они подчеркивают характер персонажей, главную мысль рассказа)
- Дополните список . Какие еще художественные детали использовал Чехов в рассказе?
(палец Хрюкина, говорящие фамилии)
- Каким чувством навеян данный рассказ? Какой прием, на ваш взгляд, использует Чехов- сатиру или юмор?
- Вернемся к Очумелову. Каковы его действия? Способен ли он мыслить, чувствовать? Вызывает ли это смех?
- С кем еще мы встречаемся в описательной части?
(Хрюкин- полупьяное лицо, окровавленный палец)
- Смешная ли это картина?
- А теперь обратим внимание на щенка. Что написано в его глазах?
- Так к какому выводу подводит нас А.П.Чехов?(писатель использует сатиру, а читателю становится грустно и страшно от нарисованной картины)
6. Делаем вывод.
Составьте призыв, который, на ваш взгляд, должен звучать после знакомства с этим произведением.
(Люди, не будьте хамелеонами! Хамелеонству - НЕТ!) и др.
Домашнее задание:
напишите сочинение-рассуждение: «Хамелеонство в нашей жизни».