Имя урока:«На счастье, на здоровье, на новое Лето………»
Цель:Содействоватьразвитию познавательного интереса, творческих способностей, ценностных отношений обучающихся к традициям, обычаем русского народа через знакомство с обереговой культурой на примере изготовления рождественского венка.
Задачи:
- создать пространство эмоционально-ценностной комфортности и мотивации к предлагаемой деятельности;
- актуализировать систему представлений обучающихся об обереговой культуре через ценностное отношение к ней;
- вовлечь обучающихся в творческую деятельность по разработке своего рождественского венка;
- обеспечить развитие познавательного интереса и творческих способностей в процессе практической деятельности;
-осуществить педагогическую поддержку и привести ребенка к созданию своего рождественского венка – оберега.
Слайды с фотографиями зимы и Нового года. На этом фоне читаю:
Однажды день и час приходит, Все ждут с надеждой их приход, И это чудо происходит, И это чудо ………….? – Новый год!
Это действительно чудесный праздник, связанный с надеждами на лучшее в грядущем году, ожиданием исполнения всех желаний. Не зря говорят: «Как встретишь новый год, так его и проживешь».Новый год и Рождество– это те праздники, которые с предвкушением ожидают и дети, и взрослые. Для кого-то важны новогодние подарки, а кто-то надеется на исполнение заветного желания. В эти дни принято желать друг другу счастья, радости и добра. Это праздники, которые соединяют прошлое, настоящее и будущее, светлые мечты и новые цели; его сопровождают безудержное веселье и тихая грусть, сожаление о быстро проходящем времени и устремленность в будущее.
В каждой стране есть свои законы, свои традиции, свои любимые праздники. Все они разные, неповторимые, привязанные к определённым датам и событиям, сформировавшиеся под влиянием религий и объявленные правителями много лет и даже веков назад. Однако есть один праздник, который отмечается во всех уголках земного шара, всеми народами; праздник, объединяющий людей нашей планеты и дарящий им ожидание чуда, веру в прекрасное будущее. Конечно же, этоНовый год.
В России традиция празднования Нового года 1 января была введена Петром 1 в 1700 году. Рождество Христово - это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.
- А Вы знаете, как традиции новогодних, рождественских праздников связаны с обереговой культурой?
- Что вам известно об этом? Какие обереги традиционно используются в праздновании Нового года, Рождества?
-А зачем в Рождество звонят в колокола, и что символизируют свечи?
- Как вы считаете, нужно ли нам современным людям, живущим в век высоких технологий сохранять и продолжать традиции прошлого?
Оберег это суеверие, в которое не надо верить или традиция, которую надо сохранять?Для чего?
Чем больше в будущее входим, Тем, больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
Имя нашего урока: «На счастье, на здоровье, на новое Лето………»
Проблемный вопрос урока (на доске)
В чем прелесть и своеобразие новогодней, рождественской обереговой культуры?
Прошу вас высказать своиожидания от нашего урока. Сформулируйте свою цель.
На экране разные новогодние обереги.
- На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Оберег — не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический, и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков. В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса.Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой.
-Какие обереги вам известны?
(плетень, веник, домовой, баба-яга, домик, мешочек, лопатка, лапоть и т.д.)
- Я предлагаю вам дать свое понятие «рождественский венок» и отразить это словами, рисунком, что вам ближе.
- Венок – что вы знаете об этом обереге?
- Когда появилась традиция украшать дом рождественским венком?
- Что он обозначает?
Слайды по истории венков.
Я предлагаю нам сегодня прикоснуться к традициям новогодней обереговой культуры, придумать, и создать свой оберег, пофантазировать и придумать свою семейную сказку, загадаем желания, и они обязательно сбудутся. А для этого предлагаюотправиться в мастерскую Деда Мороза.
- А теперь предлагаю разработать исделать эскиз своего рождественского венка-оберега.
(Обсуждение эскизов венков.Учитель помогает учащимся анализировать свое изделие наводящими вопросами).
4. Практическая работа.
- Давайте создадим свой рождественский венок, вы можете выбрать для изготовления свою модель или делать по готовым технологическим картам.
- Возьмите, необходимый вам материал.
- Подумайте, что вы хотите отразить из символики оберега.
- Не забываем о технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, клеем.
- Придумайте к нему название. Помните: изделие цениться своей простотой, оно должно быть интересным, оригинальным.
- Приступаем к работе. Я уверена, что у вас все получиться.
Слайд с символами оберегов.
5. Презентация изделий.
Педагог оформляет выставку работ, дети кратко рассказывают о своих сувенирах.
- Вы сделали прекрасные рождественские обереги. Что же принесут в ваш дом сделанные вами обереги?
-Что для вас было наиболее интересным при разработке и создании рождественского венка-оберега?
- В чем на ваш взгляд прелесть и своеобразие новогодней и рождественской обереговой культуры?
-Определитесь – ваши ожидания от урока – достигнуты?
- Выразите ваше отношение к сегодняшнему уроку при помощи смайликов.
На доске крепят смайликов.
Наш урок я хотела бы закончить словами
«Пусть ум и руки ваши творят чудеса, И мир станет прекрасней от мудрости творца».
Размещено Wed, 23/02/2011 - 13:20 пользователем Ирина Сергеевна Полубедова.
Я прочитала ваш урок. Мне очень понравился.Я сама учитель технологии и работаю в данной области недавно около 6лет. Возможно, я не по тем критериям оцениваю, но идея и воплощение ее меня очень заинтересовала. Я тоже часто на уроках технологии использую подобные исторические сведения и прошу воплодить детей, но уже в современной обработке. Я постараюсь в ближайшее время подобное из своих разработок выложить на сайте.
На: Рождественский венок
Я прочитала ваш урок. Мне очень понравился.Я сама учитель технологии и работаю в данной области недавно около 6лет. Возможно, я не по тем критериям оцениваю, но идея и воплощение ее меня очень заинтересовала. Я тоже часто на уроках технологии использую подобные исторические сведения и прошу воплодить детей, но уже в современной обработке. Я постараюсь в ближайшее время подобное из своих разработок выложить на сайте.
На: Рождественский венок
интересный конспект!!!!