Отношение учителей истории и не только к ЕГЭ по истории
Ответов - 39
пн, 23/02/2009 - 13:49
Елена Евгеньевна Воробьёва
На сайте с: 31/10/2008
Баллы: 3694
Уважаемые историки! Выскажите свое отношение к ЕГЭ по истории.
В последнее время в СМИ высказываются мнения о том что ЕГЭ- это продолжение плана Даллеса. Материалы об этом плане можно посмотреть, например, в Википедии - свободной энциклопедии. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0
Отношение к ЕГЭ очень неоднозначное. С одной стороны данная форма позволяет проверить больший объем знаний фактического материала. С другой, мы не можем проверить на ЕГЭ в полной мере уровень сформированности важнейших умений: формулирования мнения, правильного рассказа, каротографического умения и т.д. Наверное, это уже не так важно? Только мне, историку с 2 5 - летним стажем, это не понятно. Отдельный разговор про натаскивания на решения тестов, некорректность их формулировок... А в целом ЕГЭ - это бомба замедленного действия, которая скоро покажет себя во всей красе. Жаль, что пострадают наши учащиеся.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
В прошлом году я была экспертом в комисси по истории по заданиям уровня С. Ответы детей были разными, от очень хороших до никаких. Знаю по себе, что выразить мысль устно и письменно- это совершенно разные вещи. Об умениях лучше промолчу. В массовом порядке в условиях концентрической системы и беглого изучения истории о них говорить трудно. С другой стороны - ЕГЭ - И Я ЭТО ВИДЕЛА НА ПРИМЕРЕ ПОСЛЕДНЕГО ВЫПУСКА ДАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТУПИТЬ НАШИМ СЕЛЬСКИМ ДЕТЯМ ДАЖЕ В МЕДИНСТИТУТ, КУДА БЫ ОНИ НЕ ПОСТУПИЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ НАШЕЙ ШКОЛЫ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЕГЭ. ЕГЭ требует от выпускника напряжения сил, максимальной отдачи, и одновременно закрывает путь к получению аттестата о среднем образовании многим слабеньким ученикам, которые физически не могут усвоить такие большие объемы знаний. Палка о двух концах. Мне нравятся некоторые задания ЕГЭ НА СРАВНЕНИЕ, систематизацию, узнавание событий, людей.НА УРОКЕ ОНИ РАБОТАЮТ. Хороши для обобщения. Учат мыслить логично. НО! На другой чаше весов тоже немало сомнений. Мне жаль своего сына - 8 классника, который говорит, что их пугают ЕГЭ, А ОН ДУМАЕТ, ХОРОШО ИМ - УЧИТЕЛЯМ!- ОНИ ЕГЭ НЕ СДАВАЛИ.Учеба - это труд, но для ребенка он все-таки должен быть эмоционально радостным трудом, иначе он не захочет учиться.
Уважаемая Елена Евгеньевна, я рада, что вы изменили свой комментарий относительно того, "что промолчишь, за умного сойдешь". Если честно, то эта ваша фраза убила во мне всякое желание давать комментарии в вашем сообществе. Наверное, и правда, нужно было промолчать, как это делают многие мои коллеги.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
Предлагаю прочитать отрывок из статьи Ивана Баженова "Хаос в головах"
"Вопрос: "Какое из приведённых положений относится к церковной реформе патриарха Никона?". И варианты ответов: замена двоеперстного крестного знамения троеперстным, открытие славяно-греко-латинской академии, учреждение Святейшего Синода или же отделение Церкви от государства.
Здесь руки уже опускаются. Задача школьного учителя истории – сделать так, чтобы дети не просто знали и могли по памяти воспроизвести набор фактов или имен, а чтобы они понимали смысл проводимых властью реформ и вызовы, с которыми приходилось сталкиваться России на протяжении своей истории. Именно эту способность понимать смысл происходящего и связывать одни события с другими и должен проверять экзамен. А приведенный нами вопрос мало того, что не отражает суть реформы патриарха Никона (вызвавшей, кстати, тяжелейшие последствия для всей дальнейшей русской истории), так он еще и сводит всю реформу в глазах школьника к непонятным мелочам. И дело здесь совсем не в самой по себе церковной реформе, это всего лишь пример. Дело в том принципе, по которому в рамках ЕГЭ чиновники от образования выстроили все вопросы о наиболее важных событиях нашей истории. Вместо понимания и ощущения "живой ткани" своей истории школьников теперь натаскивают на формальные, мертвым грузом лежащие детали, которые забудутся через месяц после сдачи экзамена. Имена и факты – это всего лишь кирпичи, из которых при всем желании нельзя сложить прочный дом, если у вас нет цементного раствора, чтобы скрепить их между собой. Понимание сути происходящего – вот тот самый "раствор", благодаря которому в уме школьника все события прочно складываются в цельное здание. А идеологи ЕГЭ, облегчая себе жизнь, вознамерились проверять не качество "раствора", а количество кирпичей, и дела им нет до того, что будет происходить в головах школьников.
Далее, вопрос: "Что из названного стало причиной окончательного отказа руководства СССР летом 1939 г. от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?". Правильный вариант ответа звучит так: "Срыв переговоров с Англией и Францией о совместной защите стран Восточной и Центральной Европы". Казалось бы, все хорошо, но только фраза "срыв переговоров с Англией и Францией" не столько отвечает на поставленный вопрос, сколько заставляет задать другой: а отчего случился такой срыв? Понятно стремление авторов к "политкорректности", но если бы им хватило храбрости написать более правдивый и исчерпывающий вариант (например, так: "Действия Англии и Франции по примирению с Германией, приведшие к срыву переговоров о коллективной безопасности"), то и в сознании школьника картина была бы яснее. А такой "стерильный подход" способен только исказить действительность.
Последнее, что хочется сказать по поводу тестовой части ЕГЭ – это полное отсутствие связи между вопросами. Они не объединены никакой концепцией и не создают никакого целостного представления о развертывании исторического процесса в России. Видимо, на этом все скудные творческие силы у коллектива, их разрабатывавшего, уже совсем закончились. Спасибо на том, что хотя бы более-менее выдержан хронологический принцип. Но почему старшеклассник должен испытывать дополнительные нагрузки, будучи вынужден постоянно переключаться между персоналиями, сражениями, мемуарами и датами, причем без всякой связи между ними?
В итоге автор этих строк, сам профессиональный историк, окончивший с отличием истфак МГУ им. М. В. Ломоносова, получил на экзамене "четверку". Что же тогда говорить о школьниках, которым ответы на многие вопросы и взять-то неоткуда?
Все это – не ситуативные, а системные пороки нового экзамена. Сами вопросы, конечно, будут другими, но губительные принципы в их основе никуда не денутся – разрабатывают их все те же люди. Вывод неутешительный: ЕГЭ в том виде, в котором он реализован, убивает способность школьника понимать смысл разворачивавшихся в истории процессов. А через это убивается главное, что должна сформировать школа – способность к абстрактному мышлению. На это просто не остается времени – ведь нужно запоминать груду фактов, иначе это чревато плохой оценкой на экзамене и проблемами с поступлением в вуз. Усиленно развивается репродуктивное мышление (возможность воспроизводить заученное) в ущерб продуктивному, творческому. Итог – человек превращается в "попугая".
На этом фоне исключительно возрастает роль педагога, способного так учить, чтобы дети и факты запоминали, и связи между ними могли устанавливать. Но министр Фурсенко и здесь отметился, заявив, что наряду с юристами и экономистами педагогов подготовлено слишком много, рабочих мест для них нет, а потому экономикой они не востребованы. В 2007 году министр выразил свои воззрения предельно четко: "Зачем готовить педагогов, если в школу идет от 8 до 30 % выпускников? Они не хотят работать учителями".
Во-первых, нехватка кадров педагогических работников по стране большая, и как-то странно, если Фурсенко этого не знает. И потребность в учителях будет только возрастать в свете масштабных планов по развитию регионов, программы возвращения соотечественников и демографических программ. А что касается желания работать в школах – вот это проблема. Потому что зарплата молодого специалиста, только-только пришедшего в школу и не имеющего стажа, не позволяет ему нормально жить и обзаводиться семьей. Будь в отрасли конкурентоспособная заработная плата – люди бы туда стремились – и как следствие, повышались бы требования к педагогам, да и с "востребованностью" вопрос бы не стоял. Однако Фурсенко, похоже, предпочитает не обременять себя такими проблемами, а просто сократить масштабы подготовки педагогов.
Однако под образованием в нашей стране, как это записано в соответствующем федеральном законе, понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства". И превращать школу и ВУЗы в "штамповочные цеха" по "изготовлению" автоматов, способных не производить, а только воспроизводить – губительно и для человека, и для общества, и для государства. Опыт массированного применения тестовой системы в США уже наглядно это доказал. Так для чего же нам наступать на те же грабли?
А был ли он, план Даллеса? Я знаю такую версию: фрагмент знаменитого изречения Даллеса - цитата из известного романа "Вечный зов" (по моему, Марков Г.)?
Есть такая версия - что это фальшивка. В Википедии тоже об этом пишут. Но здесь имеется в виду сравнение, на что был направлен план Даллеса и направлен ЕГЭ.
Разговаривая с коллегами о ЕГЭ, я часто спрашиваю: "Как вы думаете, если бы вернуться к прежней, советской системе образования(при обновленном содержании), ЕГЭ было бы таким же страшным для учителя от которого потребуют результат?" И мне еще никто не ответил положительно. Есть большая разница, например, сколько времени изучать Великую Отечественную войну для получения этого результата. Или 3 часа или 15.Если мы желаем заложить основы науки, то, наверное, для этого нужно время. Если нам это нужно.
Я согласна с вами, Ирина Борисовна. Нельзя изучить ВОв за 3 урока, а гражданскую за 2. и на выходе получить хорошие знания. Все-таки линейная система имела свои преимущества. Что может вспомнить ребенок в 9 классе, какую переписку Ивана 4 с Курбским, если это изучал он в 6 классе в 11 возрасте!!!! О какой микро- и макроэкономике он может рассуждать, если по старому БУПу в обществознании 8-9 классов на изучение экономических тем выделено совсем ничего часов. Каждому знанию свое время. И еще. А почему только учитель истории должен быть заинтересован в знаниях своих учащихся? А общество не должно? На сегодняшний момент, горько констатировать, что - нет.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
Спасибо, уважаемая Татьяна Геннадьевна за поддержку. Для Нижегородской области этот первый год будет особенно тяжелым. А как у Вас? Перестроилось ли сознание учеников и родителей? У нас с этим большие проблемы. Можем ли мы надеется на перемены к лучшему?
Я думаю, что проблемы везде одинаковые. Нельзя мгновенно перестроиться. Для этого нужно время. Некогда в Саратовской области история была обязательным предметом для сдачи в 9 и 11 классах. Также было тяжело. Особенно в 1 год. Затем привыкли. Появился опыт в подготовке всего!!!! класса к сдаче экзамена. Мне очень повезло, что моя параллель выпускается лишь на следующий год. Поэтому опытом я воспользуюсь вашим. Удачи, вам коллеги!
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
Уважаемые историки! Выскажите свое отношение к ЕГЭ по истории.
В последнее время в СМИ высказываются мнения о том что ЕГЭ- это продолжение плана Даллеса. Материалы об этом плане можно посмотреть, например, в Википедии - свободной энциклопедии. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0
А что думаетет ВЫ?
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294