Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Уездный город в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Фото пользователя Ирина Борисовна Дубоносова
Submitted by Ирина Борисовна Дубоносова on Wed, 09/02/2011 - 22:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дубоносова Ирина Борисовна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ № 5 МО "Ахтубинский район"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. Образовательная: научить определять средства и приёмы, используемые автором для раскрытия образов, темы, идеи произведения. 2.Развивающая: равивать навыки анализа художественного текста. 3. Воспитывать чёткую гражданскую позицию, любовь к литературе, любовь к родному городу.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Н. В. Гоголь. Комедия "Ревизор"

2. Мультимедийная презентация, подготовленная учителем с использованием ресурсов разных сайтов Интернет.

3. Рабочая тетрадь учащихся.

Используемое оборудование: 

1. Мультимедиа.

2/ Портрет Н.В.Гоголя.

3. Слова на доске.

4. Раздаточный материал: незаполненная таблица "Чиновники города"

Используемые ЦОР: 

Инсценировка отрывка из комедии (Д.1, явл.6)

Формы работы учащихся на уроке:

1. Участие в эвристической беседе.

2.Работа с текстом произведения (чтение, пересказ, анализ).

3. Словарная работа.

4. Заполнение таблицы.

5.Участие в инсценировке.

6. Работа в тетради.

Краткое описание: 
1. Инсценировка. 2. Слово учителя. 3. Словарная работа.4. Эвристическая беседа. 5.Работа с текстом комедии (чтение по ролям, комментирование.7.Инсценировка. 8.Заполнение таблицы. 9.Сообщение нового материала. 10.Вывод. 11.Заключение. 12.Домашнее задание. 13.Подведение итогов.

ХОД УРОКА:
1. Инсценировка (Д.1, явл.6)
Анна Андреевна вбегает в комнату, за ней входит не торопясь Марья Антоновна.
А.А. – Ах, боже мой! Муж! Антоша! Антон! А всё эта. И пошла копаться: «Я булавочку, я косынку». Антон, куда, куда? Что, приехал? Ревизор? С усами? С какими усами?
Голос городничего. После, после, матушка!
А.А. После? Вот новости – после! Я не хочу после… Мне только одно слово: что он, полковник? А? (С пренебрежением) Уехал! Я тебе вспомню это! А всё ты: «Маменька, маменька, погодите, зашпилю сзади косынку; я сейчас». Вот тебе и сейчас! Вот тебе ничего и не узнали! А всё проклятое кокетство; услышала, что почмейстер здесь, и давай перед зеркалом жеманиться; и с той стороны, и с этой подойдёт. Воображает, что он за ней волочится, а он просто делает гримасу, когда ты отвернёшься.
М.А. – Да что ж делать, маменька? Всё равно чрез два часа мы всё узнаем.
А.А. – Чрез два часа! Покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом! Как ты не догадалась сказать, что чрез месяц ещё лучше можно узнать! (Свешивается в окно). Эй, Авдотья! А? Что, Авдотья, ты не слышала, там приехал кто-то…? Не слышала? Глупая какая! Машет руками? Пусть машет, а ты бы всё-таки его расспросила. Не могла этого узнать! А? Скоро уехали! Да ты бы побежала за дрожками. Ступай, ступай сейчас!
М.А. - Слышишь, побеги, расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько: что за приезжий, каков он, - слышишь? Подсмотри в щёлку и узнай всё, и глаза какие: чёрные или нет, и сию же минуту возвращайся назад, слышишь?
Вместе – Скорее, скорее, скорее, скорее.
2. Оргмомент (приветствие, постановка целей, определение задач).
Мультимедиа. Портрет Гоголя.
Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, вы узнали героинь произведения. (Постановка проблемного вопроса). Да, верно, это Анна Андреевна и Марья Антоновна, жена и дочь Городничего из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Сегодня мы с вами будем говорить об этой бессмертной комедии, чтобы (постановка целей, определение задач) 1. Раскрыть образ уездного города, нарисованный Н.В.Гоголем; 2. Определить, какими средствами пользовался автор, чтобы показать обобщенность, нереальность и в то же время типичность этого города.
Слово учителя.
Вот уже более 170 лет эта пьеса не сходит с подмостков столичных театров. Но мы с вами живём не в столицах, живём в небольшом городке России, каких много по всей нашей необъятной стране. В России 19 века такой город назывался «уездным». Чтобы перенестись из нашего 21 века в век 19, нам нужно вспомнить некоторые понятия, которыми мы сегодня на уроке будем пользоваться.
Мультимедиа. Слайды со сценами из комедии, иллюстрациями.
3. Словарная работа. На доске разбросаны слова: образуйте из них синонимичные пары. Что такое синонимы? Верно, слова, имеющие одинаковое или похожее значение.
ГУБЕРНИЯ – ОБЛАСТЬ
УЕЗДНЫЙ ГОРОД – РАЙОННЫЙ ЦЕНТР
ГОРОДНИЧИЙ – МЭР (ГРАДОНАЧАЛЬНИК)
ДЕПАРТАМЕНТ – УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧИНОВНИК – ЧИНОВНИК
РЕВИЗОР – РЕВИЗОР (ИНСПЕКТОР).
4. Эвристическая беседа.
Что же это за город, в котором разворачивается действие комедии «Ревизор»? Есть ли у него название? А почему нет? (Это не настоящий город, а вымышленный, это художественный образ, это типизация).
Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем…». Таким образом, в комедии Гоголь рисует не конкретный город, а собирательный образ уездного города. По концентрации здесь всяких злоупотреблений он не реален, он не может быть реален. Как вы думаете, почему? Но при этом он типичен. В чём его типичность? Город этот не столичный и находится в самой глухой провинции. И в этот город вдруг едет ревизор. А зачем? Давайте посмотрим, как говорится об этом в комедии. Откройте ваши учебные хрестоматии на стр. 208. (Д.1, явл.1).
5. Работа с текстом комедии, чтение по ролям, комментирование после чтения.
В комедии представлены все основные стороны российской действительности:
1. Изображены основные городские слои:
• Чиновничество: Ляпкин-Тяпкин, Шпекин, Земляника;
• Городские помещики: Бобчинский, Добчинский;
• Купечество: Абдулин (принёс сахарную голову);
• Мещанство: слесарша Февронья Петровна Пошлёпкина и жена унтер-офицера (которая «сама себя высекла»).
2. Городские нравы:
• Драки, телесные наказания (откуда мы об этом знаем?)
• Разговоры о политике.
• Сплетни, преклонение перед всем столичным («Но только какое тонкое обращение! Сейчас можно увидеть столичную штучку. Приёмы и всё такое… Ах, как хорошо!)
3. Показаны все стороны государственного управления, все сферы городской жизни. Какие? (образование, здравоохранение, суд, власть). Нет только армии и духовенства, так как они не подчиняются городским властям.
Мультимедиа. Слайд с текстом
Ну что же, вы очень хорошо вспомнили фамилии и имена героев нашей комедии, живущих в этом уездном городе. Давайте попробуем в небольшой сценке показать характеры некоторых из этих чиновников. Кто хочет поучаствовать?
6. Инсценировка с участием ребят (без подготовки).
Мультимедиа. Портрет Гоголя. (Слайд 9)
(Д.1, явл.1)
Произнесите так, как будто для вас этот приезд совсем неожидан.
Г. – Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
Аммос Фёдорович. – Как ревизор?
Артемий Филиппович. – Какой ревизор?
Ещё раз эту же сцену с другой интонацией. Представьте, что вы ожидали приезда, но не ревизора, а кого-то другого.
Спасибо, садитесь. Вот видите, как по-разному можно встретить известие о приезде ревизора. Кто из ребят был более похож на судью или попечителя богоугодных заведений?
А теперь давайте с вами поговорим о тех сферах деятельности, в которых они заняты. Боятся чиновники приезда ревизора? Почему? И что же они предпринимают для того, чтобы он не уличил их в преступлениях?
Давайте заполним таблицу, которая у нас перед глазами. (У каждого ученика на парте незаполненная таблица). Работаем совместно, заполняем таблицу, отвечая на вопросы учителя.

7. Заполнение таблицы.

имя должность Сфера
деятельности Что происходит Что предпринимает
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский городничий Власть, порядок, градостроительство На улицах грязь, пьяные, церковь не построена, кучи мусора, взяточничество Приказывает подмести одну улицу, разметать забор, даёт Х. 400 рублей
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин судья Судебная власть, правосудие В документах полная неразбериха, судят не по закону, заседатель – пьяница, в передней суда ходят гуси, высушивается всякая дрянь, висит арапник Ничего, всё равно в документах ничего не разберёшь, даёт Х. деньги «взаймы»
Степан Ильич Уховёртов, Свистунов, Пуговицын, Держиморда Частный пристав, полицейские полиция Драки, пьянство, полицейские пьяны на работе или не приходят на работу из-за пьянства охраняют сон Х., сопровождают в поездке по городу, выполняют поручения городничего («на посылках»)
Иван Кузьмич Шпекин почмейстер почта Письма распечатываются, не доставляются адресату или доставляются с опозданием Даёт 300 рублей
Лука Лукич Хлопов Смотритель училищ Образование (училища, школы) Учителя странные, один делает гримасы, другой не помнит себя, когда объясняет, ломает мебель Приказывает учителям, чтоб не делали рож, даёт взаймы 300 рублей
Артемий Филиппович Земляника Попечитель Богоугодных заведений Здравоохранение (больницы, дома призрения) Больные выздоравливают, как мухи, колпаки грязные, больные не мытые, кормят их квашеной капустой Хорошо угостили Х. завтраком, доносит на всех чиновников, даёт 400 рублей

Мультимедиа. Заполненная таблица. (Слайд 10.)


«Сборность», нереальность города подчёркивается тем, что каждый конкретный чиновник никаких особенных злодейств не совершает, они не убивают, не воруют. А почему же мы видим, что всеми без исключения и постоянно совершаются преступления, какие это преступления? (Берут взятки не только деньгами, но и борзыми щенками, делом не занимаются, казну растрачивают не туда, куда следует).
8. Сообщение нового материала.
Для раскрытия обобщённого образа города Н.В.Гоголь использует различные средства. Давайте запишем их в свои тетради.
Мультимедиа. Средства изображения (слайд 11)
1. Сценический принцип «четвёртой стены». Что это значит. Обычно на сцене три стороны закрыты декорациями и кулисами, а четвёртая – обращённая к зрителю – открыта, и актёры могут обращаться к зрителю, иногда не напрямую, но ожидая реакции зрителя, часто в действии есть персонаж, который выражает мнение автора. В комедии «Ревизор» этой открытости сцены в зрительный зал нет. Действие на сцене происходит самостоятельно, само ограниченно. Образ города приобретает гиперболические размеры. Гоголь как бы смотрит со стороны и сверху, позволяя событиям разворачиваться в соответствии с характерами героев, персонажа, выражающего мнение автора, нет. Актёры, занятые в спектакле по пьесе «Ревизор, знают, что между ними и зрителем «закрытая» стена. Как автор может помочь актёрам понять роль? (Ремарки, описание характеров в начале пьесы).
Что объединяет всех героев пьесы, и чиновников, и Хлестакова? Страх. Когда чиновников охватывает это чувство? (В начале пьесы). А проходит ли их страх? (Нет. Они перестают бояться Хлестакова, но не перестают бояться ревизора). Немая сцена этому подтверждение – все застыли от ужаса при словах жандарма.
2. Изображение города как самостоятельного целого образа достигается через объединение всех героев единым чувством страха, которое охватывает героев в начале пьесы и не проходит даже после её завершения. Вспомните немую сцену. Для чего она нужна в пьесе? (Все застыли от ужаса при словах жандарма).
3. Детали городского быта – ещё одно средство создания образа города. Как мы видим город? (Глазами чиновников и через бытовые подробности в ремарках и репликах: «Г. – Ах, я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору.
4. А.А. Я живу в деревне…
5. Г. Хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
6. Г. – На улицах кабак, нечистота!
7. Х. – Суп подали, в котором какие-то перья плавают вместо масла, и чай приносят такой странный, воняет рыбой, а не чаем»).
9. Делаем вывод.
Гоголь сатирически изобразил собирательный образ города, а не конкретный город. А что значит сатирически? Мультимедиа. Понятие сатиры.

Сатира – художественный приём, используемый автором для осмеяния человеческих или общественных пороков. Такой злой смех учит человека добру. Традиции Гоголя в изображении собирательного сатирического города продолжил Салтыков-Щедрин в «Истории одного города».
Мультимедиа. Слайды с фотографиями нашего города (9 студия)
11. Заключение.
Мы с вами тоже живём в уездном городе. Таких городов много в России, но при этом он такой один, такой молодой, растущий, спокойный. В нашем городе есть много замечательного, прежде всего в нём живут замечательные люди. Хотя и не всё в нашем городе идеально, нашему городу никогда не стать героем сатирической комедии. Правда?
12. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Что бы сегодня высмеял в нашем городе Гоголь?»
13. Подведение итогов. Давайте ещё раз вспомним, что нового мы узнали, чему научились, что понравилось, как работали, достигли ли целей. Оценки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вера Васильевна Журбина

На: Уездный город в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"


Ирина Борисовна! Урок интересный, включает в себя разнообразные виды деятельности. А главное - нестандартный подход к изучаемому материалу. Спасибо!

Журбина В.В.



Фото пользователя Анаида Заярнова

На: Уездный город в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"


Ирина Борисовна! очень интересный урок! Уездный город Гоголя показан Вами именно по- гоголевски...СПАСИБО!




Фото пользователя Виктория Вячеславовна Мордасова

На: Уездный город в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"


Ирина Борисовна, добрый вечер!ваша методическая помощь через ресурсы интернета поможет нам , начинающим учителям, в своей практике использовать материал, который ,надеюсь.всколыхнет сердце ребенка и повернет его лицом к литературе-источнику не только знаний , но и  кладези хорошего воспитания.yes

викулька



 Сообщество "Ахтубинский словесник"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн