Номинация «Готовлю учебный фильм».
Общая тема: «Человек среди людей или культура общения», 8-й класс.
План – конспект открытого урока по теме: «Радость и сложность общения».
Цели урока: повторить и закрепить знания по теме предыдущего урока «Межличностные отношения»; познакомить учащихся с основными понятиями и терминами, составляющими суть общения, включая его культуру и гуманизм как принцип поведения; воспитывать культуру общения и цивилизованного ведения спора, вырабатывать навыки самоконтроля и самоанализа; содействовать развитию аналитического мышления. (Используется слайд № 3 для объяснения целей урока)
Оборудование, оснащение урока.
1. Учебник по обществознанию. 8-9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова.
2. Рабочая тетрадь.
3. Альбом учебный «Обществознание, 8-9 классы, ООО «Спектр-М», Л. 5 «Социальная сфера»,
Р. «Конфликты», 2006 г.
4. Тесты и видеоклипы (компакт-диск №1, ООО «Марис», 2004 г., ЗАО «Новый Диск», 2004 г.).
5. Учебный видеоролик-презентация: «Радость и сложность общения» - 22 слайда и 1 видеофильм.
Ход урока.
1-я ч. Повторение ранее изученного материала.
(Используется слайд № 4 в качестве плана повторения)
1. Устный диктант. Объяснить значение основных понятий и терминов: межличностные отношения,
симпатия, антипатия, деловые и личные отношения, знакомство, приятельство, товарищество.
2. Устный опрос. В чём состоят основные особенности межличностных отношений?
3. Анализ практических ситуаций (сценок, которые подготовили ученики по заданию учителя).
Вопросы анализа: 1/. Какие отношения затронуты? (личные, деловые).
2/. На каком уровне, в какой форме они проявляются?
4. Письменное задание. Заполнить таблицу (из рабочей тетради, с. 27:
( ! Отношения личные ! Отношения деловые !).
5. Анализ смыслового содержания стихотворения А.С. Пушкина (учебник, задание 2, с. 67).
6. Оценка знаний учащихся: происходит по результатам участия в устном опросе и уровня выполнения письменного задания.
2-я ч. План работы над темой урока и изучаемые вопросы:
1. Введение в тему урока.
2. Необходимость и важность общения.
3. Культура общения: условия и правила общения.
4. Как избежать конфликта: фазы конфликта и правила ведения спора.
5. Закрепление изученного материала.
6. Контрольное тестирование.
Работа над изучаемой темой.
(Опора на слайд № 5)
1. Вступительное слово учителя о важности и сложности общения: работа с учебником и последующая беседа с учащимися.
2. Необходимость и важность общения.
Вопросы для беседы: 1. Как вы понимаете, что такое «общение»?
2. Когда и для чего человек общается?
3. С кем человек общается? (Просмотр слайдов с 14-го по 20-й).
4. Какое наказание для человека считается самым страшным?
5. С какого возраста ребёнок начинает активно развиваться через общение со взрослыми?
6. Какую роль играет общение в передаче знаний, опыта?
7. Можно ли быть принципиальным, отзывчивым без общества?
8. Способствует ли общение развитию интереса?
9. Как чувствует себя человек в обществе, который не умеет общаться?
Словарная работа. Записать в тетрадь определение. Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми, способствующая установлению и развитию контактов между ними. Культура общения – форма общения, основанная на знании и практическом использовании
принятых условий и правил. Гуманизм – человеколюбие, уважение к человеку.
3. Культура общения: условия и правила общения.
а/. Словарная работа. Риторический вопрос и запись в тетрадь. Содержание общения – это то, что
сообщается и как в процессе общения.
Три процесса (этапа) общения:1.Обмен информацией, её уточнение и обогащение; 2. Обмен действиями, выработка стратегии взаимодействия; 3. Восприятие и понимание партнёра, особенностей его психологии и поведения.
б/. Работа над схемой (по слайду № 6).
Задание классу: 1. «Познакомиться с содержанием статьи учебника по культуре общения и выделить (отметить) условия и правила общения». 2. «Вместе с учителем составить схему (в тетрадях) «Условия и правила общения» (схема на слайде).
в/. Закрепительная беседа с классом по вопросам:
1). Чем нужно обладать, чтобы поделиться информацией?
2). Что понимается под культурой общения?
3). Каковы условия общения? Каковы правила общения?
4). Что говорили «великие люди прошлого времени» об общении?
(Л. Н. Толстой, М. Горький, М.М. Рощин. Истользуется слайд № 7)
4. Как избежать конфликта: фазы конфликта и правила ведения спора.
а/. Работа с материалом учебника и настенным плакатом: знакомство с содержанием статьи и плаката с последующей беседой. Вопросы для беседы: 1. Как вы понимаете, что такое «конфликт»? (Примерные ответы: спор, конфронтация); 2. Посмотрите на плакат и ответьте на вопрос: «Какие бывают конфликты?» (Ученики называют: внутренние, межличностные, социальные); 3. Из-за чего
возникают конфликты? (Примерные ответы или уточнения учителя: 1/. Несовпадение мнения о себе и других; 2/. Недостаток культуры общения); 4. Одинаково ли оценивают свой интеллект, свои способности мужчины и женщины, молодые и взрослые люди? (Примерный ответ: не одинаково, т.к.одни преувеличивают свои способности, а другие занижают); 5. Может ли это быть причиной конфликта? (Ответ ясен).
б/. Словарная работа: 1). Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение разных интересов, взглядов, позиций, мнений, стремлений; серьёзное разногласие, спор, грозящий осложнениями. (Определения записываются в тетрадь).
2). Межличностный конфликт - особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей. Они бывают: конструктивные – в рамках деловой аргументации и нравственных отношений и неконструктивные – переходящие к нравственно осуждаемым действиям в форме оскорблений и пр.
в/. Работа над схемой «Три фазы конфликта» (используется слайд №8 и его схема):
1/. Беседа с учениками класса. Прочитать статью в учебнике «Как избежать конфликта?» и выполнить следующие задания:
- назвать три фазы конфликта;
- назвать возможные варианты выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2/. Представить полученную информацию в виде схемы под названием «Три фазы конфликта».
3/. Сравнить полученную в тетрадях схему со схемой на экране (слайде) и подумать о том, в чём допущен просчёт.
г/. Работа над составлением таблицы о правилах ведения спора.
Порядок работы: прочитать содержание учебника о правилах спора и выделить в сжатом виде шесть правил, представив их в виде простой таблицы.
Примерный вариант таблицы «Правила ведения спора».
№ п/п
|
Правило спора
|
1.
|
Вести спор с согласия сторон «здесь» и «теперь».
|
2.
|
Чётко осознавать предмет спора и его цель.
|
3.
|
Конкретность спора (т.е. речь должна идти только о предмете спора).
|
4.
|
Обе стороны принимают активное участие в споре (без шума и с хорошей обратной связью).
|
5.
|
Аргументы деловые, игра честная без обобщений (никогда, всегда и т.д.) и уязвлений.
|
6.
|
Защищать себя, а не критиковать собеседника.
|
д/. Закрепление знаний о способах разрешения конфликта.
Задание: посмотреть на настенную таблицу и перечислить способы разрешения конфликта. (Учащиеся называют способы: компромисс, переговоры, посредничество, применение силы, арбитраж).
5. Закрепление изученного материала. (Проводится в форме просмотра видеоролика с презентацией /слайды 1-20/).
6. Контрольное тестирование. (Проводится на основе пяти разнотипных заданий,
представленных на слайде № 21).
1/. Добавить нужные слова. В процессе общения проявляются и формируются следующие качества:
принципиальность, отзывчивость, _____________ (честность), ___________ (доброта).
2/. Общение способствует развитию человека, а может ли оно его тормозить? Ответы: а). Да; б). Нет;
в/. Не известно.
3/. Впиши фразу, с помощью которой затруднение в общении может быть преодолено. Ответ: ______
__________________________. Возможный вариант (учтивость, уважение, внимание, интерес).
4/. Сколько вариантов стратегии поведения в конфликтной ситуации вы изучили? Ответ: а/. 2; б/. 3; в/. 4; г/. 5.
5/. В развитии конфликтной ситуации при общении выделены три фазы: 1). Осознание ситуации как
конфликтной; 2). Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации; 3)._____________________
_____________________________________________ . Назови третью. Вариант ответа (Выбор способов действия, если выбрана стратегия «переговоров» или стратегия «борьбы» для получения максимума желаемого).
Домашнее задание: подобрать примеры из литературных произведений, в которых описывается общение героев, переросшее в конфликт и выработать рекомендации, которые могли бы помочь героям произведения выйти из состояния конфликта.
При затруднении - возможна замена примерами из жизни.
Прочитать параграф № 12 и ответить на вопросы для самопроверки.
Краткое описание.
Автор разработки: Константинов Евгений Евгеньевич,
МОУ «СОШ № 5 г. Вольска Саратовской области»,
учитель истории и обществознания.
Т. 5-92-87(д.), 7-81-80(р.).
Номинация: «Готовлю учебный фильм».
Электронный почтовый ящик: konstantinov[email protected]
Краткая аннотация конкурсной работы.
Образовательная программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для
образовательных учреждений Р.Ф., авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др., М., Просвещение,
2006.
Тема: «Человек среди людей».
Тема урока: «Радость и сложность общения».
Класс: 8.
Тип урока: комбинированный (сочетает структуру традиционного урока, активные формы повторения и изучения учебного материала, информационные технологии).
Приобретаемые навыки: самоконтроля, самоанализа; работы с учебным текстом, плакатом, схемой и таблицей, словарной работы; развитие навыков аналитического мышления.
Технологические особенности: в процессе изучения и закрепления темы активно используется подготовленный учителем видеофильм с презентацией учебной темы, который хорошо сочетается с плакатами и иными средствами обучения.
Пояснительная записка.
Урок является вторым в общей учебной теме: «Человек среди людей» и тесно связан с предыдущей
темой урока. Он несёт в себе сложнейшую и очень важную воспитательную нагрузку по культуре
общения. Поэтому автор разработки придаёт большое значение как повторению темы, изученной
накануне, так и изучению новой темы урока. Оптимальное соотношение указанных частей урока по распределению времени – 1 к 3-м. Структура урока традиционна, но значительно обогащена активным использованием средств наглядности и подсказки, в т.ч. и электронных.
Мультимедийный материал составлен из имевшихся электронных материалов автором самостоятельно, прежде не использовался и потому может вызвать у учащихся определенный интерес. Схемы и таблица, разработанные автором, призваны акцентировать внимание учеников на узловых элементах темы. Известно, что учащиеся восьмых классов испытывают затруднение в работе с текстом учебника, не умеют выделить главное, дать чёткое толкование терминам и понятиям, не очень любят делать записи в тетрадях. В представленной работе учтены указанные проблемы и развитию отмеченных навыков уделяется достаточное внимание. План – конспект урока и видеоролик составляют единый блок, что даёт учителю возможность удерживать внимание учеников на протяжении урока, выделить главное, заострить на нём внимание, повторить изученный материал и в конце урока проверить уровень усвоения темы. Предлагаемый вариант урока легко применить на практике, в нём имеются все обязательные элементы, использование которых, по мнению автора, целесообразно. Способствует активизации учащихся и постоянное обращение учителя к ученикам с вопросами (часто риторическими, но побуждающими к мыслительной деятельности). Практика показала, что применение предлагаемой методики позволяет учителю добиться выполнения поставленных целей. Вмонтированный в видеоролик слайд с подробным указанием использованных источников гарантирует от нарушения авторских прав третьих лиц (слайды № 2 и № 22).
|